Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»
Оценка 5

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Оценка 5
Разработки курсов +1
docx
окружающий мир
4 кл
26.03.2019
Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»
В последнее время ролишкольных музеев принадлежит большое значение и значимую роль в личностном развитии и становлении ребёнка принадлежит искусству, которое не только организует духовный мир человека, но и определяет целую систему эстетических ценностей и в рамках музейной педагогики, формированию музейной коммуникации. Важно, что музейные уроки и другие мероприятияотличаются от традиционных уроков , они повышают интерес учащихся к героическому прошлому страны и закладывают в душу наших питомцев качества гражданина-патриота, обладающего поистине неограниченным потенциалом. На таких уроках и внеклассных мероприятиях учащиеся активно принимают участие
музейная педагогика март2019.docx
Заявка на участие в Ярмарке методических инноваций №п/п 1. 2. Разделы заявки Фамилия Имя Отчество (полностью) Место работы 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Должность  Номинация  Направление  Образование, какое образовательное учреждение окончил(а), полученная специальность Педагогический стаж Квалификационная категория Тема представленного материала Форма представления (мастер­класс, выступление с презентацией, выставка и т.д.) Мобильный телефон Другие сведения Заявка Николаева Наталья Александровна ГБОУ СОШ №1им. И.М.Кузнецова с.  Б.Черниговка Учитель начальных классов Общее образование Начальное образование  Средне­специальное, Уральское  педагогическое училище, преподавание в  начальных классах 33года Высшая «Музейная педагогика как средство  реализации ФГОС в начальной школе» Выступление с презентацией 89276886746 Актуальность: Музейная педагогика–это активно развивающееся направление деятельности,  которое все чаще включается в современный учебный процесс и может  стать эффективным средством реализации ФГОС ­ развития личностного  потенциала и музейно­образовательной компетентности учащихся, при  условии:   использования разнообразных форм и методов работы музея;   организации воспитания и развития личности учащихся через функции музея ­ информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную,  эстетическую, исследовательскую;   подготовленности педагога к использованию музейной педагогики в  социокультурной образовательной деятельности с учащимися Цель музейной педагогики: Создание условий для развития личности путем включения  её  в  многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики: • • •  Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы.  Воспитание любви к родному краю и людям , заботящимся  о его  процветании.  Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции,  умение успешно адаптироваться в окружающей среде. Музейная   педагогика   как   средство   реализации   федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе. Самую большую и значимую  роль в личностном развитии и становлении  ребёнка принадлежит искусству, которое не только  организует духовный мир человека, но и определяет целую значимую  систему моральных и эстетических ценностей и, в рамках музейной педагогики, формированию музейной коммуникации.   Важность и значимость данной проблемы приобретает остроту ещё и потому, что в принятом в декабре 2013 года «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается : «Педагог должен: 1. Владеть  методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 2.   Владеть   методами   музейной   педагогики,   используя   их   для   расширения кругозора учащихся….»                В последние годы в образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы   внедрения   ее   положений   в   учебно­воспитательный   процесс   в образовательных учреждениях страны.   Именно   музейная   педагогика   является     в     настоящее   время   инновационной технологией в сфере   не только личностного воспитания детей, но и  создающая условия     погружения     личности   в   специально   –   организованную   предметно­ развивающую пространственную среду. Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями: – музей,   как   панорама   человеческой   жизни,   раскрывающая   общечеловеческие   и личностные   ценности;   представлены   характеры   и   судьбы   людей   прошлого   и настоящего,   мотивы   их   поступков,   модели   их   поведения,   служащие   ребенку культурными эталонами для подражания, формируется музейная культура. Какие   возможности   реализации   ФГОС   дает   школьный   музей   и   музейная педагогика?   Потенциал   школьного   музея   для   воспитания   и   развития   личности   учащихся реализуется   через   функции   музея­   информативную,   просветительскую, коммуникативную,   воспитательную,   эстетическую. И   если   понятие   «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980­90­е годы, то понятие одной из форм   проведения   различного   вида   музейных   занятий   –   «музейных   уроков», появилось совсем недавно. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным   темам,   причем   музейный   предмет   выступает   здесь   не   только   как иллюстрация,   но   и   как   источник   для   изучения,   являющийся   ярким   примером «красочной»   иллюстрации   исторических   событий.   На   таких   уроках   детям   не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Так проводя уроки окружающего мира или литературного чтения (Проекты по теме: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Моя родословная»(слайд) в 1­4 классе учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг   с   другом   в   сообразительности   и   находчивости,   отправляются   вместе   с педагогом   в   путешествия   во   времени,   они   сами   становятся,   в   зависимости   от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов о войне, о юных защитниках Отечества, о детях блокадного Ленинграда. Как это было, в частности, на музейных уроках, посвященных 70­летию полного освобождения г. Ленинграда   от   блокады   с   учащимися   3класса   (учитель:Николаева   Н.А.). Доступное и интересное объяснение руководителя школьного музея Сиянко В.Н. явлений, кажущихся скучными на первый взгляд, вызывает неподдельный интерес у слушателей­учащихся, что способствует быстрому и качественному восприятию учебного материала. Эксклюзивным является то, что на каждом таком уроке у детей   есть   возможность   познакомиться   с   экспонатами,   хранящимися   в   фондах музея   и   узнать   их   историю   и   отличается   методикой   проведения.(   слайд).   Это сравнительно   новая   форма   музейной   педагогики.   Наши   музейные   уроки «привязываются»   к   учебной   программе   того   или   иного   школьного   предмета (Математика,   Русский   язык,   Окружающий   мир,   Изо,   Технология).   При   этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный   источник   знаний.   Таким   образом,   неординарность   учебного процесса   (музейная   среда)   стимулирует   не   только   познавательные   интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов,   а,   зачастую,   знакомых,   но   рассматриваемых   совершенно   с   другой стороны,   вызывает   чувство   удивления,   побуждает   к   самостоятельным   поискам информации.  предусматривает   прежде всего   использование музейного предмета.  В нашем образовательном учреждении музейные   уроки   проводятся   уже   более   десяти   лет.   (   слайд).   Причем,   они проводятся не только с учащимися начальных классов, но и со средним и старшим звеньями школы. Эти музейные уроки проходят в интегрированном виде. Такие интегрированные   уроки   проходили   и   проходят   по   музыке,   например,   Тема: «История   песен   Великой   Отечественной   войны»;   ежегодно   проходят   конкурсы песен   «Битва   хоров»   на   военную   тематику;   занятия   по   программе   внеурочной   Таким   образом, музейный   урок деятельности   («Я­гражданин»,   учитель:   Николаева   Н.А.)   знакомит   учащихся   с «Историей     государственных   символов   России,   «Необычные   истории   обычных вещей» и др.   Вся работа проходит в несколько этапов:  1­й   этап ­   Объявляется   тема   такого   занятия     и   дата   его   проведения.   Дается домашнее задание: подготовить свой материал, выучить стихи, и т.п.   2­й   этап   историческом событии.   ­Подготовить   электронные   презентации,   рассказ   о   том   или   ином  3­й этап  Например, написание мини­сочинений.  Так в прошлом учебном году проводились музейные уроки с учащимися начальных классов, посвященные годовщине Сталинградской битвы. Учащимся заранее были даны задания: выучить предложенные им стихи о Сталинградской битве, выяснить у своих родителей кто из их предков, близких родственников воевал, какие имел награды,   где   воевал.   Затем   уже   в   школьном   музее   дети   слушали   рассказы   о Сталинградской   битве   по   теме   «Дети   Сталинграда».   В   ходе   музейного   урока прозвучали стихи фронтовых поэтов о Сталинградской битве в исполнении самих участников урока. Они смотрели видеозаписи, слушали музыкальные произведения о   войне,   осматривали   подготовленную   экспозицию,   ознакомились   с   фронтовым бытом,   предметами   обихода   и   военного   снаряжения,   касками,   фронтовыми картами (слайд), послушали грамзаписи песен.   Учащимся 4­х классов было дано домашнее задание – написать сочинение «Мои впечатления   о   музее   с   рассказом   о   подвигах   воинов,   ребятам   1­3­х   классов нарисовать рисунки на тему «Наши защитники Отечества».   По   этим   сочинениям   и   рисункам   был   объявлен   школьный   конкурс,   затем подводились итоги. Сочинения и рисунки размещались в музее, а лучшие авторы – награждены грамотами.  Примерно также проходят музейные уроки и по музыке. Учитель (Николаева Н.А.) давала   учащимся   домашнее   задание   –   подготовить   историю   фронтовой   песни «Землянка».   Затем   на   уроке   звучали   рассказы   о   песне   и   об   авторе.   Учащиеся слушали эту песню в грамзаписи, разучивали её. С помощью родителей был создан макет   этой   землянки.   В   каждом       учебном   году   проводится   конкурс   на инсценировку     военной песни, на изготовление поделок   ко Дню Победы среди учащихся начальной школы.( слайд)   Говоря   о   музейных   уроках,   можно   привести   такие   примеры   использования музейных предметов из нашей экспозиции, например: фото блокадных хлебных карточек,   фотографии   детей   блокадного   города,   фото   кусочка   «блокадного» хлеба весом в 125 граммов и здесь же встает вопрос: а как мы сейчас относимся к хлебу? Учащиеся готовят свои сообщения на заданную тему.   При проведении музейного   урока   большое   значение   имеет   феномен   узнавания   –   подкрепление имеющихся знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах. В качестве музейного экспоната, к 73­х летию Победы для учащихся начальной школы был показан видео фильм, рассказ о 12­летней школьнице из блокадного Ленинграда Тане Савичевой, в конце учащиеся делились своими впечатлениями.  В настоящее время у нас среди учащихся проводится большая поисковая работа на тему: «Моя родословная» (подготовили проекты Ягуфарова Э., Хусаинова Р. и т.д. (слайд), сообщениями о своих родственниках – участниках войны, с электронными презентациями о героях войны и тыла, пишут сочинения. Так ученица 4 класса Сундукова   Алина   заняла   2  место   в  районном   этапе  XIV  Областного   конкурса творческих   работ     учащихся   «Война   глазами   детей»   и   1   место   в   Областном конкурсе.  Учащиеся в обязательном порядке высказывают свое личное мнение о музейном уроке. Пишут отзывы.  Вот некоторые из них: учащийся 3 «Б» класса Пильщиков Владимир пишет: «Мне бы   очень   хотелось,   чтобы   такие   уроки   –встречи   проводились   почаще.   Всем понравилась неформальная, дружеская обстановка, пробудившая в каждом из нас интерес к военной истории Отечества».   Учащаяся   4   класса   Ягуфарова   Эльвина   поделилась   тем,   что   «Её   всегда интересовала тема блокады Ленинграда и всегда было очень тяжело и волнительно все это видеть и слышать: как люди самоотверженно сражаются выжить и помочь из последних сил».   В   нашем   школьном   музее   «Память»   развернута   экспозиция   «Люблю   тебя Черниговка родная», в которой прослеживается история села и собран материал по истории нашего села в годы Великой Отечественной войны (слайд). Учащиеся с удовольствием   рассматривают   альбомы,   которые   постоянно   пополняются: «Ветераны­сталинградцы», «Они тоже ковали Победу» (об учителях и учениках нашей школы в годы войны). Так ученица 3 класса Сундукова Алина (Классный руководитель:   Николаева   Н.А.)   в   прошлом   учебном   году   писала   сочинение   об учителе Смолякове Г.А, который долгое время работал учителем в нашей школе.   Ребята  с  удовольствием  останавливаются   и  рассматривают  стенд, где  собраны воспоминания наших земляков­участников войны. Развернуты экспозиции: «Наши земляки­Герои Советского Союза», «Три брата Смоляковых».(слайд) Пользуются успехом мастер – классы по отглаживанию  белья рубелем, каталкой , зажигают керосиновую лампу. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать,   подержать   в   руках,   учащимся   дается   возможность   «погрузиться»   в прошлое,   в   историю.(слайд).   В   музее   информация   приобретает   наглядность, активирует   визуальное   мышление,   знания   приобретаются   иным   путем,   чем   на уроках, благодаря пространственным   перемещениям, возможности включения в творческое  познание и деятельность.   Школьный музей способствует развитию метапредметных  компетенций учащихся. Так в прошлом учебном году в 4 классе проходил открытый урок по окружающему миру по теме «Быт и жизнь древних славян», в 2018­19 учебном году в 1 классе будет дан урок по теме «Одежда славян», на которых обязательно используются музейные экспонаты.   Таким образом, наши музейные уроки и другие мероприятия повышают интерес учащихся   к   героическому   прошлому   страны   и   закладывают   в   душу   наших питомцев качества гражданина­патриота, обладающего  поистине неограниченным потенциалом   воспитательного   воздействия   на   разум   и   чувства   подростков,   что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС.  Список литературы: 1.Морозова А.Н. .Музейная  педагогика,  Творческий центр, Москва, 2008г 2.  Чумалова   Т.В.2   Музейная   педагогика   как   новая   образовательная   технология ­М.,2001.­С.30­34 [1 : Т. Ц , с. 60], [2:, с. 30­34],

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»

Доклад на тему«Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019