Разработка урока по литературному чтению по теме "А.А.Фет "Весенний дождь" (3 класс). Цель данной работы: создать условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Новизна представленной работы: модульное обучение, т.е. превращение ребенка из объекта управления в субъект управления;
формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению, самообразованию, самовоспитанию, самоорганизации; диагностирование целеобразования и объективного контроля, самоконтроля результатов.Литературное чтение А.А.Фет "Весенний дождь"
Проект урока по теме: «А.А.Фет « Весенний дождь»
Учебный предмет: Литературное чтение.
УМК: «Планета знаний».
Тема урока: А.А.Фет « Весенний дождь»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с
произведением о родной природе, формирования умений видеть красоту
природы, выраженную в художественном слове.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне;
обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в
эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с
текстом стихотворения; расширить словарный запас детей, формировать
читательские умения
Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и
творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и
аргументировать их, ассоциативного мышления, внимания, речи.
Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к
природным явлениям, воспитывать коммуникативную направленность
личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение
нравственных проблем на основе анализа стихотворения
Универсальные учебные действия:
личностные
осознавать значимость чтения;
проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе
в парах;
формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов;
метапредметные:
регулятивные:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
познавательные :
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи.
осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения,
приводить примеры;
коммуникативные:воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
находить в тексте информацию , необходимую для ее решения;
описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка;
работать в парах
предметные:
научиться различать жанры произведений;
научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах;
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,
тема).
Оборудование:
1.Учебник Литературное чтение (часть третья) .Автор : Э.Э.Кац.
2. Мультимедийный проектор с презентацией к уроку.
Этапы урока и хронометраж
1.Организационный момент. 1 мин.
2. Проверка домашнего задания. 10 мин.
3.Речевая разминка. 2 мин.
4. Актуализация знаний. 3 мин.
5. Первичное восприятие. 2 мин.
6.Проверка первичного восприятия 4 мин.
7. Физкультминутка. 3 мин.
8. Вторичное восприятие и анализ текста. 7 мин.
9.Творческая работа. 6 мин
10. Итог урока. 2 мин.
12. Рефлексия. 3 мин.
13. Домашнее задание. 2 мин.
№
п/п
1.
Этап урока
Деятельность учителя и обучающегося
Формирование УУД
Содержание урока:
Организационн
ый момент.
(Мотивация к
учебной
деятельности)
Здравствуйте, ребята! Начнём урок!
Девиз нашего урока:
Удивительное рядом, умей видеть и
наблюдать”.
Регулятивное УУД:
выполнение пробного
учебного действия
Коммуникативное
УУД: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Личностное УУД:
самоопределение2.
3
Проверка
домашнего
задания
Речевая
разминка
4.
Актуализация
знаний
Коммуникативное
УУД:
умение слушать
собеседника
Коммуникативное
УУД: умение
слушать
собеседника.
Познавательное
УУД: использование
общего способа
действия
Регулятивное УУД:
умение осуществлять
самоконтроль
Коммуникативное
УУД: аргументация
своего мнения и
позиция в
коммуникации.
Познавательное
УУД: подведение
под понятие .
Коммуникативное
УУД: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью
Регулятивное УУД:
формирование
действия
прогнозирования.
Коммуникативное
УУД: учет разных
мнений
Учащиеся рассказывают наизусть народные
песни на стр.3536 "Жаворонушки" и
"Берёзонька" (по выбору)
Дыхательная гимнастика.
–Сели ровно, руки на коленях, подышали. На
ладони последняя снежинка, подуем на неё 3
раза; как можно дольшеулетела.
Работа со скороговоркой.
Вспомните скороговорку, где встречается [с]
(Вася косил косилкой спелый овес.)
Ребята, как мы можем прочитать эту
скороговорку?
(Тихо медленно; быстрее громче; быстро
громко: с прохлопыванием ритма ).
Хором.
Кто хочет прочитать?
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали,
слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
–Я предлагаю вам послушать музыку дождя.
(Слайд1) Во время прослушивания
предложенного материала попробуйте
мысленно короткими фразами нарисовать
свой дождь.
–Как вы видите, у каждого из нас разное
восприятие дождя. Каждый видит, слышит,
ощущает дождь по– своему. Наши дожди
имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники
используют кисть и краски, музыканты звуки
нот. А при помощи чего писатели и поэты
могут передать нам свое видение дождя? (При
помощи слов).
— Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Определите тему урока.( На доске запись:
А.А.Фет « Весенний дождь»)
Прогнозирование по заголовку.
Подумайте , пожалуйста, о чем может идти
речь в стихотворении с названием
«Весенний дождь»
Можем ли мы предположить, как будет
выглядить весенний дождь?
Мы выслушали все предположения , хотите5.
6.
7.
8.
Вторичное
восприятие и
анализ
стихотворения
Первичное
восприятие
проверить , кто окажется прав ?
Слушание стихотворения «Весенний дождь» в
записи (Слайд 2)
Беседа:
К какому жанру относится это
произведение?
Кто догадался правильно о том, как
выглядит весенний дождь?
Понравилось ли вам произведение?
Проверка
первичного
восприятия
Какие строчки стихотворения вам
показались самыми интересными?
Какой образный ряд возник в вашем
воображении при прочтении стиха?
Физкультминут
ка
Давайте отдохнем. Кто сегодня будет в роли
учителя?
Ученик выходит к доске и выполняет
движения вместе с классом.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один,
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Ребята, в стихотворении встретились
несколько «трудных» слов. Давайте
потренируемся в чтении этих слов.
Словарная работа: (Слайд 3)
– Как вы понимаете слово завеса?
Завеса большой кусок ткани, служащий для
завешивания чеголибо; занавес, занавеска.
Чтение стихотворения учащимися
самостоятельно:
–В полголоса, шевеля губами, читаем
«глазами».
Работа в парах:
– Обратите внимание на начало 2– го
четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2
четверостишья.
Коммуникативное
УУД: адекватное
использование
речевых средств для
решения
коммуникационных
задач .
Предметное УУД:
различение жанров
произведений.
Познавательное
УУД: установление
причинно
следственных связей
Познавательное
УУД: осознанное
построение речевого
высказывания
Коммуникативное
УУД: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью .
Коммуникативное
УУД: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками .
Познавательное
УУД: извлечение из
текста необходимой
информации,
сравнить, обобщать
Коммуникативное
УУД: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью,
умение слушать
собеседника.
Личностное УУД:
доброжелательное– Какое художественно – изобразительное
средство применил автор во 2 строфе 2го
четверостишья? (метафора)
“Качаясь, движется завеса” – это метафора.
Что такое метафора? Вспомним определение
Особо мы остановимся на последних двух
строчках стихотворения.
– Что подошло к саду?
– Какое художественновыразительное
средство использует автор для создания
дождя.
(Олицетворение) Вспомним определение.
– В образный ряд, который мы составили в
начале урока этот образ не вошёл.
– Почему?
(Потому что сложно за каплями дождя
разглядеть, что же подошло к саду)
Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте
слова , которым она соответствует.
Моделирование обложки произведения:
(На доске лист бумаги для обложки , наверху
листа Ф.И.О. автора , внизу – название
произведения , а посередине , с помощью
условных знаков и цвета , определяют его
жанр и тему. Работа с комментариями).
Выборочное чтение:
Найдите в стихотворении и прочитайте
сравнение?
(И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.)
– Какое слово указывает на сравнение?
(На слайдах показаны 2 картины художников,
изобразивших дождь) (Слайд 4 7)
– Слова “вода”, “капля” женского рода –
дождь из воды, следовательно, дождь может
быть изображён в картине в виде женщины. У
каждой из женщин– дождей есть водная
вуаль, что закрывает её, делает её
таинственной, не всегда видимыми и поэтому
“ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи?
– Какую из этих картин мы могли бы назвать
“Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя
отношение между
учащимися при
работе в парах.
Регулятивное УУД:
формирование
действия
планирования.
.
Познавательное
УУД: обучение
действию
моделирования,
работа с
учебными моделями.
Коммуникативное
УУД: умение
слушать
собеседника,
управлять
поведением
партнера.
Познавательное
УУД: формирование
действий анализа и
синтеза, умение
делать
умозаключения
9
Творческая
работаПоздней Осени”?
– Предлагаю подобрать слова к изображенным
на картинах образам, которые помогут нам
описать их характер и настроение.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия
этих картин, с восприятиями поэтов?
– А какие ассоциации у вас возникают со
словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает,
хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок
играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 23 словосочетания
или предложения, где дождь представлен в
виде младенца.
Ответы детей.
Как вы думаете с какой целью автор
написал это произведение?
( Чтобы показать свое отношение к природе ,
чтобы мы видели красоту природы ,берегли
ее).
Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке
создать образ дождя, который до этого не
возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло
к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей поставленных в начале
урока?
Итог урока
10.
12.
Рефлексия
Проводится в виде игры « Плюсминус
интересно».
« П» «плюс» что понравилось на уроке,
информация и формы работы , которые
вызвали положительные эмоции.
« М»«минус» ,что не понравилось на уроке
,показалось скучным , осталось непонятным.
« И»« интересно»любопытные факты, о
которых узнали на уроке.
Регулятивное УУД:
умение осуществлять
самоконтроль,взаи
моконтроль
Познавательное
УУД: поиск
информации;
создание продукта
( учебного проекта
синквейна); умение
правильно строить
речевое
высказывание.
Коммуниктивное
УУД: задание,
стимулирующее
рефлексию
Познавательное
УУД: самоконтроль
и содержательная
самооценка.13.
Домашнее
задание
(на выбор) (Слайд 8)
1.Нарисовать на альбомных листах
иллюстрации к стихотворению «Весенний
дождь».
2.Создать коллаж на тему «Весенний дождь.
Летний дождь. Осенний дождь».
3.Написать стихотворение с предложенной
рифмой: весна – красна.
Познавательное
УУД: выполнение
творческого задания
Познавательное
УУД: работа с
учебными моделями;
смысловое чтение;
пересказ.