Конспект урока по литературному чтению "Листопадничек" (3 класс, литературное чтение)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема "Листопадничек" Иван Сергеевич Соколов-Микитин. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Иконка файла материала урок чтения.doc
Урок литературного чтения И. С. Соколов­Микитов «Листопадничек» Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова­Микитова; учить  видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки  выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание  произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр  произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев;  рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения, характеризующие его  поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана;  придумывать свои рассказы о животных. Оборудование: Компьютер и проектор, рабочие тетради. Ход урока I. Организационный момент На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. II.  Подготовка к чтению У: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым писателем ­  И. С. Соколов – Митков. Автобиография Соколов­Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой  русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового  флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к  милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он  создал цикл рассказов о родной природе. С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В  последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался ­ наговаривал свои  произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход ­ обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая  его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и  благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова­Микитова ­ это богатый источник сведений об окружающем нас  мире, от которого мы порой бываем так далеки! ­ Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной  стране. ­ А теперь рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название произведения  «Листопадничек» ­ Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь? (Об осени, о листопаде, о животных)III. Первичное чтение Чтение текста детьми по цепочке (по абзацам). Физминутка IV. Проверка первичного восприятия У: Совпали ли наши предположения? (Нет) У: Интересно ли было читать? Что понравилось? У: Некоторым ребятам понравились поступки Листопадничка, некоторым нет. Давайте еще раз перечитаем. V. Анализ  перечитывание текста У: Как начинается произведение?  У: Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Подтвердите текстом.  (Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться  летать). У: О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).   У: Как вели себя другие звери? Прочитайте.  (Залегли в тёплых берлогах лежебоки­медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие  ежи; спрятались в глубокие норы змеи).   У:Чего испугались «листопаднички»?  (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте). У: Найдите в тексте, как их успокоила старая зайчиха. (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и  уютно). ­ Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?  (Нет). У: Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. У: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? У: Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой  хатке.  Он стал нянькой у бобрят). ­У: Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один –  под водой). Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике. VI. Вторичный синтез. Обобщение. У:  К какому литературному жанру это произведение относится?  (сказка о животных ) У: Докажите  (животные разговаривают, события нереальные) У: Назовите основных героев сказки   (мать­зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли ) Работа в рабочей тетради на печатной основе. У: Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. ­ мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); ­ непослушный (убежал из дома, ослушался маму); ­ любознательный (задаёт вопросы бобрам); ­ терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); ­ добрый (помогал нянчить бобрят); ­ заботливый (кормит бобрят); ­ смелый (научился плавать);­ любящий  (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров). VII. Итог урока. ­У: Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку­ путешественницу).  Почему? VIII. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.