Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
8 кл
17.09.2017
Проектно-исследовательская деятельность это новая образовательная технология, это средство саморазвития личности ребенка, создаёт комфортную развивающую среду, чтобы у ребёнка была возможность проявить свои таланты и способности на практике.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания, что будет способствовать обновлению и совершенствованию качества образования.
Доклад. Районное метод. объед..doc
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
Доклад на тему: "Роль проектноисследовательской деятельности в
формировании универсальных учебных действий школьников"
Подготовила: Кокурина Т.И. Ковылкино 2017 год.
причём деятельности,
Профессиональный стандарт педагога включает умение формировать и
развивать у детей универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие
компетенцию «научить учиться». Универсальные учебные действия это
«совокупность способов действия учащегося,
обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса».
Как педагогу органично встроить формирование УУД в образовательный
процесс? Этот вопрос является весьма актуальным для многих педагогов, в
том числе и педагогов дополнительного образования, которые стремятся
создать условия для развития не только познавательной, но и творческой
активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и
личностный потенциал. В исследованиях многих педагогов и психологов
подчёркивается, что «оригинальность мышления, умение сотрудничать,
творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в
деятельности,
имеющей исследовательскую
направленность».
Исходя из этого, в своей работе на уроках истории и обществознания я
предусматриваю активные формы и методы проведения занятий, одним из них
является использование проектноисследовательской деятельности, которая
даёт уникальные возможности для формирования УУД, является важным
средством развития одаренности детей.
Анализируя собственный опыт по организации проектноисследовательской
деятельности, с уверенностью могу сказать, что исследовательская работа
более успешна в том случае, если
учащиеся осознают ее смысл и целесообразность;
поставленные задачи посильны и доступны им;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, с учётом
которых подбирается методика и технология обучения.
Важную, чаще направляющую и организующую роль, безусловно, имеет
руководитель. Наши взаимодействия и взаимоотношения с учащимися носят
естественный, доверительный характер.
Кроме того, практика сотрудничества с детьми показывает, что наиболее
успешным и продуктивным вариантом являются не разовые исследования, а
система организации проектноисследовательской деятельности в течение
нескольких лет обучения. Работу в данном направлении начинаю с детьми
разного возраста — это 511е классы. Представляю результаты работы детей 511 классов, которыми были
«Династия семей. КокуриныПанюшины на страже правопорядка» (9 класс)
«Война в истории моей семьи» (7 класс)
«Памяти верны» (10 класс)
«Герб города Ковылкино» (11 класс)
«Влияние мусора на здоровье человека и окружающую среду» (10 класс)
« Александр Васильевич Суворов. Память о нём вечна». (5 класс)
«Летопись моей школы». (9 класс)
«Война в судьбе моей семьи» (11 класс)
«Федот Васильевич Сычков» (7 класс)
«Василий Николаевич Куцаков. Страницы истории г. Ковылкино» (10
Наглядным примером может служить участие детей в республиканских
конкурсах, где мы получаем богатейший материал для проведения исследований.
Это можно продемонстрировать на примере участия в различных конкурсах.
выполнены ряд исследовательских работ.
1.
2.
3.
4.
5.
класс)
6.
7.
8.
9.
10.
11. «Генерал Карбышев — символ стойкости и железной воли». (6 класс)
На начальной стадии исследования педагог ставит проблему, методы,
намечает пути её решения, а само решение ищут дети;
Проектноисследовательские работы получились интересными, насыщены
богатым, как теоретическим, так и практическим материалом, имела место и
экспериментальная деятельность.
Все работы стали победителями городского, республиканского,
Всероссийского и Международного уровня. Кроме того, в рамках
исследовательской работы, дети принимали активное участие в различных
конкурсных мероприятиях. Это позволило включить в работу детей с низким
развитием познавательной активности. Благодаря заинтересованности детей,
учитывая их склонности и таланты, а так же творческому подходу и желанию
добиться успеха, получали заслуженные награды за свой труд: грамоты,
дипломы, благодарственные письма.
Не случайно я сделала ссылку на грамоты, поскольку за каждой грамотой и
дипломом стоит кропотливая, длительная работа, которая потребовала от детей
и педагога много времени, умения выделять главное, видеть проблему, находить
пути её решения, иметь способности выходить за рамки обычного, использование
разнообразных активных методов, творческого сотрудничества.
Уверена, что при таком подходе к организации исследовательской деятельности
создаются необходимые условия для успешного формирования всех видов
УУД, выявления одарённых детей.
четыре блока: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные. Однако эти блоки не стоят
отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи. В практике моей
работы очень тесно переплетаются познавательные и личностные УУД.
И всётаки попытаюсь проанализировать, какие именно УУД формируются в
В состав основных видов УУД входят ходе проектноисследовательской деятельности.
Регулятивные УУД. В результате формирования регулятивных УУД дети
учатся в сотрудничестве с педагогом
ставить цели и учебные задачи, прогнозировать результат;
составлять план и последовательность действий (этапы выполнения);
выявлять и формулировать проблему, выбирать наиболее эффективные
способы решения в зависимости от конкретных условий;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить
коррективы;
проявлять инициативу в рамках проведения природоохранных экологических
акций;
осуществлять контроль, делать самооценку.
Познавательные УУД
учащиеся знакомятся с различными методами и приемами исследования;
выдвигают гипотезы и их обоснование, строят логические рассуждения;
учатся классифицировать объекты, устанавливать причинноследственные
связи;
сопоставляют факты, анализируют, делают выводы;
проводят анализ предмета и объекта исследования;
осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения;
выполняют синтез (составление целой работы из частей, т.к. часто использую
групповой метод работы, когда каждая группа выполняет определённые виды
заданий);
формируются навыки излагать свои мысли, вырабатывать критическое
мышление, развивать интерес к исследовательской деятельности;
готовят сообщения в устной и письменной форме, выполняют презентации;
у детей идет развитие всех видов мышления, расширяется кругозор;
приобретают навыки самостоятельной работы с научной и специальной
литературой, периодической печатью, справочниками, материалами Интернета,
формируется умение выделять необходимую, важную для них информацию
(максимально используем литературу, предоставленную нам сотрудниками
Ковылкинского краеведческого музея, библиотеки: газеты, фотографии,
буклеты, путеводители, листовки, альбомы и др. печатные издания).
Успешная исследовательская деятельность на начальном этапе, участие в
творческих мероприятиях вызывают интерес детей и потребность к дальнейшей
работе. Так, часть детей, начав работу в младшем или среднем школьном
возрасте, продолжают её, будучи старшеклассниками.
Кругозор детей постепенно расширяется, темы исследований выбираются
индивидуально, с учётом интересов ребёнка: связаны с выбором профессии,
выработкой ценностных ориентаций: эстетических, духовнонравственных,
экологовалеологических, культурологических, что свидетельствует о росте
самосознания. Примером могут служить следующая работа: «Влияние мусора на здоровье
человека и окружающую среду», где ребенок проводил исследование на примере
родного города делиться своими наработками с другими людьми, школьниками,
так и взрослыми (развитие коммуникативных УУД).
Следует отметить, что старшеклассники не только изучают природные
объекты родного края, своей «малой родины», но и, в меру своих возможностей,
пытаются решить выявленные ими проблемы. С этой целью создают проекты,
защищают их, дают рекомендации, выполняют некоторые практические работы
по устранению выявленных проблем.
Конечно, детей радует, что работы получают признание, имеют практическую
значимость и высоко оцениваются.
Личностные УУД.
Практика показывает, что в процессе проектно исследовательской
деятельности у детей формируется и развиваются такие личностные качества,
как:
самостоятельность, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, но,
с другой стороны, развивается умение прислушиваться к мнению других и
участвовать в выработке коллективных решений;
испытывая позитивные чувства от познания нового, школьники ощущают
чувство гордости за самого себя, формируется положительная самооценка,
позитивное отношение к самому себе; это хорошо прослеживается в процессе
групповой и коллективной работе, так, подав ценную идею, дети ощущают
возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет их
самосознание;
развивается мотивационная основа деятельности, познавательных
интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
вырабатывается внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного
отношения к внеклассной деятельности, что особо важно в нашей системе
дополнительного образования;
учащимися в ходе работы происходит оценивание содержания
исследовательской работы, исходя из социальных и личностных ценностей, это
особенно касается старшеклассников;
умение на один и тот же вопрос, проблему посмотреть с разных точек зрения,
свободно высказываться, рассуждать;
Кроме того, создание ситуации успеха способствует повышению самооценки
и уверенности в собственных возможностях. Происходит максимальное
раскрытие индивидуальных способностей ребенка, создание условий для его
самореализации во внешкольной жизни
Наблюдения показывают, что приобщаясь к научной работе, учащиеся
чувствуют себя значимыми и ощущают, что выполняемая ими работа является
частью большого научного исследования, особенно, если работа получила
признание, и дети стали призёрами, победителями конференций различного
уровня. Думаю, все согласятся, что не последняя роль здесь принадлежит поскольку ребёнку,
конференциях способствует выявлению и
руководителю, поэтому, мы работаем в тесном контакте, в сотрудничестве и
сотворчестве,
особенно на начальной стадии
исследовательской деятельности, наша помощь просто необходима.
Педагог в ходе всей работы по подготовке исследования или проекта берёт
на себя роль организатора деятельности, консультанта. Его роль не передать
знания, а обеспечить деятельность школьника на всех этапах проектно
исследовательской работы. Исследовательские проекты хорошая практика
для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над
проектом требует как от детей, так и от педагога, много времени и сил, но при
правильной организации работы даёт прекрасные результаты самообразования
и самореализации школьников.
Хотелось бы ещё отметить, что участие в проектной работе, научно
практических
отслеживанию
перспективных,
одаренных детей. Приобщение к исследовательской
деятельности стимулирует учащихся на инициативу и самостоятельную
интеллектуальную деятельность, даёт возможность им представлять результаты
своей научной, практической и творческой работы в портфолио, которое
является новым подходом, технологией оценивания личностных результатов
учащихся, раскрытия своего внутреннего потенциала.
«Копилка успехов» является средством повышения мотивации личностного
развития учащихся, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет
возможности обучения и самообучения, что способствует решению задачи
внедрения нового образовательного стандарта.
Портфолио многих моих школьников может красноречиво продемонстрировать
достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной.
Наряду с этим, у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Они
становятся уверенными в себе, активны, не боятся высказывать свое мнение, в
классе задают положительный настрой, энергичны, инициативны. А мои
воспитанники, среди которых много одарённых детей, старается не просто
успеть, а преуспеть во всём.
Коммуникативные УУД.
В ходе проектноисследовательской работы дети учатся:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать: учитывать
разные мнения, уметь слушать и выступать, владеть умением вести диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
оценивать со своей точки зрения ситуации, опираться на собственный опыт;
высказывать свои идеи, взгляды, формулировать собственное мнение,
позицию, отстаивать их;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, используя понятные для партнёра высказывания, (правда, это не всегда получается, зачастую, контроль за ситуацией ложится на плечи педагога).
налаживание контактов с людьми, составление анкет и проведение их
анализа, организация наблюдений.
умение работать в малых группах, распределять обязанности, назначать
лидера, чувствовать ответственность за результат коллективной работы.
Итак, исследовательская работа, особенно проводимая нами в течение многих
лет, даёт прекрасные результаты в формировании коммуникативных УУД:
способствует развитию умений работать в группах, выражать свои мысли,
отстаивать собственную точку зрения, управлять собственным поведением,
разрешать конфликты. Появляется опыт общения со сверстниками и
преподавателями в совершенно новых, нестандартных ситуациях, опыт
коллективной работы и совместного творчества.
Работа в данном направлении имеет у нас, как правило, продолжение. Овладев
багажом ценных знаний и умений, дети хотят поделиться своими наработками с
другими людьми. С этой целью проводят мастерклассы, экологическую
пропаганду, анкетирование, социологический опрос населения, выпускают и
распространяют листовки среди учащихся, пишут статьи в газету, мероприятия
с детьми младшего школьного возраста, организуют просмотры презентаций и
видеороликов, созданных в ходе работы. Всё это помогает формированию
коммуникативных УУД.
Заключение. Исследовательская работа носит характер самообразования,
школьники учатся определять и решать наиболее важные проблемы с учетом
социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие
достижения в определенной научной области.
Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления
личности ученика. Наши воспитанники, включенные в исследовательскую
деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию,
грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в
своих силах, любознательнее, инициативнее.
Только при системном подходе, используя преемственность в обучении и
разнообразные современные методики, можно обеспечить духовнонравственное
воспитание детей и сформировать универсальные учебные действия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектно
исследовательская деятельность это новая образовательная технология, это
средство саморазвития личности ребенка, создаёт комфортную развивающую
среду, чтобы у ребёнка была возможность проявить свои таланты и способности
на практике.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности
переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной
деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания, что будет способствовать обновлению и совершенствованию качества образования.
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.