Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека. Одна из главных целей социализации - приспособление и адаптация человека к социальной реальности, что служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества. Социальная адаптация - это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной помогает достичь желаемых результатов. Воспитательный процесс должен иметь социально-бытовую ориентацию.Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов.Нужно создавать необходимые определенные благоприятные условия, такие как: соблюдение режима дня, предусматривающий разумное чередование различных видов деятельности и способствующий формированию навыков культурного поведения; осуществление индивидуального подхода к воспитанникам; обеспечивание посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;осуществление тщательного и систематического контроля.
проблемы адаптации детей к школе.docx
Проблемы адаптации
детей к школе.
Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо
учиться, трудно привыкает к ее требованиям. Сложности
адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося
поведения. Если у ребенка эти сложности оказались
запредельными, тогда формируется устойчивое
отрицательное отвращение к школе, учителям и учебе.
Поэтому на проблему адаптации учителю необходимо
обратить особо пристальное внимание и сделать все от него
зависящее, чтобы адаптация оказалась для ребенка легко
преодолимой.
Нервная система 6 -7- летних почти подготовлена к школе.
Но в то же время этот возраст является одним из самых
сложных в жизни ребенка: его организм очень чувствителен
к различным воздействиям внешней среды. Процесс
адаптации 6-7 –летних детей к школьному обучению
сопровождается выраженным напряжением центральной
нервной системы и всех систем вегетативного обеспечения.
Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к
новому коллективу и его требованиям являются довольно
сильными стрессовыми факторами. Степень тяжести
адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть
такие, которые могут регулироваться школой – санитарно –
гигиенические условия обучения, режим работы в классе и в
группе, объем учебной нагрузки, психологический климат в
детском коллективе. Эти факторы сочетаются с состоянием
здоровья ребенка, степенью его готовности к школе.
Чтобы облегчить привыкание детей к школе,
систематическому труду, необходима согласованная
коррекционная работа всего педагогического коллектива.
Для облегчения адаптации составляются четкие правила
поведения, которые помогают детям без раздумий и напряжения сразу приступить к их выполнению. Школа без
правил существовать не может. Правила содержат разделы:
поведение в школе, дома, общественных местах. Ребенку не
просто овладеть требуемыми нормами социального
поведения, усвоить социальные роли. Придя в школу, он
поднимается на первую ступень социальной зрелости, в его
судьбе совершается значительный поворот, требующий
существенной внутренней перестройки. Исследования
убеждают: ребенок, как и взрослый, прежде чем совершить
какое-то действие, вольно или невольно оценивает, как оно
будет воспринято окружающими. Оценка других является
важнейшим регулятором и побудителем поведенческих
актов. Так формируется социальная роль – необходимость
совершать определенные действия, и в то же время –
ожидание оценок, ответных действий. Социальная роль
постигается непроизвольно, в процессе общения с другими
детьми и уяснения того, что от тебя требуется и чего ты
вправе требовать от других. В итоге образуется сложнейшее
переплетение индивидуальных особенностей характера,
личных убеждений, симпатий и антипатий с набором
необходимых для данной группы поведенческих установок.
При поступлении в школу ребенку необходимо почти
одновременно занять сразу две социальные позиции – по
отношению к учителю и воспитателю и по отношению к
одноклассникам. Каждый ребенок начинает свой путь в
школе с каким-то уровнем самооценки. Школа будет
индикатором, который выявит этот уровень, усилит или,
наоборот, снизит его.
Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с
положительной самооценкой школьников. Весьма
существенно на ее формирование влияет переход ребенка из
семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и
оценка в школе, где она дается в сравнении с другими
детьми, естественно, часто не совпадают. Двойное давление
трудно выдержать, а поэтому ребенок чаще занижает
уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы
расходятся, это, как правило, дополнительная нагрузка на
психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Внешнее поведение ребенка
самым серьезным образом отражается на его внутреннем
мире. Не имея возможности влиять на этот мир
непосредственно, учителю важно учить ребенка в трудных
случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести
себя спокойно и сдержанно. Сознательное спокойствие есть
проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные
упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «
опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с
очевидными формирует у ребенка склочный, вздорный,
мелочный характер. Поэтому учителям так важно учить
детей признавать ошибки, прямо о них говорить себе и
другим.
Таким образом, адаптация детей к школе, усвоение
социальных ролей оказывают значительное воздействие на
их развитие и поведение.
Доклад на тему" Проблемы адаптации детей к школе"
Доклад на тему" Проблемы адаптации детей к школе"
Доклад на тему" Проблемы адаптации детей к школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.