Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Оценка 4.7
Лекции +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
20.09.2019
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений деятельности педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
ОБМЕН ОПЫТОМ ДЕТИ ГР.РИСКА.doc
ДОКЛАД
На тему: «Обмен опытом групповой и
индивидуальной работы с детьми группы риска»
воспитателя
Ганиевой Л.Э. 1. Понятие дети группы риска
Евпатория,2019г.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений
деятельности педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда
выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом поразному:
трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные,
дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы
риска и др.
Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за
основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из
критерии их дифференциации дети, проживающие в малоимущих семьях; дети,
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство
самостоятельно или с помощью семьи. Эти обстоятельства могут быть различными
и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей,
которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.
Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные»,
«проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают
особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди
«обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных
педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как
правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к
исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним
должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с
участием милиции).
Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным)
поведением» имеют социальный, или скорее социальнопсихологический, оттенок и
характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее —
несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и
психологопедагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное
поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и
наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.),
непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д.
Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди
именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».
Слово риск означает возможность, большую вероятность чеголибо, как
правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся
под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать
или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной
категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в
контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять
категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять
потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку
противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала
наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно
подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для
полноценного развития.
2. Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего
существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический
характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и
воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном
становлении его, как личности.
Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они
такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих
от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие
основные группы:
•медикобиологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные
свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы
внутриутробного развития и т.д.);
•социальноэкономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный
психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей,
неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
•психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная
неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми
и т.д.);
•педагогические (несоответствие содержания программ образовательного
учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям,
темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению,
закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска.
Обычно сюда относят следующие категории детей:
•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико
патологической характеристики;
•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих
юридической силы обстоятельств;
•дети из неблагополучных, асоциальных семей;
•дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социально
психологической помощи и поддержке.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального
пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам
ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и
негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные
варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная
среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Однако педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками,
социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и
отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций
(отклонений):
∙ отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или)
психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте,
акцентуация характера);
∙ нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не
принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой
жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка);
конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
∙ ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка
индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика;
противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей
учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или
между учеником и учителями и др.);
∙ ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное
детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»);
отсутствие у родителей элементарных психологопедагогических знаний,
перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от
физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
∙ социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме); ∙ психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена
места жительства и т. д.).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в
конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних
лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью,
мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового
поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то
есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы,
выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют
негативное самоутверждение и браваду.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и
приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и
социального характера.
Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его
неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в
помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или
социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию
его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью
их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в
корректировке их социального функционирования и поведения, или шире —
процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе —
приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не
выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению
нормальных отношений с окружающими. Заключение.
Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит,
каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем
маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта
помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации
ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения.
Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в
какойто мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно
трудно. Тем не менее школа – единственное звено, в стенах которого подобно
строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима
интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление
современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети
группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных
элементов.
Если выстраивать определенную ступеньку работы с детьми, то она будет
выглядеть следующим образом:
∙ выявление детей группы риска;
∙ диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
∙ составление определенной программы профилактики или коррекции с помощью
игр, бесед и работы с родителями.
Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте. К
разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня
и соответствующих организации.
Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств:
желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного
подхода в решении проблемы. Рассмотреть все нюансы работы с детьми группы риска в таком формате не
представляется возможным.
Литература
1. Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.
2. Дети с девиантным поведением: Психологопедагогическая реабилитация и
коррекция. — М., 1992.
3. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в
современных условиях. — М., 1994.
4. Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении
школьников группы риска//Воспитание школьников. 2002 №3. – С.3941
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.