Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши де¬ти – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Пра¬вильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
доклад роль семьи.doc
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А.
М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой
природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми вос
питателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям
набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к
самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности
растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как
гражданина.
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это
будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.
Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих
детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами
и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное
воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше
будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед
обществом.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
...Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления
приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его
злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются
отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно
считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень
силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает
имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все
главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом
деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования
представителей семьи, в особенности относительно их правдивости,
искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка
и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и
рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за
всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить
личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать
собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между
своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости,
непосредственности и искренности и этим положит верное основание для
развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий
его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно
влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и
насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют
нравственному развитию ребенка... Известно, что эта работа не у всех одинаково
1 успешно протекает. Это зависит от многих причин н прежде всего зависит от
применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной
является и самое устройство семьи, ее структура. В известной мере эта струк
тура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утверждать, что
воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное
дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья
испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним
ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи.
Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно
превышают полезную норму. Очень часто единственный ребенок привыкает к
своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье.
Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои
заботы, и волейневолей они воспитывают эгоиста.
Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может
иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В
большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, при
обретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети,
между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных
формах. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в
различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие
жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к
старшему брату и любовь к младшему брату – это различные чувства, умение
поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не
говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает
быть в коллективе.
Вопрос о структуре семьи – вопрос очень важный, и к нему нужно
относиться вполне сознательно.
Если родители понастоящему любят своих детей и хотят их воспитать
как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить
до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе)
зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом
«учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да
иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не
отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться
связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы
принудительного характера попрежнему будут царить в стенах школы, как и в
семейном быту...
Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он
глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается
именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и
осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то
он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его
2 самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье
несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды
и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо
твердо помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления,
получаемые органами его чувств, он только им и повинуется и действует
исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; он непременно
делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в какомлибо
отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но, если он
видит, что окружающие пользуются чемнибудь, а ему не дают, то и он при
первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз
она плохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то
же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на
опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться
всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть
умником, и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно.
Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только
покажет ему, что не попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность
сделать комунибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при
наказании.
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы
воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете
его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,
даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с
другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы
обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это
имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит
или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями,
вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а
еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы
уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие
методы вам не помогут.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье,
родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный
метод воспитания!
3 Роль семьи в воспитании детей.
Соловей Т.Ю.
4
Доклад на тему: Роль семьи в воспитании детей"
Доклад на тему: Роль семьи в воспитании детей"
Доклад на тему: Роль семьи в воспитании детей"
Доклад на тему: Роль семьи в воспитании детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.