Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Оценка 4.7

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
20.09.2019
Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений деятельности педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
ОБМЕН ОПЫТОМ ДЕТИ ГР.РИСКА.doc
ДОКЛАД На тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска» воспитателя  Ганиевой Л.Э. 1.   Понятие дети группы риска Евпатория,2019г. Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений   деятельности педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда  выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по­разному:  трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные,  дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за  основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из  критерии их дифференциации ­ дети, проживающие в малоимущих семьях; дети,  жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство  самостоятельно или с помощью семьи. Эти обстоятельства могут быть различными  и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей,  которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.  Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные»,  «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают  особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди  «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных  педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как  правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к  исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним  должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с  участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным)  поведением» имеют социальный, или скорее социально­психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее —  несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и  психолого­педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное  поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и  наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.),  непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д. Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди  именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего­либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся  под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать  или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах. Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной  категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в  контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять  категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять  потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку  противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала  наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно  подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для  полноценного развития. 2. Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска» Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего  существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический  характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и  воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном  становлении его, как личности. Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они  такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих  от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие  основные группы: •медико­биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные  свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы  внутриутробного развития и т.д.); •социально­экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный  психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей,  неприспособленность к жизни в обществе и т.д.); •психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная  неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); •педагогические (несоответствие содержания программ образовательного  учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям,  темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению,  закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска.  Обычно сюда относят следующие категории детей: •дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико­ патологической характеристики; •дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих  юридической силы обстоятельств; •дети из неблагополучных, асоциальных семей; •дети из семей, нуждающихся в социально­экономической и социально­ психологической помощи и поддержке. Процесс развития личности зависит от окружающего социального  пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам  ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и  негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные  варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная  среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками,  социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и  отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций  (отклонений): ∙ отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или)  психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте,  акцентуация характера); ∙ нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не  принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой  жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка);  конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи); ∙ ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка  индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика;  противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или  между учеником и учителями и др.); ∙ ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное  детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»);  отсутствие у родителей элементарных психолого­педагогических знаний,  перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от  физического домашнего труда; конфликты в семье и др.; ∙ социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме); ∙ психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена  места жительства и т. д.). Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в  конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних  лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью,  мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового  поведения. С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то  есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы,  выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют  негативное самоутверждение и браваду. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и  приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и  социального характера. Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его  неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в  помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или  социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию  его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью  их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в  корректировке их социального функционирования и поведения, или шире —  процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе —  приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не  выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению  нормальных отношений с окружающими. Заключение. Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит,  каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем  маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта  помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации  ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения.  Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в  какой­то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно  трудно. Тем не менее школа – единственное звено, в стенах которого подобно  строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима  интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление  современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети  группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных  элементов. Если выстраивать определенную ступеньку работы с детьми, то она будет  выглядеть следующим образом: ∙ выявление детей группы риска; ∙ диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; ∙ составление определенной программы профилактики или коррекции с помощью  игр, бесед  и работы с родителями. Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте. К  разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующих организации. Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств:  желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного  подхода в решении проблемы. Рассмотреть все нюансы работы с детьми группы риска в таком формате не  представляется возможным.  Литература 1.  Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998. 2.   Дети с девиантным поведением: Психолого­педагогическая реабилитация и  коррекция. — М., 1992. 3.   Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в  современных условиях. — М., 1994. 4.   Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении  школьников группы риска//Воспитание школьников. ­2002 ­№3. – С.39­41

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»

Доклад на тему: «Обмен опытом групповой и индивидуальной работы с детьми группы риска»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2019