Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Оценка 4.7

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
8 кл
17.09.2017
Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Проектно-исследовательская деятельность это новая образовательная технология, это средство саморазвития личности ребенка, создаёт комфортную развивающую среду, чтобы у ребёнка была возможность проявить свои таланты и способности на практике. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания, что будет способствовать обновлению и совершенствованию качества образования.
Доклад. Районное метод. объед..doc
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»  Доклад на тему: "Роль проектно­исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников" Подготовила: Кокурина Т.И. Ковылкино 2017 год.   причём   деятельности,      Профессиональный    стандарт педагога включает умение формировать и развивать у детей универсальные учебные действия (УУД),  обеспечивающие компетенцию   «научить   учиться».   Универсальные   учебные   действия   ­   это «совокупность   способов   действия   учащегося,   обеспечивающих   его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого   процесса».       Как   педагогу органично встроить формирование УУД в образовательный процесс? Этот вопрос является весьма актуальным для многих педагогов, в том   числе   и   педагогов   дополнительного   образования,   которые   стремятся создать   условия   для   развития   не   только   познавательной,   но   и   творческой активности   детей,   реализуя   при   этом   собственный   профессиональный   и личностный   потенциал.   В   исследованиях   многих   педагогов   и   психологов подчёркивается,   что   «оригинальность   мышления,   умение   сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности,   имеющей   исследовательскую направленность».      Исходя из этого, в своей работе   на уроках истории и обществознания я предусматриваю активные формы и методы проведения занятий, одним из них является   использование проектно­исследовательской деятельности, которая даёт     уникальные   возможности   для   формирования   УУД,  является   важным средством  развития  одаренности детей.    Анализируя собственный опыт по организации проектно­исследовательской деятельности, с уверенностью могу сказать, что    исследовательская работа более успешна в том случае, если ­ учащиеся осознают ее смысл и целесообразность; ­ поставленные задачи  посильны и доступны им;  ­   учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, с учётом которых подбирается  методика и технология обучения.  Важную,   чаще   направляющую   и   организующую   роль,   безусловно,   имеет руководитель. Наши взаимодействия и взаимоотношения с учащимися носят естественный, доверительный характер.      Кроме того, практика сотрудничества с детьми показывает, что наиболее успешным и продуктивным вариантом являются не разовые исследования, а система   организации   проектно­исследовательской   деятельности   в   течение нескольких лет обучения. Работу в данном направлении начинаю с детьми разного  возраста — это 5­11­е классы. Представляю   результаты   работы   детей   5­11   классов,   которыми   были «Династия семей. Кокурины­Панюшины на страже правопорядка» (9 класс) «Война в истории моей семьи» (7 класс) «Памяти верны» (10 класс) «Герб города Ковылкино» (11 класс) «Влияние мусора на здоровье человека и окружающую среду» (10 класс) « Александр Васильевич Суворов. Память о нём вечна». (5 класс) «Летопись моей школы». (9 класс) «Война в судьбе моей семьи» (11 класс) «Федот Васильевич Сычков» (7 класс) «Василий   Николаевич   Куцаков.   Страницы   истории   г.   Ковылкино»   (10                 Наглядным примером может служить участие детей в республиканских конкурсах, где мы получаем богатейший материал для проведения исследований. Это можно продемонстрировать на примере участия в различных конкурсах.   выполнены ряд исследовательских работ.  1. 2. 3. 4. 5. класс) 6. 7. 8. 9. 10. 11.     «Генерал Карбышев — символ стойкости и железной воли». (6 класс)            На начальной стадии исследования педагог   ставит проблему, методы, намечает пути её решения, а само решение ищут дети;  Проектно­исследовательские   работы   получились   интересными,   насыщены богатым, как теоретическим, так и практическим материалом, имела место и экспериментальная деятельность.     Все   работы   стали   победителями   городского,   республиканского, Всероссийского   и   Международного   уровня.   Кроме   того,   в   рамках исследовательской   работы,   дети   принимали   активное   участие   в   различных конкурсных мероприятиях. Это позволило включить в работу детей с низким развитием   познавательной   активности.   Благодаря   заинтересованности   детей, учитывая их склонности и таланты, а так же творческому подходу и желанию добиться   успеха,   получали   заслуженные   награды   за   свой   труд:   грамоты, дипломы, благодарственные письма.       Не случайно я сделала ссылку на грамоты, поскольку за каждой грамотой и дипломом стоит кропотливая, длительная работа, которая потребовала от детей и педагога много времени, умения выделять главное, видеть проблему, находить пути её решения, иметь способности выходить за рамки обычного, использование разнообразных активных методов,  творческого сотрудничества.  Уверена, что при таком подходе к организации исследовательской деятельности создаются   необходимые   условия   для     успешного   формирования   всех   видов УУД, выявления одарённых детей.        четыре  блока:  личностные, регулятивные, познавательные,   коммуникативные. Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи. В практике моей работы очень тесно переплетаются познавательные и личностные УУД. И всё­таки попытаюсь  проанализировать, какие именно УУД  формируются в  В   состав   основных   видов   УУД   входят ходе проектно­исследовательской деятельности.  Регулятивные   УУД.    В   результате   формирования   регулятивных   УУД   дети учатся в сотрудничестве с педагогом  ­   ставить цели и учебные задачи, прогнозировать результат; ­  составлять план и последовательность действий (этапы выполнения); ­   выявлять   и   формулировать   проблему,   выбирать   наиболее   эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий; ­     самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения   действий,   вносить коррективы;  ­  проявлять инициативу в рамках проведения  природоохранных экологических акций; ­  осуществлять  контроль,  делать самооценку. Познавательные УУД  ­   учащиеся знакомятся с различными методами и приемами исследования; ­  выдвигают гипотезы и их обоснование, строят логические рассуждения; ­     учатся   классифицировать   объекты,   устанавливать   причинно­следственные связи; ­  сопоставляют факты, анализируют, делают выводы; ­  проводят анализ предмета и объекта  исследования;    ­  осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения; ­  выполняют синтез (составление целой работы из частей, т.к. часто использую групповой метод работы, когда каждая группа выполняет определённые виды заданий);   ­     формируются   навыки   излагать   свои   мысли,   вырабатывать   критическое мышление, развивать интерес к исследовательской деятельности; ­  готовят сообщения в устной и письменной форме, выполняют презентации;  ­  у детей идет развитие всех видов мышления, расширяется кругозор;   приобретают   навыки     самостоятельной   работы   с   научной   и   специальной литературой, периодической печатью, справочниками, материалами Интернета, формируется   умение   выделять   необходимую,   важную   для   них   информацию (максимально   используем   литературу,   предоставленную   нам   сотрудниками Ковылкинского   краеведческого   музея,   библиотеки:   газеты,   фотографии, буклеты, путеводители, листовки, альбомы и др. печатные издания). Успешная   исследовательская   деятельность   на   начальном   этапе,   участие   в творческих мероприятиях вызывают интерес детей и потребность к дальнейшей работе.   Так,   часть   детей,   начав   работу   в   младшем   или   среднем   школьном возрасте, продолжают её, будучи старшеклассниками. Кругозор   детей   постепенно   расширяется,   темы   исследований   выбираются индивидуально,   с   учётом   интересов   ребёнка:   связаны   с   выбором   профессии, выработкой   ценностных   ориентаций:   эстетических,   духовно­нравственных, эколого­валеологических,   культурологических,   что   свидетельствует   о   росте самосознания. Примером могут служить следующая работа: «Влияние мусора на здоровье человека и окружающую среду», где ребенок проводил исследование на примере родного города делиться своими наработками с другими людьми, школьниками, так и взрослыми (развитие коммуникативных УУД).              Следует отметить, что старшеклассники не только изучают природные объекты родного края, своей «малой родины», но и, в меру своих возможностей, пытаются решить выявленные ими проблемы. С этой целью создают проекты, защищают их, дают рекомендации, выполняют некоторые практические работы по устранению выявленных проблем.  Конечно, детей радует, что работы получают признание, имеют практическую значимость и   высоко оцениваются.  Личностные УУД.   Практика   показывает,   что   в   процессе   проектно­   исследовательской   деятельности у детей формируется и развиваются такие личностные качества, как:  ­  самостоятельность, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, но, с   другой   стороны,   развивается   умение   прислушиваться   к   мнению   других   и участвовать в выработке коллективных решений;   ­   испытывая  позитивные чувства от познания нового, школьники ощущают чувство   гордости   за   самого   себя,   формируется   положительная     самооценка, позитивное отношение к самому себе; это хорошо прослеживается в процессе групповой   и   коллективной   работе,   так,   подав   ценную   идею,   дети   ощущают возросшую   уверенность   в   себе,   что,   в   свою   очередь,   подкрепляет   их самосознание;        ­  развивается мотивационная основа деятельности, познавательных  интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; ­   вырабатывается   внутренняя   позиция   ребёнка   на   уровне   положительного отношения   к   внеклассной   деятельности,   что   особо   важно   в   нашей   системе дополнительного образования;  ­     учащимися   в   ходе   работы   происходит   оценивание   содержания исследовательской работы, исходя из социальных и личностных ценностей, это особенно касается старшеклассников; ­  умение на один и тот же вопрос, проблему посмотреть с разных точек зрения, свободно высказываться, рассуждать;      Кроме того, создание ситуации успеха способствует повышению самооценки и   уверенности   в   собственных   возможностях.   Происходит   максимальное раскрытие   индивидуальных   способностей   ребенка,   создание   условий   для   его самореализации во  внешкольной жизни        Наблюдения   показывают,   что   приобщаясь   к   научной   работе,   учащиеся чувствуют себя значимыми и ощущают, что выполняемая ими работа является частью   большого   научного   исследования,   особенно,   если   работа   получила признание,   и   дети   стали   призёрами,   победителями   конференций   различного уровня.   Думаю,   все   согласятся,   что   не   последняя   роль   здесь   принадлежит поскольку   ребёнку,   конференциях   способствует   выявлению   и   руководителю, поэтому, мы работаем в тесном контакте, в сотрудничестве и сотворчестве,   особенно   на   начальной   стадии исследовательской деятельности, наша помощь просто необходима.      Педагог в  ходе всей работы по подготовке исследования или проекта берёт на себя роль организатора   деятельности, консультанта. Его роль не передать знания,   а   обеспечить   деятельность   школьника     на   всех   этапах   проектно­ исследовательской   работы.    Исследовательские   проекты  ­   хорошая   практика для   повышения   эффективности   образовательного   процесса.   Работа   над проектом требует как от детей, так и от педагога,  много времени и сил, но при правильной организации работы  даёт прекрасные результаты  самообразования и самореализации школьников. Хотелось   бы   ещё   отметить,   что   участие   в   проектной   работе,   научно­ практических     отслеживанию перспективных,     одаренных   детей.   Приобщение   к   исследовательской деятельности   стимулирует   учащихся   на   инициативу   и   самостоятельную интеллектуальную деятельность, даёт возможность им представлять результаты своей   научной,     практической   и   творческой     работы   в   портфолио,   которое является   новым   подходом,   технологией   оценивания   личностных   результатов учащихся, раскрытия своего внутреннего потенциала.  «Копилка   успехов»     является   средством   повышения   мотивации   личностного развития учащихся,   поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности   обучения   и   самообучения,   что   способствует   решению   задачи внедрения нового образовательного стандарта. Портфолио многих моих школьников может красноречиво  продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.        Наряду с этим,  у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Они становятся уверенными в себе, активны, не боятся высказывать свое мнение, в классе   задают   положительный     настрой,   энергичны,   инициативны.   А   мои воспитанники,   среди   которых   много   одарённых   детей,     старается   не   просто успеть, а преуспеть во всём.  Коммуникативные УУД.       В ходе проектно­исследовательской работы дети учатся:  ­   устанавливать   рабочие   отношения,   эффективно   сотрудничать:   учитывать разные мнения, уметь слушать и выступать, владеть умением вести диалог;  ­   участвовать в коллективном обсуждении проблем;  ­  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­  оценивать со своей точки зрения ситуации, опираться на собственный опыт;  ­     высказывать   свои   идеи,   взгляды,   формулировать   собственное   мнение, позицию, отстаивать их; ­   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных задач,  используя понятные для партнёра высказывания, (правда, это не всегда получается, зачастую, контроль за ситуацией ложится на плечи педагога).          ­ налаживание контактов с людьми, составление анкет и проведение их анализа, организация наблюдений. ­   умение   работать   в   малых   группах,   распределять   обязанности,   назначать лидера, чувствовать ответственность за результат коллективной работы.     Итак, исследовательская работа, особенно проводимая нами в течение многих лет,   даёт   прекрасные   результаты   в   формировании   коммуникативных   УУД: способствует   развитию   умений   работать   в   группах,   выражать   свои   мысли, отстаивать   собственную   точку   зрения,     управлять   собственным   поведением, разрешать   конфликты.   Появляется   опыт   общения   со   сверстниками   и преподавателями   в   совершенно   новых,   нестандартных   ситуациях,   опыт коллективной работы и совместного творчества. Работа в данном направлении имеет у нас, как правило, продолжение. Овладев багажом ценных знаний и умений, дети хотят поделиться своими наработками с другими   людьми.   С   этой   целью   проводят   мастер­классы,   экологическую пропаганду,   анкетирование,   социологический   опрос   населения,   выпускают   и распространяют листовки среди учащихся, пишут статьи в газету, мероприятия с детьми младшего школьного возраста, организуют просмотры презентаций и видеороликов,   созданных   в   ходе   работы.   Всё   это   помогает   формированию коммуникативных УУД.   Заключение.  Исследовательская     работа   носит   характер   самообразования, школьники учатся определять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных,   экономических,   экологических   условий   и   отражать   новейшие достижения в определенной научной области.        Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности   ученика.   Наши   воспитанники,   включенные   в   исследовательскую деятельность,   проявляют   повышенную   склонность   к   самообразованию, грамотнее   анализируют   и   оценивают   факты,   события,   явления,   увереннее   в своих силах, любознательнее, инициативнее.       Только при системном подходе, используя преемственность  в обучении и разнообразные современные методики, можно обеспечить духовно­нравственное воспитание детей и сформировать универсальные учебные действия.        Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   проектно­ исследовательская   деятельность   это   новая   образовательная   технология,     это средство саморазвития личности ребенка, создаёт   комфортную развивающую среду, чтобы у ребёнка была возможность проявить свои таланты и способности на практике.     Формирование   универсальных   учебных   действий   обеспечивает   личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности   к   деятельности   самообразования   и   самовоспитания,   что   будет способствовать обновлению и совершенствованию качества образования.

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников

Доклад на тему Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2017