Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«чернянский агромеханический техникум»
обобщение опыта работы по теме:
Организация самостоятельной исследовательской работы обучающихся для активизации познавательной деятельности
Подготовил: Махиборода Г.А.
Июнь 2017г
Организация самостоятельной исследовательской работы обучающихся для активизации познавательной деятельности
Самостоятельные мысли возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе.
К.Д.Ушинский
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится эта задача. Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.
ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
«1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
«п. 7.1. обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
п. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
п. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
Образовательное учреждение должно самостоятельно планировать объем самостоятельной внеаудиторной работы на учебные дисциплины, профессиональные модули, но не более 50% от обязательной учебной нагрузки.
п. 7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные.) определяются образовательным учреждением.
п. 7.16. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение
Самостоятельная работа студентов - это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством. Любой учебный процесс ориентируется на передачу знаний от педагога к обучающемуся, успешное их накопление и последующее активное применение на практике.
Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. «Это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением», отмечает И.Я. Лернер [1]. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе заключается в формировании будущего специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к «познавательной активности» с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач[2].
Увеличение роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы формировать компетенции, развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; библиотеке, дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач. Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Надо сказать, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы нужно понимание учебного материала и наиболее оптимальное его восприятие. На первых курсах, идет упор на запоминание материала с элементами понимания, не уделяется внимание проблеме его восприятия. Мало просматриваются междисциплинарные связи. Особенно опасно это для фундаментальных дисциплин. Не закрепленные в других видах деятельности знания студентов, как правило, быстро забываются. Объем заданий на самостоятельную работу, количество контроля по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа - чем больше, тем лучше. Это не всегда эффективно, студенты формально подходят к выполнению работы, часто списывают друг у друга. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть сделано студентом формально, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых действий. Отношение студента и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является также серьезной проблемой возникающей в учреждениях профессионального образования. Активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Назовем основные факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.
1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (семинары, конференции), в профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания становится целеустремленным, существенно меняется в лучшую сторону, качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как это необходимо.
2.Креативный, творческий характер деятельности (научно- исследовательская, опытно-конструкторская или методическая работа).
3. Немаловажным мотивационным фактором является интенсивная педагогика, она допускает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего, игрового тренинга, в основе которого лежат игры. Это деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.
4.Участие в конкурсах, олимпиадах.
5.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы могут вызвать стремление к состязанию, что является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творчестве (стипендии, премирование, грамоты) и санкции за плохую учебу.
7. Выдача студентам интересных индивидуальных заданий.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, заинтересовать его дальнейшими перспективами, стать партнером студенту в образовательном процессе.
Задания для самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста, составление плана текста, составление опорного конспекта, работа со словарями, справочниками, технической документации, использование компьютерной техники, интернета;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, тесты, аналитическая обработка текста (подготовка к выступлению на семинаре, конференции, тематических кроссвордов, тестирование и т.д.).
- для формирования умений: решение вариативных задач, решение задач по образцу, выполнение расчетно-графических работ, решение производственных ситуаций, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых и дипломных работ.
Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику дисциплины, индивидуальные особенности студентов, соответствовать объему изучаемого материала.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики, сложности, уровня умений студентов.
Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать их понимание студентами, формируя у них умение, самостоятельно ставить задачи и выбирать цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Студенты защищают свои исследовательские и проектные работы, получая в портфолио сертификаты участников и победителей различных конкурсов.
Самый сложный вид самостоятельной работы, по мнению 72,2% опрошенных является выполнение курсовых проектов и работ, 14,5% считают наиболее сложным выполнение исследовательской работы и 13,3%- работу с нормативными документами.
По мнению студентов, самостоятельная работа развивает организованность (24,4%), учит самостоятельному мышлению(71,1%), способствует дисциплинированности (4,5%).
К выполнению исследовательских работ я начинаю приучать с первого- второго года обучения, считая их наиболее эффективными и результативными видами обучения. При этом учитываются личные качества обучающихся, их собственные интересы и способы мотивации, т.е используется личностно- ориентированный подход в развивающем обучении. Выполнение самостоятельной работы у 35,6% опрошенных зависит от контроля со стороны преподавателя, 44,4% студентов готовы работать самостоятельно, если предмет им интересен и 20% студентов будут работать самостоятельно независимо от установок, данных преподавателем.
У наиболее развитых студентов есть стремление участвовать в международных конкурсах («Лифт в будущее»), развивая свои темы на более высоком уровне.
По мнению студентов, самостоятельная работа развивает организованность (24,4%), учит самостоятельному мышлению(71,1%), способствует дисциплинированности (4,5%).
Таким образом, анкетирование показало, что самостоятельная работа развивает у студентов техникума, организованность, дисциплинированность, учит самостоятельному мышлению. А организация самостоятельной работы в большей степени зависит от заинтересованности студента в изучаемом предмете, а также требовательности и профессионализме преподавателя.
Литература
1. Лернер И.Я. Концепция базового содержания образования. М.,1991
2. Рыбакова Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании// Вестник СибАДИ.- 2011.-Вып. № 1 (19).-С. 89-96.
3. Фомин Н.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2013.- № 1 (88).- С.29-34.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.