Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
технология
Взрослым
04.02.2018
Доклад по теме «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе» подготовлен для ознакомления педагогическими работниками , работающими в коррекционных общеобразовательных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями. Доклад раскрывает варианты возможности определения готовности выпускников коррекционной школы к сознательному выбору профессии.
доклад.docx
«Социализация и профориентация
учащихся в учебновоспитательном процессе».
Доклад подготовила : Зинина Н.Ю., учитель ОГКОУШ № 23
Важнейшим направлением социализации является подготовка подростков к
сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору
профессии определяется информированностью подростков о наиболее
распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно
оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
Профориентация это специально организованная помощь по оптимизации
процессов профессионального самоопределения школьников. Для того чтобы
профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно
развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с
осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного
отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих
желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной
профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной
оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. Особого
внимания в настоящее время заслуживает проблема социальной и
профессиональной адаптации учащихся с интеллектуальной
недостаточностью в современном социуме. Молодые люди часто попадают в
группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В
современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке
труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том
числе и компьютеризации, подготовка выпускников специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ к социальнопрофессиональной
адаптации в социуме становится актуальной и значимой. В центре внимания
находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. К
важнейшим задачам деятельности педагога относится помощь в развитии,
воспитании, образовании, профессиональном становлении. Профориентация и социализация детей с ОВЗ должна быть организована с учетом следующих
позиций. Вопервых, профориентация достаточно длительный процесс, в
ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального
самоопределения, профвыбора. Вовторых, необходимая системность,
комплексность процесса профориентации в значительной степени
обеспечивается включением средств медицинского, психологического,
социального характера. Втретьих, продолжительность процесса
профориентации, его содержательная разноплановость предполагают
различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных
профориентационных задач и используемых для их решения средств. В
четвертых, своеобразие профориентации и социализации определяется
спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее
реализации.
Одним из важнейших звеньев работы педагогов является оказание помощи
учащимся в социальнопрофессиональной адаптации. Ориентация на
профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего
выступает как неотъемлемая часть всего учебновоспитательного процесса.
Именно школа призвана помочь учащимся в их профессиональном
определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей,
склонностей и востребованности на рынке труда. В специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе подготовка детей, имеющих
интеллектуальные отклонения, к самостоятельной жизни и
производственному труду является важнейшей задачей, решение которой
обеспечивается всей системой учебновоспитательной и коррекционной
работы педагогического коллектива. Можно отметить, что на сегодняшний
день в нашей школе сложились не только внутренняя система работы, но и
система взаимодействия между профессиональными образовательными
учреждениями, а так, же установлены связи с учреждениями других ведомств. В нашей школе наряду с трудовой подготовкой в школе ведется работа по
профориентации, то есть осуществляется система психологопедагогических
мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с
учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного
выбора профессии данной категории подростком существуют проблемы,
которые являются характерными для всех учащихся с ОВЗ:
заниженный уровень жизненных притязаний вне школы;
неадекватность самооценки: у некоторых явно завышены профессиональная
самооценка. Они претендуют даже на профессии, связанные с
интеллектуальным трудом, вследствие этого профессиональные намерения
расходятся с возможностями овладения профессией;
бедность жизненного опыта, ограниченность знаний;
несфомированность социальных компетенций данной категории детей;
школьникам неизвестны собственные возможности и данные о
профессиональной пригодности к тому или иному виду труда;
учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии и
нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными
возможностями здоровья
Поэтому мы стараемся создать эффективную систему профессионального
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда. Все
практические занятия, общешкольные мероприятия воспитатели в отрядах
проводят для того. чтобы: расширить представления обучающихся о
современном "рынке профессий", сформировать умение соотносить свои
интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией, сформировать положительное отношение к себе, осознание своей
индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. В
нашей школе используются различные формы и методы адаптации: тренинги;
индивидуальные задания; профдиагностика; профконсулътации;
профориентационные уроки; профессиографические игры; профвстречи;
профэкскурсии; профильное обучение.
Так же организуются и проводятся: индивидуальные и групповые
профориентационные беседы, диспуты, конференции, познавательные игры (1
4 класс Знакомство с профессиями родителей".57 классы «Мир профессий».
8 класс «Мы выбираем». Конкурс рисунков «Моя будущая профессия"
Викторина «Что, где, когда?» о профессиях (58 классы).«Путешествие по
профессиям».Игра"Знакомство с миром профессий". (58 классы). Защита
проектов, по теме «Новые профессии в современном мире» (78 кл. ).
Немаловажным является и:
проведение профессиональной диагностики обучающихся 58 классов
«Сделай правильный выбор»;
организация встреч с представителями профессиональных учебных
заведений ;
психологопедагогические наблюдения склонностей учащихся;
посещение учащимися дней открытых дверей начальных и средних
профессиональных учебных заведений;
тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;
анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к
профессиональному самоопределению; встречи учащихся с выпускниками школы – студентами профессиональных
учебных заведений;
организация работы с детьми на пришкольном участке;
участие обучающихся и их родителей в благоустройстве пришкольной
территории;
Всё выше перечисленное:
способствует развитию познавательного интереса, творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели,конкурсы ;
обеспечивает профориентационную направленность практических занятий,
формируя у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствует формированию у школьников адекватной самооценки.
Оптимальными психологопедагогическими условиями подготовки
учащихся школы к процессу социальнопрофессиональной адаптации
являются: адекватное профессиональное самоопределение учащихся;
первоначальная профессиональная подготовка; приобретение знаний и
умений по самоанализу и саморегуляции жизнедеятельности. В систему
профориентационной деятельности в, нашей школе, входит также и работа с
родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Проводятся:
родительские собрания;
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей обучающихся;
привлечение родителей школьников для бесед в мире профессий;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в
каникулярное время;
организация детскородительских мероприятий.
В процессе решения вопросов социализации и профориентации учащихся с
ОВЗ в учебновоспитательном процессе следует иметь в виду необходимость
разработки комплексного подхода .Необходимо вести:
1. Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, следует проводить, начиная со старшего
дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое
профессиональное информирование, основанное на сюжетноролевых играх.
2. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
3. Методический инструментарий для определения типологических
особенностей
личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям
подростка с ОВЗ.
4. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать
профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их
возможностями.
5. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психологопедагогическую работу по воспитанию качеств,
необходимых для овладения той или иной профессией.
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: «Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.