Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема "Листопадничек" Иван Сергеевич Соколов-Микитин.
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Урок литературного чтения
И. С. СоколовМикитов «Листопадничек»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. СоколоваМикитова; учить
видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки
выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание
произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр
произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев;
рассказывать о герое, подбирая в произведении словаопределения, характеризующие его
поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана;
придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: Компьютер и проектор, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
II. Подготовка к чтению
У: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым писателем И. С. Соколов – Митков.
Автобиография
СоколовМикитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой
русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового
флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к
милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он
создал цикл рассказов о родной природе.
С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В
последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался наговаривал свои
произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и
заход солнца, лес, пороша, ледоход обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая
его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и
благоговения перед ним.
Книги И. С. СоколоваМикитова это богатый источник сведений об окружающем нас
мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной
стране.
А теперь рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название произведения
«Листопадничек»
Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь?
(Об осени, о листопаде, о животных)III. Первичное чтение
Чтение текста детьми по цепочке (по абзацам).
Физминутка
IV. Проверка первичного восприятия
У: Совпали ли наши предположения?
(Нет)
У: Интересно ли было читать? Что понравилось?
У: Некоторым ребятам понравились поступки Листопадничка, некоторым нет. Давайте еще
раз перечитаем.
V. Анализ перечитывание текста
У: Как начинается произведение?
У: Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Подтвердите текстом.
(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться
летать).
У: О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей,
ежей, змей, бобров).
У: Как вели себя другие звери? Прочитайте.
(Залегли в тёплых берлогах лежебокимедведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие
ежи; спрятались в глубокие норы змеи).
У:Чего испугались «листопаднички»?
(Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).
У: Найдите в тексте, как их успокоила старая зайчиха.
(Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и
уютно).
Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
(Нет).
У: Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.
У: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
У: Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой
хатке. Он стал нянькой у бобрят).
У: Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один –
под водой).
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
VI. Вторичный синтез. Обобщение.
У: К какому литературному жанру это произведение относится?
(сказка о животных )
У: Докажите
(животные разговаривают, события нереальные)
У: Назовите основных героев сказки
(матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )
Работа в рабочей тетради на печатной основе.
У: Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
любознательный (задаёт вопросы бобрам);
терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
добрый (помогал нянчить бобрят);
заботливый (кормит бобрят);
смелый (научился плавать); любящий (скучает и вспоминает старую матьзайчиху и маленьких братьев, живя в хатке
у бобров).
VII. Итог урока.
У: Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку
путешественницу). Почему?
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.