Доклад на тему "Работа с родителями в начальных классах"
Оценка 4.7
Лекции
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
03.04.2017
В докладе даются рекомендации о правилах подготовки родительских собраний в начальных классах. Описываются принципы общения педагога с родителями. Использование психолого-педагогической диагностики для выявления проблемных ситуаций в отдельных семьях. Подробно перечисляются пункты, которые необходимы для работы классного руководителя. даются формы работы для привлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работа с родителями в начальной школе.docx
Работа с родителями в начальной школе
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где
закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в
образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик –
родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их
родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не
только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается
ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социальноактивным
участником учебновоспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни
учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чёмто разобраться, найти
решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как
раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие
родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы
поделиться чемто дорогим.
Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе
обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те
проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и
неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание
должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций,
тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением
личностей учащихся.
Мои принципы общения с родителями:
Помнить, что их дети самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не
обидеть и не унизить их достоинство.
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание
вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в
начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только
объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с
родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с
родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоциональноблагоприятного
климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания
является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами
семьи.
Без использования психологопедагогической диагностики невозможно
конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить
работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает
выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному
руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников,
положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, я как классный руководитель, руководствуюсь определенными
правилами. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем,
она не должна быть доступной всем.
Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к
дальнейшему общению с классным руководителем. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды
диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только
на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и
переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
Это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на
ребёнка. Для привлечения родителей к работе класса. Для проведения информационно
просветительской работы с
родителями, а также для создания информационных
материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Социальнодемографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера
профессиональной деятельности и уровень квалификации).
• Материальная обеспеченность семьи.
• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга;
отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи. Круг
интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический,
авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье,
авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень
педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
Психологопедагогическое просвещение родителей.
К психологопедагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов
различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого
педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю
предложения и пожелания при выборе тем родителей.
Привлечение родителей в учебновоспитательный процесс направляю с помощью
следующих форм работы: открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в
организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса,
совместные праздники, походы, экскурсии в природу, игрысоревнования.
При проведении родительских собраний придерживаюсь следующих правил.
Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и
стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было
запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п. Определяю одну
наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю
разговор с родителями. Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью
устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением. В ходе собрания использую
игры и групповые формы организации взаимодействия родителей. Делаю общение на
собрании непринужденным и откровенным. При обсуждении проблемных вопросов
опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на
мнение членов родительского комитета и совета школы. Стремлюсь к тому, чтобы на
собрании были приняты конкретные решения.
Доклад на тему "Работа с родителями в начальных классах"
Доклад на тему "Работа с родителями в начальных классах"
Доклад на тему "Работа с родителями в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.