Доклад на тему: «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика +2
3 кл
23.01.2018
На уроках я использую различные методы и приемы обучения, подбираю наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие методы и приёмы обучения:сигнальных карточек , вставить буквы и слова в текст, восприятие заданий с закрытыми глазами и др.Доклад «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока
в условиях введения ФГОС»
Колесникова Наталья Васильевныа ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Августовка
доклад по ОВЗ.doc
Доклад на тему:
«Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока
в условиях введения ФГОС»
Составила: учитель начальных классов Колесникова Н.В.
20172018 уч. год
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными
нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорнодвигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой
сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и
Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные
со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей
с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как
одна из важнейших задач государственной политики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют
сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить
оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не
теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные
коммуникации с разными людьми.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,
общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений,
являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных
условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить
выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и
качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с
одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как
группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор
содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и
возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее
приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими
ОВЗ, считаются объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично
поисковый, коммуникативный, информационнокоммуникационный; методы
контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с
задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых
лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной
познавательной активности.
В ходе урока я использую различные методы и приемы обучения, подбираю
наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям
учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие
методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны
на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки
с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки
могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в
ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на
доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное
задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при
выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей
на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после
выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику
позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя
возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками
образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным.
На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые
фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к
демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида
памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуальнокинестетические и визуальноаудиальные условно рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной
работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации
привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность
ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети
имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.
Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс
интересным и выразительным
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
7.Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать
наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,
содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы
обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для
развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, которую она получает
на каждый день. Постоянно работаю над развитием речи, формированием умения
работать с учебником, справочной литературой.
Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов,
нахождение лишнего элемента, исправление ошибок.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной
степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,
активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с
ОВЗ.
Доклад на тему: «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Доклад на тему: «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Доклад на тему: «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Доклад на тему: «Методы обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.