История появления термина «Инновация»
К XV веку конструктивное мышление «кристаллизовалось» в инженерной деятельности в своих общих формах:экономическое развитие стало определяться технологическим разделением труда.Эффекты этого процесса на примере специализации операций в мастерской по изготовлению обычных булавок показал Адам Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 год).
Рост производительности труда при переходе от ремесленного способа организации труда, когда всю булавку от начала до конца делает целиком один ремесленник, к технологическому способу, когда создание булавки разбивается на 18 операций, каждую из которых выполняет отдельный специалист, составил 200–250 раз.
Именно увеличение глубины разделения труда Смит предложил рассматривать в качестве единственного источника формирования богатства.
Фредерик Тейлор«научные принципы организации труда» – это прямой перенос метода разделения и специализации работ по производству различных типов инженерных знаний в сферу руководства,организации и управления.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1865-1915)
инженер-механик по образованию и главный инженер нескольких промышленных предприятий приносит в сферу руководства опыт организационного развития из сферы изобретательства и инженерии.
Генри Гант создает первые профессиональные управленческие инструменты – карты-схемы для производственного планирования, любому студенту первого курса менеджмента как «диаграммы Ганта».
Генри Лоуренс Гант (1861-1919)
Инженер, ученик и соратник Тейлора вместе со своими коллегами, Каролем Адамецким и Вальтером Поляковым, создал карты-схемы для производственного планирования
Генри Форд в числе пионеров новой эпохи сумел в полной мере использоватьрезультаты Тейлора и его последователей, с нуля построил первую технологическуютранснациональную корпорацию .
Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Одним из первых учёных, кто ввёл в научное употребление термин инновация в экономике («Теория экономического развития», 1912 год) был Й. Шумпетер (Joseph Alois Schumpeter), австрийский и американский экономист в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
ввел предпринимательство как ведущую позицию в процесс экономического развития,
поставил знак равенства между инновацией и продуктом предпринимательской деятельности
дал теоретическое обоснование инженерно-предпринимательскому партнерству.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».В английском языке innovation – изменение, нововведение.
Инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде:
новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке,
нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основные свойства (критерии) инновации:
Научно-техническая новизна;
Практическая воплощенность (промышленная применимость);
Коммерческая реализуемость (означает, что новшество «воспринято» рынком или способность удовлетворять определенные запросы потребителей).
Подходы к инновации
Отличительные характеристики инновацийОтличие инноваций от творчестваТворчество – это рождение новых идей.Инновация – это претворение этих идей в жизнь.Отличие инноваций от изобретательстваИзобретение – создание новой конструкции, технологии, материала.Инновация – это выделение практической ценности изобретения и превращение его в успешно продаваемый продукт.
Примеры реализованных и перспективных инновационных проектов
Анодированное нанесение микропленки.Осуществила разработку и внедрение новой технологии Московская строительная фирма «Рик-С. Применяться эта технология должна была для золочения различных поверхностей. Разработка оказалось успешной, компания начала получать подряды от храмов, мечетей, стадионов и т.д. Так фирма принимала участие в обновлении храма Христа Спасителя, храма Александра Невского, Лужников и т.д.
Производство мини-двигателейЕще один пример удачного инновационного проекта в России, профинансированного частным инвестором: в Ярославле было налажено производство мини-двигателей для авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов. Сейчас компания, производящая эти двигатели, заняла прочное положение и в России, и на зарубежных рынках. Но это сравнительно небольшие проекты, реализованные на стадии расширения компаний.
Арамидно-композитные волокнаБолее крупным проектом является история развития компании «Армоком». Центр высокопрочных материалов «Армированные композиты» (Армоком – www.armocom.ru) был создан в 1992 году при Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в г. Хотьково Московской области. Идея основывалась на том, что из арамидных композитных материалов, которые используются в космических кораблях можно делать высокопрочные шнуры, которыедолжны быть востребованы везде, поскольку шнур, получаемый из арамидно-композитных волокон, прочнее и легче капронового. Первый вклад был осуществлен непосредственно создателями компании – работниками этого института, которые вместе приобрели 2 необходимых станка для производства шнуров.В настоящее время «Армоком» производит большую часть продукции по госзаказам. Данный пример показывает, что успех инновационного проекта основан на следующем: Технология, использовавшаяся в космической технике, была удачно применена для производства «мирной» продукции, потеснив в этой нише уже работающие предприятия.
Задание 1.
А) Выберете одно из предложенных слов и найдите к нему возможные идеи для создания бизнеса. При возможности распишите такие идеи для каждого из слов:
1. Л О Ш А Д Ь
2. Д Е Т И
3. Т Р А Н С П О Р Т (любой вид транспорта)
4. В О Д А
5. Т Е Л Е Ф О Н
6. ???
Б) Остановите свой выбор на одной из идей. Ответьте на вопросы:
1. Как продукция (услуга) может удовлетворить рыночные потребности?
2. Какими уникальными достоинствами обладает? Что особенного и почему потребители будут предпочитать Ваш товар, а не Ваших конкурентов?
3. В чем социальная значимость Вашего проекта? или Каков экологический эффект от Вашего бизнеса?
4. Как будете продвигать Ваши товары или услуги к потребителю? Каковы условия и организация сбыта продукта? Какие каналы продвижения будете задействовать?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.