Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
русский язык
8 кл
07.06.2017
Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Словарь иностранных слов) Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Рефлексия - обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний. (Словарь педагогических терминов). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
доклад Организация рефлексии на уроках.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской» Майского района Кабардино­Балкарской Республики Доклад. Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы                                                                            Учитель русского языка                                                                                            и литературы Диденко О.Б. 2017г.   анализ      В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают   самоанализ     Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  (слайд 1­2) Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад.  Рефлексия   ­   размышление,   полное   сомнений,   противоречий;   собственного психического состояния. (Словарь иностранных слов) Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Рефлексия   ­   обращение   назад,   отражение;   анализ     собственных   действий   и состояний. (Словарь педагогических терминов).    деятельности и ее результатов. Рефлексия   помогает   ученикам   сформулировать   получаемые   результаты, переопределить   цели   дальнейшей   работы,   скорректировать   свой образовательный   путь.   Она   тесно   связана   с   целеполаганием.   Постановка учеником   целей   своего   образования   предполагает   их   выполнение   и последующую   рефлексию   –   осознание   способов   достижения   поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. (слайд 3) Рефлексия на уроке ­ это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая   совершенствовать   учебный   процесс,   ориентируясь   на личность каждого ученика. (слайд 4)   К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести: ­   диагностическую   функцию   –   выявление   уровня   взаимодействия   между участниками   педагогического   процесса,   уровня   эффективности   данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;  ­   проектировочную   –   предполагает   моделирование, предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;  ­ организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия; ­ коммуникативную ­ рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;  ­ смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;    проектирование ­   мотивационную   –   определение   направленности   и   целевых   установок деятельности;  ­   коррекционную   ­   побуждение   участников   педагогического   процесса   к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .        Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. Самостоятельность.  Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой   собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость.  Ученик   осознаёт,   что   он   может   предпринять   здесь   и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность.  Умеет   делать   что­то   лучше   других,   действует   в любых ситуациях более эффективно.     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, а также может осуществляться по итогам не только   урока,   но   и   других   временных   отрезков:   изучения   темы,   учебной четверти, года и т.п.          При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание   и   трудности   учебного   материала,   способы   и   методы   обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. (слайд 5) Классификация рефлексии: (слайд 6) Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. (слайд 7) 1.  «Смайлики.   »  Ученикам   раздаются   размноженные   листы   с   упрощённым изображением   человека,   у   которого   не   нарисовано   лицо.   Ребята   сами   его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. (слайд 8) 2  «   Солнышко   и   тучка».  На   доске   учащиеся   прикрепляют   солнышко   или облачко. Солнышко –  очень понравилось занятие, получили много интересной информации;   облачко   –   занятие   не   интересное,   не   было   никакой   полезной информации.  (слайд 9) 3. «Дерево успеха». На изображение яблони необходимо прикрепить яблоки желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся. (слайд 10) 4. «Светофор». Карточка красного цвета:  «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке» Карточка желтого цвета:  «Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, и я принимал в нем активное участие:  отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно» Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало. Не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на   уроке  не был готов». (слайд 11) 5.«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске   изображена  ваза.   В  конце  урока  учитель  говорит:  «Прикрепите  к   вазе цветок, и по букету мы определим ваше настроение после проведенного урока». (слайд 12) 6.«Эмоционально­музыкальная концовка»  Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать   композитора   произведения).   Звучит   тревожная   музыка   и   спокойная, восторженная.     Учащиеся   выбирают   музыкальный   фрагмент,   который соответствует их настроению.  (слайд 13) 6. «Эмоционально­художественное оформление» Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 7.  Оценка  своего   эмоционального   состояния:   учащиеся   отвечают   на   вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?» (слайд 14) Рефлексия   содержания учебного материала      . Используется   для   выявления   уровня   осознания   содержания   пройденного материала.  (слайд 15) 8. «Приём незаконченного предложения» Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В   конце   учебного   занятия   обучающимся   предлагается   устно   или   письменно закончить следующие предложения. Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.п. Каким было общение на уроке?.  ­ занимательным ­ познавательным ­ интересным ­ игровым ­ необычным ­ скучным ­радостным ­дружелюбным (слайд 16) 9. «Выбор афоризма» Для   включения   учащихся   в   урок   учитель   предлагает   2­3   высказывания выдающихся людей. Их         можно использовать в качестве   фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось,   и   воспроизводят   его   по   памяти.   В   конце   урока   вновь возвращаемся   к   этим   афоризмам.   Учащиеся   выбирают   то       высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.  Использование   афоризмов   делает   речь   учащихся   более   яркой,   образной, насыщенной.  (слайд 17) 10.   «Синквейн». В   конце   урока   обучающимся   предлагается   написать   синквейн   на   основе изученного материала.  Синквейн – это пятистрочная строфа. 1­я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2­я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3­я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.  (слайд 18) 11.  «Диаманта»  – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. • • • • • •  1, 7 строки ­ имена существительные (антонимы)  2 ­ два прилагательных к первому существительному  3 – три глагола к первому существительному  4 – два словосочетания с существительными  5 ­ три глагола ко второму существительному  6 – два прилагательных ко второму существительному (слайд 19) 12.   «Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу   «М»   –   «минус»   записывается   все,   что   не   понравилось   на   уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (слайд 20) 13. Таблица ­ фиксация знания и незнания о каком­ либо понятии. Понятие Например: Имя существительное Знал  Часть речи. Вопросы: кто? что? Изменяется по числам   Узнал  Бывает   женского, мужского, среднего рода Хочу узнать Как изменяются существительные   еще (слайд 21) 14. «Корзина идей» Учащиеся   записывают   на   листочках   свое   мнение   об   уроке,   все   листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения   и   обсуждаются   ответы.   Учащиеся   мнение   на   листочках   высказывают анонимно. (слайд 22) Рефлексия деятельности –  осмысление способов и приемов работы с учебным материалом.  Применение   этого  вида   рефлексии   в  конце  урока  дает  возможность   оценить активность   каждого   на   разных   этапах   урока,   используя,   например,   прием «лестницы   успеха».   Ребенок   сам   должен   оценить,   на   какой   ступеньке   он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. (слайд 23) 15.«Лесенка успеха» Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка (солнышко) на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий.  (слайд 24) 16. «Дерево успеха» На   изображение   дерева   необходимо   прикрепить   листья     желтого,   красного, зеленого цветов, в соответствии  с тем понятен  ли был  материал  на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся. (слайд 25) 17. «Цветограмма» (слайд 26) 18. Анкета самоанализа. Ученик в анкете выбирает предложенные ему варианты ответов. (слайд 27) 19. «  Благодарю…» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят,   кому   хочется   сказать   спасибо   за   сотрудничество   и   пояснить,   в   чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он   выбирает   тех,   кому   досталось   наименьшее   количество   комплиментов, стараясь   найти   убедительные   слова   признательности   и   этому   участнику событий. 20. На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое­что чуть­чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все­таки учиться! Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. (слайд 28) 21.«Пятерочка» (предложить учителям) Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его. большой – для меня это важно … / неважно …  указательный ­ я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний   ­   мне   было   интересно,   легко…   /   скучно,   неинтересно,   трудно   (не понравилось)…  безымянный – моя оценка психологической атмосферы…  мизинец – хочу для себя выяснить … (слайд 29) Педагогическая рефлексия ­  способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как   его   воспринимают   дети,   другие   люди,   прежде   всего   те,   с   кем   учитель взаимодействует   в   процессе   педагогического   общения.   В   центре   рефлексии педагога – осознание того, что школьник воспринимает в нем и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога.      Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а   подготовка   для   развития   важных   качеств   личности:   самостоятельности, умения  оценить  свои  действия  и  их  результаты, конкурентоспособности,  т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Доклад Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017