Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Оценка 4.6

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Детсад
16.03.2019
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста." Автор: Никишина Марина Владимировна, Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка» Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан В младшем дошкольном возрасте особенности речевого развития у дошкольников в первую очередь задаются объемом и спецификой его общения с взрослыми, которое рассматривается в качестве необходимого условия для того, чтобы психическое развитие ребенка было всесторонним. В этом аспекте общение с взрослым есть важнейший инструмент социализации, в процессе которой ребенку передается необходимый для его развития социальный опыт [23]. В процессе усвоения родного языка младшие дошкольники овладевают такой одной из важнейших форм речевого общения, как устная речь. При этом само речевое общение, которое состоит из экспрессивной (говорение) и импрессивной (понимание) речи, характеризуется постепенным развитием. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых» [1, с.160]. Нужно заметить, что эмоциональное общение является той основой, на которой развивается речь ребенка в течение первого года жизни. Ребенок по мере своего развития постепенно начинает отвечать улыбкой на улыбку взрослого, в ответ на ласку взрослого начинает в ответ произносить различные звуки. С помощью улыбки между взрослым и ребенком устанавливаются отношения покоя и взаимопонимания. Улыбка в данном случае выступает средством начала общения и способом выражения положительных эмоций. Улыбка вызывает активизацию эмоциональных реакций ребенка, сообщает ему о том, что с ним взрослые готовы общаться. Эмоциональное общение еще не является собственно речевым, но на его основе в будущем строится общение посредством осмысления и понимания произносимых и воспринимаемых слов. Как отмечает М.И. Лисина на основе результатов собственных исследований, мотивы, которые побуждают ребенка к вступлению в общение с взрослым, как правило, имею связь со следующими ключевыми потребностями: - потребность получать различные впечатления; - потребность выполнять какую-либо активную деятельность; - потребность быть признанным и получать поддержку со стороны окружающих [36]. Существование у детей выраженной потребности получать различные впечатления доказывается в работах различных отечественных исследователей, в частности, Н.А. Бернштейна, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, Т.М. Сорокиной и др. Согласно М.И. Лисиной после рождения ребенок стремиться получать различные новые впечатления на основе формирования у него сенсорных и перцептивных процессов. При этом, чем необычнее объект, тем более он привлекает внимание ребенка и вызывает у него интерес. По мере того, как ребенок растет и развивается у него усиливается потребность получать различные впечатления от окружающего мира. Однако для того, чтобы удовлетворить данную потребность ребенок нуждается в помощи взрослых, благодаря которым он может получать новые впечатления. Следовательно, у ребенка появляется стремление к общению с взрослыми. И таким образом у ребенка формируется первая группа мотивов общения, которые обозначаются, как познавательные. Данные мотивы регулируют общение детей с взрослыми на различные познавательные темы. И, по мнению М.И. Лисиной, главным познавательным мотивом общения ребенка является сам взрослый, которые выполняет роль источника информации и организатора получения ребенком новых впечатлений [36]. Помимо выраженной потребности в получении впечатлений, у детей сильно выражена потребность к выполнению активной деятельности. Данная потребность выражается в том, что ребенок готов заниматься различной деятельностью в течение дня, осуществлять смены ее различных видов, что позволяет им проявлять свою активность. Согласно позиции Б. Спока, если ребенок не демонстрирует активность, а является вялым и пассивным, то это означает наличие у него болезненного состояния. Как отмечают У. Бижу и Д. Байер выраженная потребность детей в активности есть ничто иное, как частный случай проявления такого явления, как «нужда органа в функционировании». Однако, ключевой момент состоит в том, что потребность в активности присуща детскому возрасту. Следует заметить, что общение ребенка с взрослым есть только часть его более широкого взаимодействия с ним, которое базируется на указанных потребностях детей. Согласно М.И. Лисиной существуют 4 критерия, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что у 2-х месячного ребенка имеет место потребность в общении. Первый критерий – это наличие у ребенка внимания и интереса к взрослым. Это проявляется в том, что ребенок направлен на познание взрослого, которые стал для него объектом их особой активности. Второй критерий – наличие у ребенка эмоциональных проявлений по отношению к взрослому. Данные эмоциональные проявления отражают собой то, как ребенок оценивает взрослого и как к нему относится. Третий критерий – наличие у ребенка инициативных действий, которые направлены на привлечение интереса взрослого. Так проявляется то, что ребенок стремится к ознакомлению взрослого с собой и на основе его реакции выстраивать ощущение себя. Четвертый критерий – наличие у ребенка чувствительности к отношению к нему взрослого. И данная чувствительность отражает восприятие детьми оценки их со стороны взрослого, а также их самооценку [36]. Проявления у детей, которые соответствуют вышеприведенным критериям, возникают у них не сразу, а появляются в указанной последовательности постепенно один за другим. Если данные критерии брать в совокупности, то они позволяют делать вывод о наличии, либо отсутствии у конкретного ребенка потребности в общении с взрослыми. Кроме того, с помощью указанных критериев возможно характеристика уровня сформированности потребности общений у детей. На основе использования данных критериев М.И. Лисина приходит к выводу о том, что уже в первые месяцы у ребенка формируется потребность в общении, процесс становления которой начинается в первые месяцы жизни и имеет определенные 4 этапа по мере того, как появляются перечисленные 4 критерия. Процесс формирования потребности в общении в норме завершается к 2 месяцам [30; 36]. Нужно заметить, что формирование потребности у детей в общении с другими людьми есть по своей сути прижизненное явление, которое хорошо демонстрируется в исследованиях по проблеме госпитализма. К примеру, М.Ю. Кистяковская отмечает, что в условиях госпитализма у детей не проявляется внимание к взрослым, они не испытывают к ним интерес, даже в двух и трехлетнем возрасте. Однако при налаживании взаимодействия с ребенком со стороны педагога, то у него постепенно начинает проявляться интерес к общению, направленность внимания на взрослого и познание окружающего мира. При этом ребенок фактически проходит этапы развития у него потребности в общении, которые соответствуют вышеперечисленным критериям [24]. По мнению Д.Б. Эльконина, «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке» [69, с. 19]. Сформированная у ребенка потребность в общении в процессе самого общения претерпевает изменения. Данное изменение потребности в общении у ребенка обуславливается характером его совместной деятельности с взрослым. По мере того, как развивается общение ребенка с взрослым, у него появляется потребность в таком участии взрослого в его жизнедеятельности и активности, которое необходимо в данный момент для решения актуальных задач развития. На основе анализа трудов таких ученых, как Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Г. Маклаков и Д.Б. Эльконин в развитии потребности в общении у ребенка с взрослым выделяются несколько этапов: 1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого, которая является достаточным условием благополучия ребенка в течение первого полугодия жизни. 2. Потребность в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Содержание данной потребности появляется после того, когда ребенок овладевает произвольным хватанием. 3. Потребность в уважительном отношении взрослого, возникновение которой происходит на фоне познавательной деятельности детей. 4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. В конечном счете младший дошкольник стремится к тому, чтобы иметь общие интересы с взрослым [69; 70]. Как отмечает А.И. Максаков, на третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству. В речи трехлетнего нормально развивающегося ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [44]. Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи [33]. Ряд авторов (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) выделяют факторы, влияющие на развитие речи [52]: 1) слуховое внимание; 2) моторное развитие; 3) интеллектуальный рост; 4) эмоциональное развитие; 5) общение. Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду, от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Список использованной литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Академия, 2003. - 312 с. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2001. – 346 с. 3. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. - 2008 - № 5. - С. 101-114. 4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя дет.сада – М.: КНОРУС, 2003г. – 127 с. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Синтез, 2005. –296 с. 6. Беккер К.П., Совак М.П. Логопедия. – М.: Медицина, 1999. – 288 с. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ, 2001. – 349 с. 8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с. 9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Наука, 1994. – 215с. 10. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1986. - 361 с. 11. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2004. – 421 с. 12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с. 13. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 507 с. 14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Наука, 2001. - 598 с. 15. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 420 с. 16. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. – 2003. - №6. – С.55-60. 17. Гужева Ф.К. Основы развития речи. - Киев, 1989. - 254 с. 18. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 168 с. 19. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь. Нарушение речи у дошкольни¬ков. – М.: Просвещение, 1972. - 268 с. 20. Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. 21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. - М.: «Роспедагенство», 2008. - 150 c. 22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2007. – 336 с. 23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: «Питер», 2009. - 992 с. 24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2009. – 335 с. 25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое разви¬тие детей в норме и патологии. - СПб., 2004. - 450 с. 26. Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности. - М, 1986. - 224 с. 27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с. 28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - СПб., 2003. - 320 с. 29. Лепская Н.И. Язык ребёнка: (Онтогенез речевой коммуникации). – М.: Просвещение, 1997. – 276 с. 30. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с. 31. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 321с. 32. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 592 с. 33. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – С. 61-84. 34. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с. 35. Методы обследования речи детей / Под ред.Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти,2003. – 289с. 36. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2010. – 315 с. 37. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1981. – 248с. 38. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008. – 446 с. 39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н\Д.: Феникс, 2003. – 448с. 40. Поддъяков Н.К. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2001. – № 9. – С. 68-75. 41. Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.: Просвещение,1997. – 399 с. 42. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997. - 324 с. 43. Психология и педагогика: сборник / Под ред. П.А. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с. 44. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - М., 1989. - 235 с. 45. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1993. – 269 с. 46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 456 с. 47. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во МПСЛ, 2005. – 223 с. 48. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 256 с. 49. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с. 50. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000. 51. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1999. – 345 с. 52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 53. Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 368 с. 54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. – 189 с. 55. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 320 с. 56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 322 с. 57. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 308 с. 58. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 2008. - 360 с. 59. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 2007. – 344 с. 60. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Особенности речевого развития детей.doc
Автор: Никишина Марина Владимировна, Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка»  Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте особенности речевого развития у дошкольников в первую   очередь   задаются   объемом   и   спецификой   его   общения   с   взрослыми,   которое рассматривается  в качестве необходимого условия для того, чтобы психическое развитие ребенка было всесторонним. В этом аспекте общение с взрослым есть важнейший инструмент социализации,   в   процессе   которой   ребенку   передается   необходимый   для   его   развития социальный опыт [23]. В процессе усвоения родного языка младшие дошкольники овладевают такой одной из важнейших   форм   речевого   общения,   как   устная   речь.   При   этом   само   речевое   общение, которое   состоит   из   экспрессивной   (говорение)   и   импрессивной   (понимание)   речи, характеризуется постепенным развитием. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых» [1, с.160]. Нужно   заметить,   что   эмоциональное   общение   является   той   основой,   на   которой развивается речь ребенка в течение первого года жизни. Ребенок по мере своего развития постепенно   начинает   отвечать   улыбкой   на   улыбку   взрослого,   в   ответ   на   ласку   взрослого начинает   в   ответ   произносить   различные   звуки.   С   помощью   улыбки   между   взрослым   и ребенком устанавливаются отношения покоя и взаимопонимания. Улыбка в данном случае выступает средством начала общения и способом выражения положительных эмоций. Улыбка вызывает   активизацию   эмоциональных   реакций   ребенка,   сообщает   ему   о   том,   что   с   ним взрослые готовы общаться. Эмоциональное общение еще не является собственно речевым, но на   его   основе   в   будущем   строится   общение   посредством   осмысления   и   понимания произносимых и воспринимаемых слов. Как отмечает М.И. Лисина на основе результатов собственных исследований, мотивы, которые побуждают ребенка к вступлению в общение с взрослым, как правило, имею связь со следующими ключевыми потребностями: ­ потребность получать различные впечатления; ­ потребность выполнять какую­либо активную деятельность; ­ потребность быть признанным и получать поддержку со стороны окружающих [36]. Существование   у   детей   выраженной   потребности   получать   различные   впечатления доказывается   в   работах   различных   отечественных   исследователей,   в   частности,   Н.А. Бернштейна, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, Т.М. Сорокиной и др. Согласно   М.И.   Лисиной   после   рождения   ребенок   стремиться   получать   различные новые впечатления на основе формирования у него сенсорных и перцептивных процессов. При этом, чем необычнее объект, тем более он привлекает внимание ребенка и вызывает у него интерес. По мере того, как ребенок растет и развивается у него усиливается потребность получать   различные   впечатления   от   окружающего   мира.   Однако   для   того,   чтобы удовлетворить   данную   потребность   ребенок   нуждается   в   помощи   взрослых,   благодаря которым   он   может   получать   новые   впечатления.   Следовательно,   у   ребенка   появляется стремление к общению с взрослыми. И таким образом у ребенка формируется первая группа мотивов общения, которые обозначаются, как познавательные. Данные мотивы регулируют общение детей с взрослыми на различные познавательные темы. И, по мнению М.И. Лисиной, главным   познавательным   мотивом   общения   ребенка   является   сам   взрослый,   которые выполняет   роль   источника   информации   и   организатора   получения   ребенком   новых впечатлений [36]. Помимо выраженной потребности в получении впечатлений, у детей сильно выражена потребность к выполнению активной деятельности. Данная потребность выражается в том, что ребенок готов заниматься различной деятельностью в течение дня, осуществлять смены ее различных видов, что позволяет им проявлять свою активность. Согласно позиции Б. Спока, если ребенок не демонстрирует активность, а является вялым и пассивным, то это означает наличие   у   него   болезненного   состояния.   Как   отмечают   У.   Бижу   и   Д.   Байер   выраженная потребность  детей  в  активности  есть  ничто иное,  как  частный  случай  проявления   такого явления, как «нужда органа в функционировании». Однако, ключевой момент состоит в том, что потребность в активности присуща детскому возрасту. Следует   заметить,   что   общение   ребенка   с   взрослым   есть   только   часть   его   более широкого взаимодействия с ним, которое базируется на указанных потребностях детей. Согласно   М.И.   Лисиной   существуют   4   критерия,   которые   в   своей   совокупности свидетельствуют о том, что у 2­х месячного ребенка имеет место потребность в общении. Первый   критерий   –   это   наличие   у   ребенка   внимания   и   интереса   к   взрослым.   Это проявляется в том, что ребенок направлен на познание взрослого, которые стал для него объектом их особой активности. Второй критерий – наличие у ребенка эмоциональных проявлений по отношению к взрослому. Данные эмоциональные проявления отражают собой то, как ребенок оценивает взрослого и как к нему относится. Третий критерий – наличие у ребенка инициативных действий, которые направлены на привлечение интереса взрослого. Так проявляется то, что ребенок стремится к ознакомлению взрослого с собой и на основе его реакции выстраивать ощущение себя. Четвертый   критерий   –   наличие   у   ребенка   чувствительности   к   отношению   к   нему взрослого. И данная чувствительность отражает восприятие детьми оценки их со стороны взрослого, самооценку [36].   а   также   их Проявления у детей, которые соответствуют вышеприведенным критериям, возникают у них не сразу, а появляются в указанной последовательности постепенно один   за другим. Если данные критерии брать в совокупности, то они позволяют делать вывод о наличии, либо отсутствии   у   конкретного   ребенка   потребности   в   общении   с   взрослыми.   Кроме   того,   с помощью   указанных   критериев   возможно   характеристика   уровня   сформированности потребности   общений   у   детей.   На   основе   использования   данных   критериев   М.И.   Лисина приходит к выводу о том, что уже в первые месяцы у ребенка формируется потребность в общении,   процесс   становления   которой   начинается   в   первые   месяцы   жизни   и   имеет определенные 4 этапа по мере того, как появляются  перечисленные 4 критерия. Процесс формирования потребности в общении в норме завершается к 2 месяцам [30; 36]. Нужно заметить, что формирование потребности у детей в общении с другими людьми есть по своей сути прижизненное явление, которое хорошо демонстрируется в исследованиях по   проблеме   госпитализма.   К   примеру,   М.Ю.   Кистяковская   отмечает,   что   в   условиях госпитализма   у   детей   не   проявляется   внимание   к   взрослым,   они   не   испытывают     к   ним интерес,   даже   в  двух   и   трехлетнем   возрасте.   Однако   при   налаживании   взаимодействия   с ребенком   со   стороны   педагога,   то   у   него   постепенно   начинает   проявляться   интерес   к общению, направленность внимания на взрослого и познание окружающего мира. При этом ребенок   фактически   проходит   этапы   развития   у   него   потребности   в   общении,   которые соответствуют вышеперечисленным критериям [24]. По мнению Д.Б. Эльконина, «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке» [69, с. 19]. Сформированная   у   ребенка   потребность   в   общении   в   процессе   самого   общения претерпевает   изменения.   Данное   изменение   потребности   в   общении   у   ребенка обуславливается характером его совместной деятельности с взрослым. По мере того, как развивается общение ребенка с взрослым, у него появляется потребность в таком участии взрослого в его жизнедеятельности и активности, которое необходимо в данный момент для решения актуальных задач развития. На   основе   анализа   трудов   таких   ученых,   как   Й.   Лангмейер,   З.   Матейчик,   А.Г. Маклаков   и   Д.Б.   Эльконин   в   развитии   потребности   в   общении   у   ребенка   с   взрослым выделяются несколько этапов: 1.   Потребность   во   внимании   и   доброжелательности   взрослого,   которая   является достаточным условием благополучия ребенка в течение первого полугодия жизни.    2.  Потребность  в   сотрудничестве  или  в  соучастии  взрослого.   Содержание  данной потребности появляется после того, когда ребенок овладевает произвольным хватанием. 3.   Потребность   в   уважительном   отношении   взрослого,   возникновение   которой происходит на фоне познавательной деятельности детей. 4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. В   конечном   счете   младший   дошкольник   стремится   к   тому,   чтобы   иметь   общие интересы с взрослым [69; 70].  Как отмечает А.И. Максаков, на третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка   в   общении.   В   этом   возрасте   не   только   стремительно   увеличивается   объем общеупотребительных   слов,   но   и   возрастает   возникшая   к   концу   второго   года   жизни способность к словотворчеству. В   речи   трехлетнего   нормально   развивающегося   ребенка   постепенно   формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. В   формировании   связной   речи   отчетливо   выступает   тесная   связь   речевого   и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем­нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь   анализировать,   отбирать   основные   свойства   и   качества,   устанавливать   причинно­ следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [44]. Начиная   с   четырех   лет   жизни,   фразовая   речь   ребенка   усложняется.   В   среднем предложение   состоит   из   5­6   слов.   В   речи   используются   предлоги   и   союзы, сложноподчиненные   и   сложносочиненные   предложения.   В   это   время   ребенок   легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои  игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи [33]. Ряд   авторов   (Н.М.   Аксарина,   Е.К.   Каверина,   Ф.И.   Фрадкин)   выделяют   факторы, влияющие на развитие речи [52]: 1) слуховое внимание; 2) моторное развитие; 3) интеллектуальный рост; 4) эмоциональное развитие; 5) общение. Таким   образом,   в   развитии   речи   детей   ведущая   роль   принадлежит   взрослым: родителям и близким ­ в семье, воспитателю ­ в детском саду, от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.    Список использованной литературы 1. Абрамова   Г.С.   Возрастная   психология:   Учебник   для   студентов   вузов.­М.: Академия, 2003. ­ 312 с. 2. Аверин   В.А.   Психология   детей   и   подростков:   учеб.   пособие   ­   2­е   изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2001. – 346 с. 3. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. ­ 2008 ­ № 5. ­ С. 101­114. 4. Артемова   Л.В.  Театрализованные   игры   дошкольников:   Книга   для воспитателя дет.сада – М.: КНОРУС, 2003г. – 127 с. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Синтез, 2005. –296 с. 6. Беккер К.П., Совак М.П. Логопедия. – М.: Медицина, 1999. – 288 с. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ, 2001. – 349 с.  8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с. 9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? ­ М.: Наука, 1994. – 215с. 10.  Виноградов В.В. Русский язык. ­ М.: Просвещение, 1986. ­ 361 с. 11.  Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. ­ М.: Лабиринт, 2004. – 421 с. 12.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с. 13.  Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 507 с. 14.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. ­ М.: Наука, 2001. ­ 598 с. 15.   Гвоздев   А.Н.   Развитие   словарного   запаса   в   первые   годы   жизни.   –   М.: ВЛАДОС, 2000. – 420 с. 16.   Громова   О.Е.   Изучение   детского   лексикона   на   ранних   этапах   развития речи // Дефектология. – 2003. ­ №6. – С.55­60. 17.  Гужева Ф.К. Основы развития речи. ­ Киев, 1989. ­ 254 с. 18.   Давидчук   А.Н.   Обучение   и   игра:   Метод.   пособие   /   А.Н.   Давидчук.   ­   М.: Мозаика­Синтез, 2008. ­ 168 с.  19.   Жинкин   Н.И.   Интеллект,   язык,   речь.   Нарушение   речи   у   дошкольников.   – М.: Просвещение, 1972. ­ 268 с. 20.  Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. 21.   Карабанова  О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. ­ М.: «Роспедагенство», 2008. ­ 150 c. 22.  Киселева М.В. Арт­терапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2007. – 336 с. 23.   Крайг   Г.,  Бокум  Д.  Психология    развития   /    Г.  Крайг.   ­    СПб.:  «Питер», 2009. ­ 992 с. 24.   Кулагина   И.Ю.   Возрастная   психология.   –   М.:   Просвещение,   2009. – 335 с. 25.   Коломинский   Я.Л.,   Панько   Е.А.   Психическое   развитие   детей   в   норме   и патологии. ­ СПб., 2004. ­ 450 с. 26.  Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности. ­ М, 1986. ­ 224 с. 27.   Лалаева   Р.И.,   Серебрякова   Н.В.   Формирование   правильной   разговорной речи   у   дошкольников   /   Р.И.Лалаева,   Н.В.Серебрякова.   –   Ростов   н/Д:   Феникс,   СПб.: Союз, 2004. – 224 с. 28.  Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. ­ СПб., 2003. ­ 320 с. 29.   Лепская   Н.И.   Язык   ребёнка:   (Онтогенез   речевой   коммуникации).   –   М.: Просвещение, 1997. – 276 с. 30.   Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно­методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с. 31.  Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 321с. 32. Маклаков А. Г. Общая психология. ­ СПб.: Питер, 2011. ­ 592 с. 33. Маханева   М.Д.  Театрализованные   занятия   в   детском   саду//   Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – С. 61­84. 34.   Маханева   М.Д.  Театрализованные   занятия   в   детском   саду:   Пособие   для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с. 35.  Методы обследования речи детей / Под ред.Г.В. Чиркиной. –  М.: Аркти,2003. – 289с. 36.  Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2010. – 315 с. 37.  Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1981. – 248с. 38.   Немов   Р.С.   Психология.   –   М.:   Просвещение:   ВЛАДОС,   2008. – 446 с. 39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н\Д.: Феникс, 2003. – 448с. 40. Поддъяков   Н.К.   Проблема   психологического   развития   ребенка   // Дошкольное воспитание. ­ 2001. – № 9. – С. 68­75. 41. Психолингвистика   и   современная   логопедия.   /   Под   ред.   Л.Б.Халиловой.   – М.: Просвещение,1997. – 399 с. 42. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997. ­ 324 с. 43. Психология и педагогика: сборник / Под ред. П.А. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с. 44.  Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. ­ М., 1989. ­ 235 с. 45.   Сенсорное   воспитание   дошкольников   /   Под   ред.   А.В.   Запорожца,   А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1993. – 269 с. 46.  Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 456 с. 47.   Сохин   Ф.А.   Психолого­педагогические   основы   развития   речи дошкольников. – М.: Изд­во МПСЛ, 2005. – 223 с. 48.   Трошин   О.В.,     Жулина   Е.В.   Логопсихология:   учебное   пособие.   –   М.:   ТЦ «Сфера», 2005. – 256 с. 49. Ушакова   О.С.   Развитие   речи   дошкольников   /   О.С.Ушакова.   –   М.:   Изд­во Института Психотерапии, 2001. – 240 с. 50.   Филичева  Т.Б., Соболева  А.В. Развитие  речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.  51.   Худик   В.А.   Психологическая   диагностика   детского   развития:   методы исследования. – Киев, 1999. – 345 с. 52.   Цейтлин   С.Н.   Язык   и   ребенок:   Лингвистика   детской   речи:   учеб.   пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 53.   Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. ­ М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. ­ 368 с. 54.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. – 189 с.  55.   Шахнарович   А.М.   Общая   психолингвистика.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 1995. – 320 с. 56.   Швайко   Г.С.   Игры   и   игровые   упражнения   для   развития   речи.   –   М.: ВЛАДОС, 2003. – 322 с. 57.  Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2007. ­ 308 с. 58.   Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. ­ 2­е изд. ­ М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 2008. ­ 360 с.  59.   Эльконин   Д.Б.   Развитие   речи   детей   в   дошкольном   возрасте.   –   М.: Педагогика, 2007. – 344 с. 60.   Эльконин   Д.Б.   Развитие   устной   и   письменной   речи   учащихся.   –   М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019