Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
администрации +1
Взрослым
18.01.2017
Доклад "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции" был представлен вниманию педагогов на педагогическом совете образовательной организации. В данном выступлении освящен ряд вопросов введения профессионального стандарта педагога: собственно сама характеристика стандарта, содержание основные психолого-педагогические требования к квалификации учителя.Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Профессиональный стандарт педагога.doc
Выступление на педагогическом совете:
«Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир
развития профессиональной компетенции» В деле обучения и воспитания,
во всём школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя».
К.Д. Ушинский.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным
качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам,
становится умение учиться. Готовность к переменам, способность к нестандартным
трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все
эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к
педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства
педагогического творчества.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену
морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность,
призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно
повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к
его квалификации, предлагая критерии её оценки.
Характеристика стандарта.
Остановимся на основных определениях.
1.Деятельность человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном
преобразовании им природной и социальной действительности.
2.Педагогическая деятельность один из видов деятельности, выражающийся в
целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, во
всестороннем развитии его способностей.
3.Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъектсубъектные
отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как
равнозначные субъекты педагогического процесса.
4.Компетентность новообразование субъекта деятельности, формирующееся в
процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление
знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать
функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать
систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в
своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и
определяют успех в педагогической деятельности (по В.Д. Шадрикову, доктора
психологических наук, профессора, директора Института содержания образования Института
развития образования, автора проекта методики «Апробация и внедрение разработанных подходов к
проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации». Эта методика содержит описание
профессионального стандарта педагогической деятельности и педагогических компетенций.)
Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям
и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях
лежат в основе профессиональной компетентности.
Таким образом, мы можем сказать, что профессиональный стандарт
педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к
знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его
компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической
деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.
1. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором
определяются основные требования к его квалификации.
2. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными
требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие
особенности данной территории.
3. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним
стандартом образовательной организации, в соответствии со спецификой
реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
4. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от
его профессиональных компетенций, таких, как:
готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей,
особенностей развития, ограниченных возможностей.
Содержание профессионального стандарта педагога.
1 часть: обучение.
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование
и работающим в настоящее время в начальной школе, должны быть созданы условия
для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ
урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в
образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является
родным; учеников, с ограниченными возможностями и т.п.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы
контроля.
7. Владеть ИКТ – компетенциями.
2 часть: воспитательная работа.
Педагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке,
так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора
учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасности
образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения
и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность. Ставить
воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их
происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути
их достижения.
6. Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии со школьным
уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов
самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и
обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10.Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально
ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации
ребёнка).
11.Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности
различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.).
12.Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.
13.Уметь создавать в учебной группе (классе, кружке, секции и т. д.) детсковзрослые
общности учащихся, их родителей и педагогов.
14.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их
замещающих) учащихся, привлекать семьи к решению вопросов воспитания ребёнка.
15.Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и
специалистами в решении воспитательных задач (задач духовнонравственного
развития ребёнка).
16.Уметь анализировать реальное состояния дел в классе, поддерживать в детском
коллективе деловую дружескую атмосферу.
17.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях.
18.Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них
положительный вклад.
3 часть: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции,
необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности).
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных ученых
возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные
с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психологомедико
педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и
т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального
развития ребёнка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно
развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребёнка.
9. Умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных
свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных
особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурноисторический, деятельностный и развивающий.
12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную
среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение осуществлять психологопедагогическое сопровождение образовательных
программ начального и среднего общего образования, в том числе программ
дополнительного образования.
14. Владение элементарными приёмами психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом
мониторинга личностных характеристик ребёнка.
15. Умение составить Психологопедагогическую характеристику (портрет) личности
учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с
учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и
ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного общения, ключевые компетенции (по
международным нормам) и т.д.
18. Владение психологопедагогическими технологиями, необходимыми для работы с
различными учащимися: одарённые дети, социально уязвимые дети. Попавшие в
трудную жизненную ситуацию, детимигранты, детисироты, дети с особыми
образовательными потребностями (артисты и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детсковзрослые сообщества, знание их социально
психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно
работать с родительской общественностью.
В части «Содержание» включены разделы: обучение, воспитательная работа,
развитие. И если Вы заметили: в части «обучение 7 положений», а в
части «развитие» – 20. Вот на что нацеливает Стандарт на развитие личностных качеств и
профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления
развивающей деятельности.
Психологопедагогические требования к квалификации учителя.
Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо
усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности. Возрастной и
педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса,
степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации
личности, её развития, в том числе следующие:
1. Гражданская и социальная идентичность;
2. Уважение прав и свобод личности;
3. Система ценностей личности;
4. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и
поликультурной среде;
5. Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития;
6. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
8. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных
действий;
9. Особенности освоения и смены видов деятельности;
10.Формирование детсковзрослых сообществ;
11.Становление картины мира.
Методика профессионального стандарта педагогической деятельности и
педагогических компетенций по В.Д. Шадрикову
Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой
систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным
качествам педагога (его компетентности). Одна из базовых компетентностей педагога
компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой
компетентности предложены следующие:
•знание функций педагогической оценки,
•знание видов педагогической оценки,
•знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,
•владение методами педагогического оценивания,
•умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,
•умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными
задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие
компетентности педагога:
•компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
•компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и
учебного материала конкретного урока,
•компетентность в целеполагании учебной деятельности, •компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации
индивидуального подхода в обучении,
•компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
•компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
•компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
•компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь,
предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего
информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее
решения (способов деятельности),
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Заключительные положения.
образования
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые
требования к квалификации педагога. Следовательно, новый профессиональный
стандарт педагога должен неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его
подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения
квалификации. Профессиональный стандарт сегодня — инструмент реализации
стратегии
мире. Недостаточными
становятся прописанные квалификационные характеристики учителя, так
как развитие технологий, необходимость постоянно решать нестандартные задачи —
всё это вместе взятое выдвигает новые требования к профессиональному стандарту.
Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества
работника, как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,
умение работать в команде. Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми
новые задачи, решать которые не приходилось раньше. Отсюда вытекает
необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми
компетенциями.
меняющемся
в
Введение профессионального стандарта педагога представляет регионам РФ и
образовательным организациям дополнительные ступени свободы, вместе с тем
накладывая на них серьёзную ответственность.
Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального
Образ современного учителя с позиции профессионального стандарта педагога
1.
стандарта учителя http://минобрнауки.рф/документы/3071
2.
https://kopilkaurokov.ru/klassnomurukovoditeliu/prochee/obrazsovriemiennoghouchitielia
spozitsiiprofiessionalnoghostandartapiedaghogha
3.
http://rogovtseva.sch8schel.edumsko.ru/articles/1
4.
https://infourok.ru/professionalniystandartklassnogorukovoditelya1200767.html
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Профессиональный
руководителя
классного
стандарт
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога как целевой ориентир развития профессиональной компетенции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.