Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Оценка 4.9
Семинары
docx
экология
Взрослым
17.12.2018
В данной статье рассматривается необходимость организации экологического образования и воспитания студентов через систему внеклассных мероприятий, раскрываются формы организации внеклассной работы по экологическому воспитанию. Рассмотрены основные формы внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию: сотрудничество с библиотекой; участие в экологических акциях и субботниках; экскурсии в музеи и выставочные залы; кружковая работа; проектная деятельность и т. д.
Долинко_статья.docx
Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании
студентов.
О.В.Долинко, преподаватель географии, биологии
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
г. Саратов (Россия)
Ключевые слова: экологическое воспитание студентов; экологическое
образование; экологическая культура; окружающая среда; экологическое
мировоззрение; внеклассные мероприятия.
Аннотация: В данной статье рассматривается необходимость организации
экологического образования и воспитания студентов через систему
внеклассных мероприятий, раскрываются формы организации внеклассной
работы по экологическому воспитанию.
В основных направлениях государственной политики в области
экологического развития России, принятой на период до 2030 года,
подчеркивается, что процесс воспитания и обучения в образовательных
учреждениях должен быть направлен на формирование экологически
ответственного поведения. И вопросы формирования экологической
культуры,
экологического воспитания необходимо включить в
государственные, федеральные и региональные программы. О необходимости
развития экологического образования говорится в Федеральном Законе «Об
образовании в Российской Федерации» (2012)
[ 6,с.18].
Иванова Т.С. считает, что основной задачей экологического
образования является теоретическое освоение знаний о природе, ее
особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и
путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [1,с.55]. Экологическое воспитание – это не одно из направлений деятельности
педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка
в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним
миром. Формирование у студентов ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не
только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной
отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно
культурным человеком [3, http://thelib. ru/books/].
Полякова Н.И. говоря о роли экологического воспитания в решении
проблем экологического кризиса, хорошо определила этот термин. Она
считала, что экологическое воспитание и образование надо понимать как
процесс постоянного приобретения экологических знаний, понятий и
способностей, одновременно развивая экологическое сознание, культуру и
формы экологического поведения в рабочей и жизненной среде в целях
сохранения, защиты и, было бы желательно, продвигаться к будущему.[4,с
445].Конечная цель экологического образования – воспитание человека,
ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое
место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими
приоритетами.
В ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» уделяется
большое внимание экологическому воспитанию студентов, в ходе которого
успешно решаются задачи формирования у обучающихся экологического
сознания и создания условий для социального становления и развития
познавательной,
личности
организацию
совместной
через
природоохранительной деятельности, осуществление действенной заботы об
окружающей среде. При реализации содержания общеобразовательной
учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся
по предмету «Экология» составляет 54 часа, аудиторная 36 часов. Поэтому при наличии
такого минимального аудиторного количества часов, экологическое
образование и воспитание студентов не должно ограничиваться только
рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной работе.
Формы и методы такой работы самые разнообразные:
Сотрудничество с библиотекой №10 Ленинского района. Во все
времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи с
общеобразовательными учреждениями. В идеале душа каждого должна
пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту
природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и
библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой,
научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя
жизни на Земле. В.Ковалёв писал: «Так повелось, что в омуте беды
сплотить должны сильнее нас на век: охрана окружающей среды,
библиотека, книга, человек! Формы организации работы, которые мы
выбираем в нашей совместной работе, разнообразны. Так, например в 2017
году, который был объявлен годом экологии, совместно с библиотекой №10
были проведены такие мероприятия:
Экологический час набат» За чистоту родной Земли»; Гость
мероприятия Борис Андреевич Софинский руководитель детской
общественной экологической организации "Союз юных экологов
Саратовской области", организатор летних школьных экологических
лагерей в национальном парке "Хвалынский" Саратовской области.
Продолжил с ребятами разговор о глобальном экологическом кризисе,
угрожающем нашей планете, о том, что и растения, и животные, и вся
окружающая природа нуждаются в нашей защите, охране. Итогом
мероприятия стало решение организовать в середине апреля совместную акцию с привлечением депутатов городской и областной
Дум " Почистим Родники.
экологический урок «Русский лес – край чудес»; Россия – лесная
страна. В лес мы ходим за ягодами и грибами, здесь заготавливаем
древесину и многие лекарственные растения, здесь отдыхаем душой и
телом. Хорошо просто погулять по лесу, пройтись по лесным
тропинкам, постоять на лесных полянках, полюбоваться яркими,
скромными, милыми сердцу цветами, зелеными древесными кронами.
слайд путешествие по экологии из экологического цикла «Ступеньки в
мир природы» «Посмотри вокруг себя – просит помощи Земля!»;
экологический праздник к Международному дню птиц «Вестники
радости и весны»;
виртуальный слайд экскурсия ко Дню заповедников и национальных
парков «Путешествие по паркам и заказникам Саратовской области»;
эколого – краеведческая игра» Тропинками родного края»;
познавательная игра «Родники Земли Саратовской»;
литературно – музыкальный час « Край родной в стихах и песнях;
экологический театрализованный праздник ко дню Волги «Волга
Матушка река» и другие.
Эстетический вкус и экологическое мировоззрение
воспитывается в
библиотеке не только книгами, мероприятиями, но и изделиями мастеров,
работающих в разных жанрах: лесная скульптура, флористика, природные
поделки. Выставленные в читальном зале экспонаты доступны для обзора и
«оживают» в руках ребят. Можно примерить рябиновые бусы или посвистеть
в глиняные свистульки. Объемные картины флористов пробуждают фантазию
и доставляют огромное наслаждение.
Участие в экологических акциях и субботниках. Экологическая
акция "Волге чистые берега", организованная Министерством природных
ресурсов и экологии региона. Место проведения Андреевские пруды. Акция
в первую очередь была направлена на очистку Андреевских прудов от самопроизвольной свалки и мусора в местах где отдыхаем, мы – саратовцы. В
микрорайоне Улеши эта же акция была направлена на изучение прибрежной
зоны Волги и очищение территории от мусора. Наведение порядка на берегу
Волги. Результат проведенного мероприятия, очищено от мусора 600кв.м
территории.
Эколого краеведческая форма внеклассной работы включает в себя
экскурсии в музеи, выставочные залы. Культурно выставочный центр
«Радуга» города Саратов, является центром эколого – эстетического
воспитания. Такие занятия по темам, как «Заповедной тропой Хвалынского
парка», «Природа родного края. Реки». Студенты знакомятся с
репродукциями художников: Гора Богданиха, фотопейзажи: Меловая сосна,
прострел раскрытый, сонтрава, крушеница обыкновенная, бабочка
лимонница, муравейник на экологической тропе, Родник 4 Дачная и т.д.
Экскурсия в краеведческий музей по теме «Красная книга». Студенты узнали
о истории создании Красных книг – международной, российской, областной.
Познакомились с охраняемыми видами растений и животных Саратовской
области.
Мероприятие сопровождалось демонстрацией слайдов,
видеофильмов.
Проведение уроков – мужества. В Саратовской области проживают 2796
человек, подвергшихся воздействию радиационных и техногенных катастроф,
в том числе 2546 граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС(1281 ликвидатор, 692 инвалида, 280
переселенцев с зараженных территорий, 280 членов семей умерших инвалидов
и ликвидаторов). Об этом студентам рассказал полковник в отставке,
участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, Холявко
Владимир Петрович.
Организация и проведение внеклассных мероприятий. Внеклассное
мероприятие по теме «Прекрасного касайся осторожно», направлено на формирование экологической культуры личности студентов через
произведения искусства (танцы, музыка, поэзия, мультипликация).
Появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию. Это
экологическая художественная фотография, экологические плакаты,
экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей.
Существует экологическое кино, экоживопись. Экология оставила свой след
даже в моде – сейчас довольно быстро обретают популярность наряды из
а также флористика в дизайне одежды.
натуральных тканей,
Советский сатирический мультфильм «Это совсем не про это»(1984)
изначально создавался для взрослых. В центре сюжета трёхминутного
мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь
она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают
производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами.
Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и
подоить. Но какое молоко может дать животное после такой прогулки?
Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина.
Полученное топливо она заливает в свою машину и уезжает по делам.
Мультик в ироничной манере напоминает людям о том, что загрязнение
окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую,
необратимыми последствиями. (Фрагмент показать
«Путешествие по Красной книге», цель данного внеклассного мероприятия
обобщить, закрепить и углубить экологические знания обучающихся,
полученные на занятиях по экологии, сформировать представление учащихся
о Красной книге, о животных занесённых в Красную книгу. Выяснить, по
какой причине многие животные и растения оказались на страницах книги.
Экологический проект («Природные красители, как экологически
чистый материал», «Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся»,
«Глобальные проблемы Саратовской области») направлены на формирование
учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основная цель экологических проектов – развитие у детей чувства причастности к
решению экологических проблем через включение их в различные виды
деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в
колледже, в районе, по привлечению внимания общественности к местным
экологическим проблемам.
Раскрывая педагогическую значимость метода проекта, И. В. Цветкова
[2,с.37] подчеркивает, что метод проектов – один из немногих методов,
выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проектов даёт
возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт
становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление
дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Частично
организацию проектно исследовательской
осуществляем через кружок «Юный исследователь».
деятельности
студентов
Использование различных педагогических технологий способствует
экологическому воспитанию студентов, формирование у них нравственных
качеств. Которые проявляются в позитивных свойствах личности, как
доброта, забота о ближнем, ответственность за свои поступки, бережное
отношение к природе, любви к родному городу.
Настало время, когда человечеству необходимо пересмотреть свое отношение
к природе и организовать должное воспитание и образование нового
поколения.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два
взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если
стержнем образовательных программ является определённый круг знаний,
умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического
воспитания – становление нравственноэкологической позиции личности,
«объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой.
Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление знание – деятельность», а экологическое воспитание «ценности –
отношение – поведение».
Список литературы:
1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.
СПБ, 2003. С 55
2. Модели экологического воспитания детей: метод. пособие для
педагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А.
Шолохова, 2005.
3. Николаева С.И. Система экологического воспитания дошкольников /С.Н.
Николаева. Режим доступа: http://thelib. ru/books/
4. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной
школе. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы
современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной
научной конференции. В 2х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г.
Малышева, Ю.С. Руденко. 2017.
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИДАНА, 2011
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования , доступ http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf.
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Доклад на тему: "Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.