Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»
Оценка 4.7

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
история
5 кл—10 кл
11.02.2017
Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории»
Данный доклад содержит подробный материал на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории». Данная информация, иллюстрированная конкретными примерами, может быть использована учителями истории при подготовке своего выступления на научно-методическом семинаре или на педагогическом совете. В докладе подробно раскрыта классификация видов самостоятельной работы, проводимой на уроках истории.Данная разработка представляет собой доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»
Доклад Самостоятельная работа на уроках истории.doc
Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории» на уроках истории» Плохой учитель сообщает истину, Плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить.  хороший учит её находить.  Фридрих   Вильгельм   Адольф   Дистервег, Фридрих   Вильгельм   Адольф   Дистервег, немецкий педагог­гуманист немецкий педагог­гуманист Л. Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то Л. Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Старое дидактическое правило и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Старое дидактическое правило «учить детей учиться» актуально сегодня как никогда. В наше время перед учителем стоит «учить детей учиться» актуально сегодня как никогда. В наше время перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знания, но и научить их важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знания, но и научить их мыслить,   рассуждать,   анализировать,   делать   собственные   выводы.   Учителю   постоянно мыслить,   рассуждать,   анализировать,   делать   собственные   выводы.   Учителю   постоянно приходится задумываться над тем, как заставить учеников не только слушать и слышать приходится задумываться над тем, как заставить учеников не только слушать и слышать материал, но и добиваться того, чтобы они активно и творчески усваивали его в полном материал, но и добиваться того, чтобы они активно и творчески усваивали его в полном объеме, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность, способную к объеме, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность, способную к самообразованию.  самообразованию.  Говоря   же   о   человеческой   мудрости,   Л.Н.Толстой   писал,   что   она   не   может Говоря   же   о   человеческой   мудрости,   Л.Н.Толстой   писал,   что   она   не   может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет.   «…   Для переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет.   «…   Для восприятия   чужой   мудрости,   ­   отмечал   он,   ­   нужна,     прежде   всего,   самостоятельная восприятия   чужой   мудрости,   ­   отмечал   он,   ­   нужна,     прежде   всего,   самостоятельная работа».  работа».  Под Под самостоятельной деятельностью самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся,  мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, основная цель самостоятельной деятельности основная цель самостоятельной деятельности на на усилия и активность. Таким образом,  уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. материал.   При   организации   самостоятельной   работы   можно   воспользоваться   следующей   При   организации   самостоятельной   работы   можно   воспользоваться   следующей         классификацией её типов и видов: классификацией её типов и видов:  по    форме    задания    (н­р: на    узнавание информации,    на    воспроизведение, по    форме    задания    (н­р: на    узнавание информации,    на    воспроизведение, на преобразование, на выбор, творческие задания); на преобразование, на выбор, творческие задания);  по   оформлению   ответов   (н­р: устно   и   письменно); по   оформлению   ответов   (н­р: устно   и   письменно);  по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля); применения, обобщения и систематизации, контроля);  по месту выполнения (на уроке, вне урока); по месту выполнения (на уроке, вне урока);  по охвату учащихся (весь класс, группа или группы учащихся, один ученик). по охвату учащихся (весь класс, группа или группы учащихся, один ученик). основные можно выделить следующие основные     При изучении истории как учебной дисциплины   можно выделить следующие      При изучении истории как учебной дисциплины виды самостоятельной деятельности учащихся. виды самостоятельной деятельности учащихся.  1. Виды самостоятельной работы с учебником:  1. Виды самостоятельной работы с учебником: а) задания, связанные с поиском информации; например: например: а) задания, связанные с поиском информации;  – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты; объяснить значение понятий из текста документа; объяснить значение понятий из текста документа; сравнить текст документа с содержанием параграфа; сравнить текст документа с содержанием параграфа; пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник; пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник; выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой ­  найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа; ­  найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа; ­ по ходу чтения выполнить тестовые задания; ­ по ходу чтения выполнить тестовые задания; б) задания, связанные с развитием устной речи: б) задания, связанные с развитием устной речи: ­ прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; ­ прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; ­ «сжать» и «развернуть» информацию; ­ «сжать» и «развернуть» информацию; ­ почитав, рассказать о своих впечатлениях;  ­ почитав, рассказать о своих впечатлениях;  ­ составить предложения с новыми терминами; ­ составить предложения с новыми терминами; в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности; например: например: выявлять закономерности;  ­ выделить причины явления, события, повод к нему;  ­ выделить причины явления, события, повод к нему;  ­ подобрать в тексте факты, доказывающие тезис; ­ подобрать в тексте факты, доказывающие тезис; ­ придумать к данному тексту вопросы; ­ придумать к данному тексту вопросы; ­ составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);  ­ составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);  ­ заполнить таблицу: сравнительно­обобщающую, хронологическую, систематизирующую;  ­ заполнить таблицу: сравнительно­обобщающую, хронологическую, систематизирующую;  ­ составить схему и др. ­ составить схему и др. 2. Виды самостоятельной работы с историческими документами: 2. Виды самостоятельной работы с историческими документами: ­­ ­­ ­­ ­­ выбор и др. выбор и др. 3. Виды работы с картой: 3. Виды работы с картой: ­­ восстаний и т.д.; восстаний и т.д.; ­­ ­­ характере территориальных и политических изменений;  характере территориальных и политических изменений;  ­­ или по памяти. или по памяти. 4. Виды самостоятельной работы с иллюстрациями: 4. Виды самостоятельной работы с иллюстрациями: ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ картине); картине); ­­ картины.  картины.  5. Виды самостоятельной работы со статистическими данными:   5. Виды самостоятельной работы со статистическими данными: ­­ информацию, проанализировать ее, сделать выводы; информацию, проанализировать ее, сделать выводы; ­­ ­­ совпадения, сделать выводы. совпадения, сделать выводы. 6. Виды самостоятельной работы с дополнительной литературой: 6. Виды самостоятельной работы с дополнительной литературой: ­­ подобрать литературу по изучаемой теме, оформить её список; подобрать литературу по изучаемой теме, оформить её список; провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении; провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении; пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру; пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру; составить описательный рассказ по картине; составить описательный рассказ по картине; разместить в исторической хронологической последовательности учебные картины; разместить в исторической хронологической последовательности учебные картины; подобрать иллюстрации по теме; подобрать иллюстрации по теме; озвучить   учебную   картину   (например:   о   чем   говорят   люди,   изображённые   на озвучить   учебную   картину   (например:   о   чем   говорят   люди,   изображённые   на показать   на   исторической   карте   границы   государства,   места   сражений,   районы показать   на   исторической   карте   границы   государства,   места   сражений,   районы описать геополитическое положение государства; описать геополитическое положение государства; сравнить   карты   2­3   эпох,   на   основе   увиденных   изменений   сделать   выводы   о сравнить   карты   2­3   эпох,   на   основе   увиденных   изменений   сделать   выводы   о выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты рассказать, какие исторические легенды или реальные события лежат в основе рассказать, какие исторические легенды или реальные события лежат в основе словесно   проиллюстрировать   содержащуюся   в   таблице,   графике,   диаграмме словесно   проиллюстрировать   содержащуюся   в   таблице,   графике,   диаграмме найти статистические данные в тексте, построить графики; найти статистические данные в тексте, построить графики; сравнить   данные   двух   статистических   источников,   отметить   моменты   сходства, сравнить   данные   двух   статистических   источников,   отметить   моменты   сходства, подготовить сообщение,  реферат; подготовить сообщение,  реферат; выполнить творческую работу. выполнить творческую работу. проанализировать ответ товарища; проанализировать ответ товарища; письменно оформить выводы по теме; письменно оформить выводы по теме; составить тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по составить тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по ­­ ­­ 7. Другие виды работы: 7. Другие виды работы: ­­ ­­ ­­ пройденной теме; пройденной теме; ­­ связи между ними; связи между ними; ­­ ­­        формы   организации   самостоятельной   деятельности.  В  В       Важное   значение   имеют  формы   организации   самостоятельной   деятельности.       Важное   значение   имеют   общепринятые   формы   организации   самостоятельной настоящее   время   существуют  общепринятые   формы   организации   самостоятельной настоящее   время   существуют   работы: урочная и внеурочная.   работы: урочная и внеурочная. составить характеристику исторической личности или события; составить характеристику исторической личности или события; составить мини­рассуждение по данной теме. составить мини­рассуждение по данной теме. составить схему пройденного материала, отразить в ней основные понятия по теме, и составить схему пройденного материала, отразить в ней основные понятия по теме, и 1.1. Кроме того, выделяют следующие формы самостоятельной деятельности учащихся: Кроме того, выделяют следующие формы самостоятельной деятельности учащихся: Фронтальные самостоятельные работы.   Фронтальные самостоятельные работы. Главное   их   преимущество   ­   коллективные   устремления   к   общей   цели,   решение Главное   их   преимущество   ­   коллективные   устремления   к   общей   цели,   решение единых   задач,   побуждающих   учащихся   к   сотрудничеству.   Промежуточные   и   конечные единых   задач,   побуждающих   учащихся   к   сотрудничеству.   Промежуточные   и   конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю, что существенно влияет на качество знаний и умений, подвергаться взаимному контролю, что существенно влияет на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. Если весь класс работает стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. Если весь класс работает над  одним  заданием,  познавательный  процесс   обретает  некоторые  черты  коллективной над  одним  заданием,  познавательный  процесс   обретает  некоторые  черты  коллективной деятельности. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее деятельности. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее мнение, единая позиция по отношению к изучаемому материалу, что создает основу для мнение, единая позиция по отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников. коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников. 2.   Индивидуальная   самостоятельная   работа  –   работа,   которая   исключает   –   работа,   которая   исключает 2.   Индивидуальная   самостоятельная   работа сотрудничество   учащихся,   но   открывает   большие   возможности   для   сотрудничества сотрудничество   учащихся,   но   открывает   большие   возможности   для   сотрудничества ученика с учителем.  ученика с учителем.  Вот Вот некоторые из вариантов самостоятельных индивидуальных заданий: некоторые из вариантов самостоятельных индивидуальных заданий: 1) включение в структуру урока небольших по объему работ, которые учитель предлагает 1) включение в структуру урока небольших по объему работ, которые учитель предлагает отдельным   ученикам   и   которые   выполняются   в   то   время,   когда   в   классе   проводится отдельным   ученикам   и   которые   выполняются   в   то   время,   когда   в   классе   проводится фронтальная работа; фронтальная работа; 2) каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. 2) каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель.  учитель.  3)   подготовка   к   уроку   опережающих   заданий,   требующих   поисковой   деятельности: 3)   подготовка   к   уроку   опережающих   заданий,   требующих   поисковой   деятельности: сообщений, докладов, опытов (на уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе сообщений, докладов, опытов (на уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе изучения нового материала); изучения нового материала); 4)   длительная   индивидуальная   работа   творческого   характера,   выполняемая   теми 4)   длительная   индивидуальная   работа   творческого   характера,   выполняемая   теми учениками, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в учениками, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе изучения того или иного предмета; это может быть проектная деятельность. процессе изучения того или иного предмета; это может быть проектная деятельность. групповая   форма   организации 3.   Заметное   распространение   в   школах   имеет  групповая   форма   организации 3.   Заметное   распространение   в   школах   имеет    которая   привлекает   внимание   педагогов,   прежде   всего, самостоятельной   работы, которая   привлекает   внимание   педагогов,   прежде   всего,   самостоятельной   работы, благоприятными   условиями   для   сотрудничества   самих   учащихся,   для   коллективного благоприятными   условиями   для   сотрудничества   самих   учащихся,   для   коллективного взаимодействия. взаимодействия. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся — работа работа Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся —  в   парах   постоянного   состава,  применяемая   для   совместной   проработки   учебного   применяемая   для   совместной   проработки   учебного в   парах   постоянного   состава, материала,   выполнения   практических   заданий,   взаимной   проверки   письменных материала,   выполнения   практических   заданий,   взаимной   проверки   письменных упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной   партой,   поэтому   взаимодействие   налаживается   без   особых   организационных одной   партой,   поэтому   взаимодействие   налаживается   без   особых   организационных затруднений и затрат времени. Причём более эффективной парная работа является там, затруднений и затрат времени. Причём более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики с разной успеваемостью. где сотрудничают ученики с разной успеваемостью. Другая разновидность  групповой работы ­ специальная подготовка консультантов специальная подготовка консультантов Другая разновидность  групповой работы ­  из числа учащихся. Такие консультанты распределяют обязанности между членами группы из числа учащихся. Такие консультанты распределяют обязанности между членами группы после ознакомления с материалом, расчленяют общее задание на части, решают, сколько после ознакомления с материалом, расчленяют общее задание на части, решают, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке строить работу, как оформить отчет всей времени необходимо затратить, в каком порядке строить работу, как оформить отчет всей группы,   а   также   руководят   обсуждением   выдвигаемых   гипотез,   принимают   решения, группы,   а   также   руководят   обсуждением   выдвигаемых   гипотез,   принимают   решения, направляют   деятельность   членов  группы   и  контролируют  ее.  Таким   образом,  функции направляют   деятельность   членов  группы   и  контролируют  ее.  Таким   образом,  функции педагогического   руководства   частично   передаются   учащимся,   что   имеет   не   только педагогического   руководства   частично   передаются   учащимся,   что   имеет   не   только образовательное, но и воспитательное значение. образовательное, но и воспитательное значение. В   заключении  следует   отметить,   что   самостоятельную   работу   важно следует   отметить,   что   самостоятельную   работу   важно В   заключении   организовывать   на   уроке   любого   типа,   а   также   на   всех   его   этапах.   Самостоятельная организовывать   на   уроке   любого   типа,   а   также   на   всех   его   этапах.   Самостоятельная деятельность   способствует   решению   так   называемых   «сверхзадач»,   связанных   с деятельность   способствует   решению   так   называемых   «сверхзадач»,   связанных   с формированием   информационно­коммуникативной   компетентности:   учащиеся   учатся формированием   информационно­коммуникативной   компетентности:   учащиеся   учатся работать   с   различными   источниками   информации,   учатся   находить,   отбирать, работать   с   различными   источниками   информации,   учатся   находить,   отбирать, структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики задания. структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики задания. Самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и Самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и 1.1. знаний.  знаний.  2.2. 3.3. учащихся. учащихся. формирует практико­ориентированные умения.   формирует практико­ориентированные умения.   Таким образом:  Таким образом:  Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество Самостоятельные работы помогают решать поставленные педагогические задачи.  Самостоятельные работы помогают решать поставленные педагогические задачи.  Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у Учитель истории                                                                                         Л.С.Тулупова Учитель истории                                                                                         Л.С.Тулупова

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы на уроках истории»

Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы  на уроках истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017
Посмотрите также: