Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.
Оценка 4.7

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
администрации
3 кл
11.01.2017
Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.
Целью современного образования является обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций. В соответствии с государственным стандартом основным результатом современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетенций в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, коммуникативная, информационная и др. чтобы ребенок научился самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности.
доклад по теме.doc
Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.                                                  Целью   современного   образования   является   обеспечение целенаправленного   процесса   воспитания   и   обучения   в   интересах   личности   и общества.  Одной   из   главных   задач   образования   является   подготовка   ребенка     к современной жизни. Эта подготовка  должна  проходить  через  формирование  у учащихся       ключевых компетенций.                    В соответствии с государственным стандартом основным результатом современной   школы   должна   стать   не   сама   по   себе   система   знаний,   умений   и навыков учащихся, а комплекс компетенций в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, коммуникативная, информационная и др. чтобы   ребенок   научился   самостоятельно   решать   возникающие   проблемы   в различных сферах жизни.                Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности.             Компетентностей достаточно много, но   среди них выделяют ключевые .            Перед вами лежат  памятки , в которых прослеживается деятельность  учителя и учащихся  по формированию компетентностей учащихся.  Деятельность учителя Деятельность учеников       Компетентность разрешения проблем и самоменеджмента Создаю проблемные ситуации, Учатся видеть проблемы, искать пути их преодоления, провожу нестандатрные уроки, генерировать идеи, организую исследовательскую работу, использую интерактивные методы. планировать и организовывать  собственную деятельность,    определяют условия, необходимые  для её реализации.                                           Коммуникативная  компетентность Организовываю дискуссии, создаю  проблемные ситуации, побуждаю высказывать свои мысли, практикую защиту творческих работ и  проектов, учу правильно ставить вопросы  и отвечать на них, слежу за культурой речи учеников. Высказывают свои мысли, умеют аргументировано их доказать, защищают тв.работы, проекты, способны к толерантному общению:  признают свои ошибки, избегает  категоричности, придерживаются  правил культурного общения.   1 Информационная компетентность Предлагаю задачи, для выполнения  которых необходимо обращение к  различным информационным источникам, консультирую по вопросам тематики  работ и поиску информации, учу осмысленно собирать информацию, стимулирую критическое  оценивание  информации.   Находят информацию в разных  источниках, выделяют необходимое из массы  информации, упорядочивают свои знания, учатся использовать новые  информационные технологии, критически оценивать информацию,  используют информацию для  планирования и осуществления своей деятельности.           Одним   из   способов   формирования   ключевых   компетенций   является   интеграция учебных дисциплин.       Идея интеграции в обучении не нова. Но в современных условиях приобретает новое   звучание.   Её   актуальность   продиктована   новыми   требованиями, предъявляемыми   к   школе.   В   государственном   образовательном   стандарте метапредметные   (надпредметные,   универсальные   ­   пояснение)  результаты образовательной   деятельности   определяются   как   «способы   деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».              Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации.  В   начальной   школе   понятие   «интеграция»   может   принимать   несколько значений: Во­первых,   это   создание   у   школьников   целостного   представления   об окружающем   мире   (здесь   интеграция   рассматривается   как  цель   обучения). Результат   такой   интеграции   –   ученик   получает   те   знания,   которые   отражают связанность   отдельных   частей   мира   как   системы,   ребенок   с   первых   шагов представляет мир как единое целое. Во­вторых,   это   нахождение   общей   платформы   сближения   предметных знаний   (здесь   интеграция   –  средство   обучения).   На   стыке   уже   имеющихся традиционных   предметных   знаний   дети   получают   все   новые   и   новые представления  о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя. В­третьих, как результат – развитие обучающихся. На   современном   этапе   различают   три   формы   интеграции:  полную, частичную и блоковую. специфических глав. Полная – слияние учебного материала в едином курсе. Частичная  –  слияние   большей   части   учебного   материала   с   выделением 2 Блоковая  –   построение   автономных   блоков   с   самостоятельными программами или разделами общей программы.  Уроки,   которые   будут   сегодня   представлены   вашему   вниманию... предполагают   интеграцию     двух   или   трёх   предметов,   в   котором   один   из   них является ключевым, а остальные сопутствующие... но при этом решаются учебные задачи всех интегрируемых предметов в уроке.  При   интеграции   уроков   математики,   познания   мира,   русского   языка трудового обучения происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных   задач,   уплотнение   количества   информации   на   уроке   и мыслительной   деятельности   учеников   по   усвоению   этой   информации. Увеличивается разнообразие приёмов и методов, используемых на одном уроке.                 Интеграция   помогает   учителям     сделать   уроки   более   яркими,   эмоциональными, образными. Интегрированные уроки интересны учащимся, они насыщены   информацией,   развивают   мышление   и   воображение   младших школьников.               С   психолого­педагогической   точки   зрения   интегрированный   урок   способствует   активизации   познавательной   деятельности,   стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире, его прошлом и настоящем.               Содержание и организация интегрированного урока Структура   интегрированных   уроков   отличается   от   обычных   уроков следующими особенностями:  предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;  логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;  большая информативная емкость учебного материала. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: В   интегрированном   уроке   объединяются   блоки   знаний   2­3   различных предметов,   поэтому   чрезвычайно   важно   правильно   определить   главную   цель интегрированного   урока.   Если   общая   цель   определена,   то   из   содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Можно интегрировать два, три и более предметов. Практика подтверждает хорошую интеграцию:  литературного чтения и русского языка;  литературного чтения и музыки;   математики и технологии;  математики и ознакомления с окружающим миром;  ознакомления с окружающим миром и изобразительного искусства; 3  ознакомления с окружающим миром и технологии;  ознакомления с окружающим миром и физической культуры;  изобразительного искусства  и технологии.  Рассмотрим   на   примере   темы   «Жизнь   домашних   и   диких   животных весной» Цель:  Формирование   представления   о   том,   как   изменяется   жизнь   диких животных с приходом весны, о связи этих изменений с изменениями в неживой природе. Задачи  Дать   характеристику   основным   видам   млекопитающих   (медведь,   лиса,   заяц, белка) Выяснить изменения, которые произошли в жизни животных весной Определить связь этих изменений с с изменениями в неживой природе. Развивать кругозор учащихся ,умение сравнивать обобщать и делать выводы.  Работа с пластилином – лепка по представлению дикого животного; закрепление умения передачи формы и строения животного. Для проведения интегрированного урока необходимо: а) проанализировать программы начальной школы по различным предметам; б) выявить темы, которые можно объединить...; в) объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так,   тема   «Весна»   изучается   в   познание     мира,   литературном   чтении, музыке,   изобразительном   искусстве.   Нужно,   чтобы   данное   природное   явление обучающимися   воспринималось   целостно,   комплексно,   то   есть   учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно­эстетического циклов,   позволяющую   рассматривать   то   или   иное   явление,   процесс   в   его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков по данной теме. Планируя систему уроков учитель:  выявляет сходные темы в разных учебных предметах;  определяет,  какой  учебный  материал  из  других  предметов  можно  включить  в качестве   компонента   при   изучении  познания   мира  а   какой   усвоить самостоятельно;  продумывает   оптимальное   сочетание   учебного   материала   предметов   разных циклов с целью раскрытия естественнонаучных связей и зависимостей;  подбирает   дополнительный   материал   из   разных   областей   наук   (литературные, музыкальные, изобразительные произведения, сведения из астрономии, зоологии, ботаники и др.), если учебный материал сходных тем по программе отсутствует. На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных   дисциплин,   реализации   которых   помогают   средства   обучения. Средствами обучения  являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться. Например, при изучении темы «Развитие растения из семени» использовалась модель растения, заключающая в себе все этапы его развития от семени до плода. 4 Во время объяснения учителем процесса развития растения включалась запись музыкального произведения, которая по характеру своего звучания динамична и может быть сравнима с процессом, происходящим в период роста растения (Н. Римский­Корсаков «Полет шмеля»). Музыка делает видимым скрытые процессы, происходящие с растениями, скрипка в этом случае усиливает эффект. Интегрированный   урок  наряду  с сочетанием  методов  и  средств  обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке,   а   именно   индивидуальной,   групповой,   фронтальной.   Например,   при повторении   признаков   неживой   природы   весной   обучающиеся   выполняют индивидуальные задания, используя карточки. Карточка «Вставь пропущенные слова»: Весной   температура   воздуха   …,   поэтому   снег,   почва,   …,   водоемы   … Весной чаще идет …, а не … Солнце весной греет …, небо … День … Пока дети выполняют задание, учитель работает с остальными учениками класса: ­ Давайте вспомним, в каких литературных произведениях о весне мы читали об изменениях в неживой природе. ­   Назовите   авторов   известных   произведений.   В   каких   произведениях описывается ледоход? ­ Какое явление наступает после ледохода? (половодье) Что это за явление? Выразительное чтение отрывков из «Дед Мазай и зайцы». В   конце   урока   ребята   работают   по   группам,   изготавливая   макет   из пластилина к произведению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Каждый ученик изготавливает часть композиции (зайца, Мазая, лодку и др.), а затем все вместе, группой составляют макет. Совершенствуя устные и письменные вычислительные навыки, решая задачи разных видов, развивая логическое мышление, предлагаю учащимся такие задачи и   задания,   которые   позволяют   им   овладеть   не   только   мыслительными операциями,   но   и   способствуют   формированию   экологических   знаний   об объектах природы, их многообразии и экономической пользе. Дети   получают   дополнительные   сведения   о   состоянии   природы   родного края,   о   заповедниках,   о   значении   растений   и   животных   в   природе   и   жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу. Так   во   время   математического   диктанта   при   изучении   нумерации  учащиеся   записывают   значения   величин, концентров  «Сотня»   и   «Тысяча», обозначающих сроки жизни, массы, скорости передвижения животных. ЖИВОТНЫЕ  СРОК ЖИЗНИ  СКОРОСТЬ  МАССА (кг)  олень  медведь  кит  лось  25 лет  47 лет  70 лет  20 лет  ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (км/час)  72  48  ПО  72  380  450  37000  825  5 утка  лошадь  гепард  черепаха  акула  После заполнения таблицы дети отвечают на вопросы. 96  65  95  400 м/ч  67  20 лет  35 лет  19 лет  150  50 лет  2  1000  65  400  500  Кто из представителей животного мира:  Имеет самую большую массу? Скорость? Дольше всех живет?  Имеет самую маленькую массу? Скорость? Меньше всех живет?  Имеют одинаковые сроки жизни? Одинаковые скорости движения?  Имеют сроки жизни, равные суммам чисел 20и 15, 17и 30, 23и 27?  Имеют массу, выраженную числом из 8 сот. 2дес. и 5 ед.? 370 сот.? 45дес.?  Имеет массу на 100кг большую, чем масса черепахи?  1. С   позиции  заданной   цели  интегрированного   урока   обозначаются   вполне конкретные результаты, такие как:  повышение уровня знаний по предмету;  изменение интеллектуальной деятельности, установлением взаимосвязей между изучаемыми компонентами;  развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием различных учебных предметов;  эмоциональное   развитие   обучающихся,   основанное   на   привлечении   музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;  рост познавательного интереса школьников;  включение обучающихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть   их   собственные   стихотворения,   рисунки,   панно,   поделки,   являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.                            Таким образом,  методика интегрированного урока основана на взаимосвязи   целевого,   содержательного   и   организационно­методического компонентов процесса обучения. Методика интегрированного урока также имеет результаты. Достигнутый результат всегда положительный. 6

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.

Доклад на тему"Формирование ключевых компетенций младших школьников в результате межпредметной интеграции.
Скачать файл