Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
В настоящее время здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто не скажет, что без духовного не может быть здорового.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление. Отмечается, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе. Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.
Из Послания Федеральному Собранию Дмитрия Анатольевича Медведева: «Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Именно в школьный период формируется здоровье на всю последующую жизнь. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.»
Проблема формирования здорового образа жизни, здравоохранительных навыков актуальна среди подрастающего поколения. Актуальность темы здорового образа жизни система показателей здоровья:
1. Физиологически зрелыми рождается не более 14% детей;
2. 25 – 35% детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
3. Только 8 – 10% выпускников школ могут считаться действительно здоровыми. В 3 – 4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе.
Учеными установлены основные факторы, влияющие на здоровье современного человека:
- условия и образ жизни – 50%
- состояние окружающей среды – 25%
- наследственность – 15%
- состояние здравоохранения – 10%
Одной из основных целей Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. В связи с этим возникает вопрос: «Как построить систему работы, направленную на раскрытие и становление личностных качеств ребенка?». С другой стороны, каким образом построить учебно-образовательный процесс таким образом, чтобы решалась задача сохранения и укрепления здоровья учащихся?
Для того чтобы решить эти возникающие проблемы – здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из хнакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Таким образом, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Многие из исследователей уделяют главнейшее внимание здоровью ребенка, поступающего в первый класс. Ю.Ф.Змановский отмечает, что «если поставить вопрос о том, что самое важное в подготовке к учению в школе, то на этот вопрос есть один ответ – укрепление соматического и психического здоровья детей. Это является залогом эффективного не только физического, но и всестороннего развития ребенка» [ ]. Кроме возрастного критерия, показателем физической готовности является общее состояние здоровья и основные антропометрические данные будущего школьника. Подготовленный к школе ребенок, считает исследователь, физически вынослив, способен пребывать длительное время пребывать на свежем воздухе в любую погоду, он обладает основными двигательными умениями, имеет правильную осанку, может контролировать свои движения, соблюдать гигиену.
По мнению М.В.Антропова, Н.Т.Терехова физическая готовность: «… предполагает определенный уровень морфофункционального созревания всего организма и нервной системы ребенка, обеспечивающей повышение его умственной и физической работоспособности» [ ].
В.М.Астапов выделяет в качестве показателей анатомо-физиологической готовности к школьному обучению – степень работоспособности, утомляемости, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональные нарушения слуховой, зрительной, фонематической (артикуляционной) системы.
Об этом же говорит и О.А.Лосева «понятие школьной зрелости подразумевает определенный уровень морфофункционального и психофизиологического развития организма ребенка, при котором он может воспринимать определенную сумму знаний. В то же время этот достигнутый уровень развития обеспечивает устойчивость организма ребенка к резко изменившимся условиям жизни, связанным с началом обучения» [ ]
М.М.Беруких, С.П.Ефимова отмечают, что «успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс» [ ]. А так же: «… функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.
С первых же дней ребенок должен сидеть за партой 35 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом» [ ].
Дети, не достигнувшие нужного уровня соматического развития, являются группой «риска» для возникновения самых разнообразных отклонений в состоянии здоровья, так как возникает несоответствие интенсивности учебных нагрузок функциональному состоянию различных систем.
Созревание организма обеспечивает не только включение ребенка в учебную деятельность. Но и формирует ряд особенностей его личности. Так, незрелость ЦНС, нарушения в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа выработки динамического стереотипа, что существенно влияет на формирование волевых качеств, проявления самостоятельности, сознательного удержания от нежелательных поступков.
Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности сосредоточения в усвоении учебного материала, формирование ошибочных навыков и умений (пропуск букв или их замена, наличие орфографических ошибок, ошибок в написании знакомых слов и т.д.). Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы, что в дальнейшем ведет к хорошей обучаемости ребенка в школе.
Таким образом, в настоящее время большинство психологов и педагогов представляют школьную готовность как состояние, включающее в себя два основных параметра: физический и психологический.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения в детском саду и в семье. Не содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Эмоциональная готовность – «… это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции» [ ].
И.В.Дубровина отмечает, что «эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание», что является важным показателем обучаемости ребенка.
Таким образом, большинство психологов и педагогов в понятии школьной готовности выделяют два основных параметра: физический и психологический.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная диагностика состояния здоровья учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
1 этап заключается в изучении уровня состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс; подборе методического материала для проведения диагностики.
2 этап. Разработка системы занятий, направленных на сохранение здоровья младших школьников и формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний на практике. Внедрение валеологического курса «Познай себя».
3 этап заключается в анализе результатов по проделанной работе, оцениванию состояния здоровья: физическое, психологическое, эмоциональное, нравственное. Проблемы, возникшие при проведении экспериментальной работы.
Легко ли быть ребенком? Ответ ясен. Нелегко. Сфера детства, как воображаемая шаровая поверхность необъятного радиуса, наполнена видимыми взаимосвязанными, противоречивыми явлениями. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.
Цель диагностической работы может быть определена как получение необходимой информации о состоянии здоровья первоклассника.
Основными способами получения информации о состоянии здоровья учащегося являются:
- опрос родителей;
- фиксация состояния валеосферы ребенка;
- анализ медицинских карт.
Представлю краткую характеристику каждого способа.
1. Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации о здоровье младшего школьника; На сколько родители имеют представление о здоровом образе жизни. (Письмо родителям младших школьников; анкета для родителей первоклассников; тесты для определения здорового образа жизни)
2. Фиксация состояния валеосферы ребенка.
Одной из форм фиксации состояния здоровья на начало года является валеокарта учащегося. В карту вносятся экспертные оценки педагога по исследуемым факторам валеосферы. Предыдущие данные являются диагностическими для последующих, на основании которых разрабатываются индивидуальные коррекционные мероприятия. Экспертиза проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). (Приложение )
3. Анализ медицинских карт.
Медицинские данные дают информацию о состоянии здоровья ребенка, динамике заболеваемости за последние полгода, различных изменениях в физическом самочувствии.
Дигностика проводится в сентябре по основным направлениям: изучение медицинских показателей младшего школьника, опрос родителей.
В результате опроса родителей были выявлены те из них, кому трудно было своим собственным примером показать пользу здорового образа жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.