Доклад на тему "Роль русского языка в трёхъязычии"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Роль русского языка в трёхъязычии"

Оценка 4.6
Игры +5
docx
русский язык +1
Взрослым
29.01.2019
Доклад на тему "Роль русского языка в трёхъязычии"
Публикация является частью публикации:
сказуемое.docx

Карточка 1.    Выделите основы во всех предложениях.


Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична. Она составляет первый, сравнительно маленький период, продолжающийся несколько биллионов лет, смотря по размерам звезды. Чем она больше, массивнее, тем период ее жизни продолжительнее. Это я разобрал в своей кинетической теории света. Привожу из нее только наиболее вероятные выводы.
Частицы эфира, комбинируясь, дают начало электронам или другой простейшей материи. Раз существует материя из водорода и гелия, то должна же она иметь какой-нибудь источник. Мы знаем только про существование эфира. Естественно предположить, что она и образовалась из эфира. Это подобно тому, как мы допускаем на нашей планете самозарождение. В противном случае, откуда же появилась первая живая материя? Разве с неба, но ведь и небо таково же, как Земля, и там такие же планеты и так же освещаются подобными же солнцами. (К.Циолковский)

 

Карточка 2.  

  Запишите предложения, определите их грамматическую основу:


1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.


Карточка 3.    Найдите сказуемые и  определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.


1) Этот край очень скромен. 
2) Птицы – наши друзья. 
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье. 
5) Скинуло кафтан зелёный лето. 
6) Утро свежо.

Карточка 4.   

Найдите сказуемые и выделите их.


Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Карточка 5. 

 Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.


Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)


Карточка 6.     Найдите простые и составные глагольные сказуемые.


Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Карточка 7.


Найдите составные глагольные сказуемые.


Как я хочу вдохнуть в стихотворенье 
Весь этот мир, меняющий обличье...
Я боюсь, что слишком поздно 
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней, 
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Карточка 8.


Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.


1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы — с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)

Карточка 9.


Найдите составные именные сказуемые.


Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Карточка 10.


Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.


1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина) 

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет — это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.




 

 

 

 

 

Карточка 12.


Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные.


1. Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (С.Есенин) 2. Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (Л.Чуковская) 3. Путники стояли опечаленные. (А.Волков) 4. Глаза — это мозг, вывороченный наизнанку. (М.Горький) 5. Данная песня не вопль отчаянья. (И.Бродский) 6. Все больничные медсестры казались хорошенькими. (С. Довлатов) 7. В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно. (Н.Гарин-Михайловский) 8. Пупок — неотъемлемая часть моего организма. (Викт. Ерофеев) 9. Вымысел — не есть обман. Замысел — еще не точка. (Б.Окуджава)

Карточка 13.


В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких — простым глагольным сказуемым?


1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)

Карточка 14.


Определите типы сказуемых в данных предложениях.


1. Я буду ласковый послушник, а ты — разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)

Карточка 15.


Анализ текста. Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых.


У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он — кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

Карточка 16.


Покажите, что сказуемые в данных предложениях состоят из трех и более компонентов.


1. А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Горький) 2. Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов. (Б.Ахмадулина) 3. Неужели всю жизнь надо маяться! 4. Невозможно научиться себя и ближних понимать! 5. А там, где должен быть восток, два облака учились плавать. 6. Любимая, не говори, что надо нам прощаться! (Д.Самойлов) 7. Это лучшее, что должно было быть в России... (М.Булгаков) 8. Лето обещало быть жарким, богатым. (Б.Пастернак)


 

 

 

 

 

Карточка 17.


Определите типы сказуемых во всех предложениях.


Чехов — нашей юности полет... Мы — интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Чтобы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов — пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой — всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)

Карточка 18.


Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.


1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя.

2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко.

3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь.

4. Наш учитель — человек добрый. Наш учитель — хороший спортсмен.

5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.

Карточка 19.


Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.


1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь).

2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов).

3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев).

4. Равнина казалась бесконечной.

5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский).

6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич).

7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов).

8. Морской воздух в любое время года чист и приятен.

9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский).

10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»



1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?


1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.


3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.


4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.


5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?


1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.
3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.


6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?
3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.


7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.
4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.



 

 

 

 

 

 

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»

 

8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?


1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
4) Он уже целый город воздвигнуть готов.


9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.


10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.


11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?


1) От волнения она долго не могла начать говорить.
2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.


12. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


Ты должен быть нашим первым драматургом.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное


13. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное
4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное


14. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?


После окончания института Федор должен был вернуться в родной город. 
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное


 

Карточка 1. Выделите основы во всех предложениях

Карточка 1. Выделите основы во всех предложениях

Карточка 7. Найдите составные глагольные сказуемые

Карточка 7. Найдите составные глагольные сказуемые

Карточка 12. Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные

Карточка 12. Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные

Карточка 17. Определите типы сказуемых во всех предложениях

Карточка 17. Определите типы сказуемых во всех предложениях

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы» 1

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы» 1

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы» 8

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы» 8
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.