Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Оценка 4.9

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Оценка 4.9
Семинары
docx
экология
Взрослым
17.12.2018
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
В данной статье рассматривается необходимость организации экологического образования и воспитания студентов через систему внеклассных мероприятий, раскрываются формы организации внеклассной работы по экологическому воспитанию. Рассмотрены основные формы внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию: сотрудничество с библиотекой; участие в экологических акциях и субботниках; экскурсии в музеи и выставочные залы; кружковая работа; проектная деятельность и т. д.
Долинко_статья.docx
Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов. О.В.Долинко,  преподаватель географии, биологии ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» г. Саратов (Россия) Ключевые   слова:   экологическое   воспитание   студентов;   экологическое образование;   экологическая   культура;   окружающая   среда;   экологическое мировоззрение; внеклассные мероприятия. Аннотация:  В   данной   статье   рассматривается   необходимость   организации экологического   образования   и   воспитания   студентов   через   систему внеклассных   мероприятий,  раскрываются   формы   организации   внеклассной работы по экологическому воспитанию. В   основных   направлениях   государственной   политики   в   области экологического   развития   России,   принятой   на   период   до   2030   года, подчеркивается,   что   процесс   воспитания   и   обучения   в   образовательных учреждениях   должен   быть   направлен   на   формирование   экологически ответственного   поведения.   И   вопросы   формирования   экологической культуры,   экологического   воспитания   необходимо   включить   в государственные, федеральные и региональные программы. О необходимости развития экологического образования говорится в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012)  [ 6,с.18]. Иванова   Т.С.   считает,   что   основной   задачей   экологического образования является    теоретическое    освоение      знаний   о   природе,   ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях   их   решения   в   производстве,   быту,   в   процессе   отдыха   [1,с.55]. Экологическое   воспитание   –   это   не   одно   из   направлений   деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в  системе   его   отношений   с   природой,   обществом   и   со   своим   внутренним миром. Формирование у студентов ответственного отношения к природе – сложный   и   длительный   процесс.   Конечным   результатом   должно   быть   не только   овладение   определенными   знаниями,   а   развитие   эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком [3, http://thelib. ru/books/]. Полякова   Н.И.   говоря   о   роли   экологического   воспитания   в  решении проблем   экологического   кризиса,   хорошо   определила   этот   термин.   Она считала,   что   экологическое   воспитание   и   образование   надо   понимать   как процесс   постоянного   приобретения   экологических   знаний,   понятий   и способностей,   одновременно   развивая   экологическое   сознание,   культуру   и формы   экологического   поведения   в   рабочей   и   жизненной   среде   в   целях сохранения,  защиты   и,  было   бы   желательно,   продвигаться   к   будущему.[4,с 445].Конечная   цель   экологического   образования   –   воспитание   человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.  В   ГАПОУ   СО   «Саратовский   политехнический   колледж»   уделяется большое внимание экологическому воспитанию студентов, в ходе которого успешно   решаются   задачи   формирования   у   обучающихся   экологического сознания   и   создания   условий   для   социального   становления   и   развития познавательной, личности организацию   совместной     через   природоохранительной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей   среде.  При   реализации   содержания   общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования  с получением  среднего  общего образования (ППКРС)   максимальная   учебная   нагрузка   обучающихся     по   предмету «Экология» составляет 54 часа, аудиторная 36 часов. Поэтому при наличии такого   минимального   аудиторного   количества   часов,   экологическое образование   и   воспитание     студентов   не   должно   ограничиваться   только рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной   работе. Формы и методы такой работы самые разнообразные:   ­   Сотрудничество   с   библиотекой   №10   Ленинского   района.  Во   все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи с общеобразовательными   учреждениями.  В   идеале   ­   душа   каждого   должна пребывать   в   гармонии   с   собой   и   миром.   Человек,   чувствующий   красоту природы,  не  навредит   ей  ни  словом,  ни   делом.  Главная   задача   педагога   и библиотекаря   раскрыть   душу   ребёнка   навстречу   общению   с   природой, научить   чувствовать   красоту,   победить   равнодушие,   воспитать   спасителя жизни   на   Земле.  В.Ковалёв  писал:   «Так   повелось,   что   в   омуте   беды сплотить   должны   сильнее   нас   на   век:   охрана   окружающей   среды, библиотека,   книга,   человек!  Формы   организации   работы,   которые   мы выбираем в нашей совместной работе, разнообразны. Так, например в 2017 году, который был объявлен годом экологии, совместно с библиотекой №10 были проведены такие мероприятия:   Экологический   час   набат»   За   чистоту   родной   Земли»;  Гость мероприятия   Борис   Андреевич   Софинский   ­   руководитель   детской общественной   экологической   организации   "Союз   юных   экологов Саратовской   области",   организатор   летних   школьных   экологических лагерей   в   национальном   парке   "Хвалынский"   Саратовской   области. Продолжил с ребятами разговор о глобальном экологическом кризисе, угрожающем нашей планете, о том, что и растения, и животные, и вся окружающая   природа   нуждаются   в   нашей   защите,   охране.   Итогом мероприятия   стало   решение   организовать   в   середине   апреля совместную акцию с привлечением депутатов городской и областной Дум " Почистим Родники.  экологический   урок   «Русский   лес   –   край   чудес»;  Россия   –   лесная страна.   В   лес   мы   ходим   за   ягодами   и   грибами,   здесь   заготавливаем древесину и многие лекарственные растения, здесь отдыхаем душой и телом.   Хорошо   просто   погулять   по   лесу,   пройтись   по   лесным тропинкам,   постоять   на   лесных   полянках,   полюбоваться   яркими, скромными, милыми сердцу цветами, зелеными древесными кронами.  слайд путешествие по экологии из экологического цикла «Ступеньки в мир природы» «Посмотри вокруг себя – просит помощи Земля!»;  экологический   праздник   к   Международному   дню   птиц   «Вестники радости и весны»;  виртуальный   слайд   экскурсия   ко   Дню   заповедников   и   национальных парков «Путешествие по паркам и заказникам Саратовской области»;  эколого – краеведческая игра» Тропинками родного края»;  познавательная игра «Родники Земли Саратовской»;  литературно – музыкальный час « Край родной в стихах и песнях;  экологический   театрализованный   праздник   ко   дню   Волги   «Волга   ­ Матушка ­ река» и другие. Эстетический   вкус   и   экологическое   мировоззрение     воспитывается   в библиотеке   не только  книгами, мероприятиями,  но  и  изделиями  мастеров, работающих   в   разных   жанрах:   лесная   скульптура,   флористика,   природные поделки. Выставленные в читальном зале  экспонаты доступны для обзора и «оживают» в руках ребят. Можно примерить рябиновые бусы или посвистеть в глиняные свистульки. Объемные картины флористов пробуждают фантазию и доставляют огромное наслаждение.   ­   Участие   в     экологических   акциях   и   субботниках.  Экологическая акция  "Волге  ­   чистые   берега",  организованная   Министерством   природных ресурсов и экологии региона. Место проведения ­ Андреевские пруды. Акция в   первую   очередь   была   направлена   на   очистку   Андреевских   прудов   от самопроизвольной свалки и мусора в местах где отдыхаем, мы – саратовцы. В микрорайоне Улеши эта же акция была направлена на изучение прибрежной зоны Волги и очищение территории от мусора. Наведение порядка на берегу Волги.  Результат   проведенного   мероприятия,  очищено   от   мусора    600кв.м территории. ­ Эколого ­ краеведческая форма внеклассной работы включает в себя экскурсии   в   музеи,   выставочные   залы.   Культурно   выставочный     центр «Радуга»   города   Саратов,   является   центром   эколого   –   эстетического воспитания. Такие занятия по темам, как  «Заповедной тропой Хвалынского парка»,   «Природа   родного   края.   Реки».  Студенты   знакомятся   с репродукциями художников:  Гора Богданиха, фотопейзажи: Меловая сосна, прострел   раскрытый,   сон­трава,   крушеница   обыкновенная,   бабочка­ лимонница, муравейник на экологической тропе, Родник   4 ­ Дачная и т.д. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Красная книга». Студенты узнали о истории создании Красных книг – международной, российской, областной. Познакомились   с   охраняемыми   видами   растений   и   животных   Саратовской области.   Мероприятие   сопровождалось   демонстрацией   слайдов, видеофильмов. ­ Проведение уроков – мужества. В Саратовской области проживают 2796 человек, подвергшихся воздействию радиационных и техногенных катастроф, в том числе 2546 граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС(1281   ликвидатор,   692   инвалида,   280 переселенцев с зараженных территорий, 280 членов семей умерших инвалидов и   ликвидаторов).   Об   этом   студентам   рассказал   полковник   в   отставке, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году,  Холявко Владимир Петрович. ­   Организация   и   проведение   внеклассных   мероприятий.  Внеклассное мероприятие   по   теме   «Прекрасного   касайся   осторожно»,   направлено     на формирование   экологической   культуры   личности   студентов   через произведения искусства (танцы, музыка, поэзия, мультипликация). Появились   особые   жанры   в  искусстве,  ориентированные   на   экологию.   Это экологическая   художественная   фотография,   экологические   плакаты, экспозиции   из   которых   собирают   сегодня   огромное   количество   людей. Существует экологическое кино, эко­живопись. Экология оставила свой след даже  в  моде – сейчас  довольно быстро обретают  популярность  наряды из   а   также   флористика   в   дизайне   одежды. натуральных   тканей, Советский   сатирический   мультфильм   «Это   совсем   не   про   это»(1984) изначально   создавался   для   взрослых.   В   центре   сюжета   трёхминутного мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами. Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и подоить.   Но   какое   молоко   может   дать   животное   после   такой   прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина. Полученное   топливо   она   заливает   в   свою   машину   и   уезжает   по   делам. Мультик   в   ироничной   манере   напоминает   людям   о   том,   что   загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую, необратимыми последствиями. (Фрагмент показать   «Путешествие по Красной книге», цель данного внеклассного мероприятия обобщить,   закрепить   и   углубить   экологические   знания   обучающихся, полученные на занятиях по экологии, сформировать представление учащихся о   Красной   книге,   о   животных   занесённых   в  Красную   книгу.   Выяснить,  по какой причине многие животные и растения оказались на страницах книги. ­Экологический   проект   («Природные   красители,   как   экологически чистый материал», «Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся», «Глобальные проблемы Саратовской области») направлены на формирование учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основная цель  экологических  проектов  –  развитие  у детей  чувства причастности   к решению   экологических   проблем   через   включение   их в различные   виды деятельности     по изучению     и улучшению     экологической обстановки в колледже, в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам. Раскрывая   педагогическую   значимость     метода   проекта,   И.   В.   Цветкова [2,с.37]   подчеркивает,   что   метод   проектов   –   один   из   немногих   методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий   мир,   природную   и   социальную   среду.   Метод   проектов   даёт возможность   детям   накапливать   опыт   самостоятельно,   и   этот   опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Частично организацию   проектно   ­   исследовательской   осуществляем через кружок «Юный исследователь».   деятельности     студентов Использование   различных   педагогических   технологий   способствует экологическому   воспитанию   студентов,  формирование   у   них   нравственных качеств.   Которые   проявляются   в   позитивных   свойствах   личности,   как доброта,   забота   о   ближнем,   ответственность   за   свои   поступки,   бережное отношение к природе, любви к родному городу. Настало время, когда человечеству необходимо пересмотреть свое отношение к   природе   и   организовать   должное   воспитание   и   образование   нового поколения. Экологическое   воспитание   и   экологическое   образование   –   два взаимосвязанных,   самоценных,   но   не   самодостаточных   процесса.   Если стержнем   образовательных   программ   является   определённый   круг   знаний, умений   и   навыков   учащихся,   то   стержнем   программ   экологического воспитания   –   становление   нравственно­экологической   позиции   личности, «объём»   и   «качество»   её   взаимодействия   с   окружающей   средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление ­ знание – деятельность», а экологическое воспитание ­ «ценности – отношение – поведение». Список литературы: 1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.  СПБ, 2003. С 55 2.  Модели   экологического   воспитания   детей:   метод.   пособие   для педагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 3.  Николаева С.И. Система экологического воспитания дошкольников  /С.Н. Николаева. Режим доступа: http://thelib. ru/books/  4.  Полякова  Н.И. Экологическое  образование  и воспитание  в  современной школе.   В   сборнике:   Экологические   и   природоохранные   проблемы современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной научной   конференции.   В   2­х   частях.   Под   редакцией   А.В.   Семенова,   Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. 5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2011 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , доступ http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf.

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".

Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018