Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Детсад
16.03.2019
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста."
Автор: Никишина Марина Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка»
Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан
В младшем дошкольном возрасте особенности речевого развития у дошкольников в первую очередь задаются объемом и спецификой его общения с взрослыми, которое рассматривается в качестве необходимого условия для того, чтобы психическое развитие ребенка было всесторонним. В этом аспекте общение с взрослым есть важнейший инструмент социализации, в процессе которой ребенку передается необходимый для его развития социальный опыт [23].
В процессе усвоения родного языка младшие дошкольники овладевают такой одной из важнейших форм речевого общения, как устная речь. При этом само речевое общение, которое состоит из экспрессивной (говорение) и импрессивной (понимание) речи, характеризуется постепенным развитием.
Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых» [1, с.160].
Нужно заметить, что эмоциональное общение является той основой, на которой развивается речь ребенка в течение первого года жизни. Ребенок по мере своего развития постепенно начинает отвечать улыбкой на улыбку взрослого, в ответ на ласку взрослого начинает в ответ произносить различные звуки. С помощью улыбки между взрослым и ребенком устанавливаются отношения покоя и взаимопонимания. Улыбка в данном случае выступает средством начала общения и способом выражения положительных эмоций. Улыбка вызывает активизацию эмоциональных реакций ребенка, сообщает ему о том, что с ним взрослые готовы общаться. Эмоциональное общение еще не является собственно речевым, но на его основе в будущем строится общение посредством осмысления и понимания произносимых и воспринимаемых слов.
Как отмечает М.И. Лисина на основе результатов собственных исследований, мотивы, которые побуждают ребенка к вступлению в общение с взрослым, как правило, имею связь со следующими ключевыми потребностями:
- потребность получать различные впечатления;
- потребность выполнять какую-либо активную деятельность;
- потребность быть признанным и получать поддержку со стороны окружающих [36].
Существование у детей выраженной потребности получать различные впечатления доказывается в работах различных отечественных исследователей, в частности, Н.А. Бернштейна, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, Т.М. Сорокиной и др.
Согласно М.И. Лисиной после рождения ребенок стремиться получать различные новые впечатления на основе формирования у него сенсорных и перцептивных процессов. При этом, чем необычнее объект, тем более он привлекает внимание ребенка и вызывает у него интерес. По мере того, как ребенок растет и развивается у него усиливается потребность получать различные впечатления от окружающего мира. Однако для того, чтобы удовлетворить данную потребность ребенок нуждается в помощи взрослых, благодаря которым он может получать новые впечатления. Следовательно, у ребенка появляется стремление к общению с взрослыми. И таким образом у ребенка формируется первая группа мотивов общения, которые обозначаются, как познавательные. Данные мотивы регулируют общение детей с взрослыми на различные познавательные темы. И, по мнению М.И. Лисиной, главным познавательным мотивом общения ребенка является сам взрослый, которые выполняет роль источника информации и организатора получения ребенком новых впечатлений [36].
Помимо выраженной потребности в получении впечатлений, у детей сильно выражена потребность к выполнению активной деятельности. Данная потребность выражается в том, что ребенок готов заниматься различной деятельностью в течение дня, осуществлять смены ее различных видов, что позволяет им проявлять свою активность. Согласно позиции Б. Спока, если ребенок не демонстрирует активность, а является вялым и пассивным, то это означает наличие у него болезненного состояния. Как отмечают У. Бижу и Д. Байер выраженная потребность детей в активности есть ничто иное, как частный случай проявления такого явления, как «нужда органа в функционировании». Однако, ключевой момент состоит в том, что потребность в активности присуща детскому возрасту.
Следует заметить, что общение ребенка с взрослым есть только часть его более широкого взаимодействия с ним, которое базируется на указанных потребностях детей.
Согласно М.И. Лисиной существуют 4 критерия, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что у 2-х месячного ребенка имеет место потребность в общении.
Первый критерий – это наличие у ребенка внимания и интереса к взрослым. Это проявляется в том, что ребенок направлен на познание взрослого, которые стал для него объектом их особой активности.
Второй критерий – наличие у ребенка эмоциональных проявлений по отношению к взрослому. Данные эмоциональные проявления отражают собой то, как ребенок оценивает взрослого и как к нему относится.
Третий критерий – наличие у ребенка инициативных действий, которые направлены на привлечение интереса взрослого. Так проявляется то, что ребенок стремится к ознакомлению взрослого с собой и на основе его реакции выстраивать ощущение себя.
Четвертый критерий – наличие у ребенка чувствительности к отношению к нему взрослого. И данная чувствительность отражает восприятие детьми оценки их со стороны взрослого, а также их
самооценку [36].
Проявления у детей, которые соответствуют вышеприведенным критериям, возникают у них не сразу, а появляются в указанной последовательности постепенно один за другим. Если данные критерии брать в совокупности, то они позволяют делать вывод о наличии, либо отсутствии у конкретного ребенка потребности в общении с взрослыми. Кроме того, с помощью указанных критериев возможно характеристика уровня сформированности потребности общений у детей. На основе использования данных критериев М.И. Лисина приходит к выводу о том, что уже в первые месяцы у ребенка формируется потребность в общении, процесс становления которой начинается в первые месяцы жизни и имеет определенные 4 этапа по мере того, как появляются перечисленные 4 критерия. Процесс формирования потребности в общении в норме завершается к 2 месяцам [30; 36].
Нужно заметить, что формирование потребности у детей в общении с другими людьми есть по своей сути прижизненное явление, которое хорошо демонстрируется в исследованиях по проблеме госпитализма. К примеру, М.Ю. Кистяковская отмечает, что в условиях госпитализма у детей не проявляется внимание к взрослым, они не испытывают к ним интерес, даже в двух и трехлетнем возрасте. Однако при налаживании взаимодействия с ребенком со стороны педагога, то у него постепенно начинает проявляться интерес к общению, направленность внимания на взрослого и познание окружающего мира. При этом ребенок фактически проходит этапы развития у него потребности в общении, которые соответствуют вышеперечисленным критериям [24].
По мнению Д.Б. Эльконина, «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке» [69, с. 19].
Сформированная у ребенка потребность в общении в процессе самого общения претерпевает изменения. Данное изменение потребности в общении у ребенка обуславливается характером его совместной деятельности с взрослым. По мере того, как развивается общение ребенка с взрослым, у него появляется потребность в таком участии взрослого в его жизнедеятельности и активности, которое необходимо в данный момент для решения актуальных задач развития.
На основе анализа трудов таких ученых, как Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Г. Маклаков и Д.Б. Эльконин в развитии потребности в общении у ребенка с взрослым выделяются несколько этапов:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого, которая является достаточным условием благополучия ребенка в течение первого полугодия жизни.
2. Потребность в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Содержание данной потребности появляется после того, когда ребенок овладевает произвольным хватанием.
3. Потребность в уважительном отношении взрослого, возникновение которой происходит на фоне познавательной деятельности детей.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
В конечном счете младший дошкольник стремится к тому, чтобы иметь общие интересы с взрослым [69; 70].
Как отмечает А.И. Максаков, на третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству.
В речи трехлетнего нормально развивающегося ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [44].
Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи [33].
Ряд авторов (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) выделяют факторы, влияющие на развитие речи [52]:
1) слуховое внимание;
2) моторное развитие;
3) интеллектуальный рост;
4) эмоциональное развитие;
5) общение.
Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду, от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Академия, 2003. - 312 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2001. – 346 с.
3. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. - 2008 - № 5. - С. 101-114.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя дет.сада – М.: КНОРУС, 2003г. – 127 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Синтез, 2005. –296 с.
6. Беккер К.П., Совак М.П. Логопедия. – М.: Медицина, 1999. – 288 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ, 2001. – 349 с.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с.
9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Наука, 1994. – 215с.
10. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1986. - 361 с.
11. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2004. – 421 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 507 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Наука, 2001. - 598 с.
15. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 420 с.
16. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. – 2003. - №6. – С.55-60.
17. Гужева Ф.К. Основы развития речи. - Киев, 1989. - 254 с.
18. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 168 с.
19. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь. Нарушение речи у дошкольни¬ков. – М.: Просвещение, 1972. - 268 с.
20. Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. - М.: «Роспедагенство», 2008. - 150 c.
22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2007. – 336 с.
23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: «Питер», 2009. - 992 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2009.
– 335 с.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое разви¬тие детей в норме и патологии. - СПб., 2004. - 450 с.
26. Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности. - М, 1986. - 224 с.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - СПб., 2003. - 320 с.
29. Лепская Н.И. Язык ребёнка: (Онтогенез речевой коммуникации). – М.: Просвещение, 1997. – 276 с.
30. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
31. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 321с.
32. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 592 с.
33. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – С. 61-84.
34. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
35. Методы обследования речи детей / Под ред.Г.В. Чиркиной. –
М.: Аркти,2003. – 289с.
36. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2010. – 315 с.
37. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1981. – 248с.
38. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008.
– 446 с.
39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н\Д.: Феникс, 2003. – 448с.
40. Поддъяков Н.К. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2001. – № 9. – С. 68-75.
41. Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.: Просвещение,1997. – 399 с.
42. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997. - 324 с.
43. Психология и педагогика: сборник / Под ред. П.А. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
44. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - М., 1989. - 235 с.
45. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1993. – 269 с.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 456 с.
47. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во МПСЛ, 2005. – 223 с.
48. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 256 с.
49. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
50. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.
51. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1999. – 345 с.
52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
53. Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 368 с.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. – 189 с.
55. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 320 с.
56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 322 с.
57. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 308 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 2008. - 360 с.
59. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 2007. – 344 с.
60. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Особенности речевого развития детей.doc
Автор: Никишина Марина Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка»
Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан
Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте особенности речевого развития у дошкольников в
первую очередь задаются объемом и спецификой его общения с взрослыми, которое
рассматривается в качестве необходимого условия для того, чтобы психическое развитие
ребенка было всесторонним. В этом аспекте общение с взрослым есть важнейший инструмент
социализации, в процессе которой ребенку передается необходимый для его развития
социальный опыт [23].
В процессе усвоения родного языка младшие дошкольники овладевают такой одной из
важнейших форм речевого общения, как устная речь. При этом само речевое общение,
которое состоит из экспрессивной (говорение) и импрессивной (понимание) речи,
характеризуется постепенным развитием.
Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в
ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни
наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых» [1, с.160].
Нужно заметить, что эмоциональное общение является той основой, на которой
развивается речь ребенка в течение первого года жизни. Ребенок по мере своего развития
постепенно начинает отвечать улыбкой на улыбку взрослого, в ответ на ласку взрослого
начинает в ответ произносить различные звуки. С помощью улыбки между взрослым и
ребенком устанавливаются отношения покоя и взаимопонимания. Улыбка в данном случае
выступает средством начала общения и способом выражения положительных эмоций. Улыбка
вызывает активизацию эмоциональных реакций ребенка, сообщает ему о том, что с ним
взрослые готовы общаться. Эмоциональное общение еще не является собственно речевым, но
на его основе в будущем строится общение посредством осмысления и понимания
произносимых и воспринимаемых слов.
Как отмечает М.И. Лисина на основе результатов собственных исследований, мотивы,
которые побуждают ребенка к вступлению в общение с взрослым, как правило, имею связь со
следующими ключевыми потребностями: потребность получать различные впечатления;
потребность выполнять какуюлибо активную деятельность;
потребность быть признанным и получать поддержку со стороны окружающих [36].
Существование у детей выраженной потребности получать различные впечатления
доказывается в работах различных отечественных исследователей, в частности, Н.А.
Бернштейна, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, Т.М. Сорокиной и др.
Согласно М.И. Лисиной после рождения ребенок стремиться получать различные
новые впечатления на основе формирования у него сенсорных и перцептивных процессов. При
этом, чем необычнее объект, тем более он привлекает внимание ребенка и вызывает у него
интерес. По мере того, как ребенок растет и развивается у него усиливается потребность
получать различные впечатления от окружающего мира. Однако для того, чтобы
удовлетворить данную потребность ребенок нуждается в помощи взрослых, благодаря
которым он может получать новые впечатления. Следовательно, у ребенка появляется
стремление к общению с взрослыми. И таким образом у ребенка формируется первая группа
мотивов общения, которые обозначаются, как познавательные. Данные мотивы регулируют
общение детей с взрослыми на различные познавательные темы. И, по мнению М.И. Лисиной,
главным познавательным мотивом общения ребенка является сам взрослый, которые
выполняет роль источника информации и организатора получения ребенком новых
впечатлений [36].
Помимо выраженной потребности в получении впечатлений, у детей сильно выражена
потребность к выполнению активной деятельности. Данная потребность выражается в том,
что ребенок готов заниматься различной деятельностью в течение дня, осуществлять смены ее
различных видов, что позволяет им проявлять свою активность. Согласно позиции Б. Спока,
если ребенок не демонстрирует активность, а является вялым и пассивным, то это означает
наличие у него болезненного состояния. Как отмечают У. Бижу и Д. Байер выраженная
потребность детей в активности есть ничто иное, как частный случай проявления такого
явления, как «нужда органа в функционировании». Однако, ключевой момент состоит в том,
что потребность в активности присуща детскому возрасту.
Следует заметить, что общение ребенка с взрослым есть только часть его более
широкого взаимодействия с ним, которое базируется на указанных потребностях детей.
Согласно М.И. Лисиной существуют 4 критерия, которые в своей совокупности
свидетельствуют о том, что у 2х месячного ребенка имеет место потребность в общении. Первый критерий – это наличие у ребенка внимания и интереса к взрослым. Это
проявляется в том, что ребенок направлен на познание взрослого, которые стал для него
объектом их особой активности.
Второй критерий – наличие у ребенка эмоциональных проявлений по отношению к
взрослому. Данные эмоциональные проявления отражают собой то, как ребенок оценивает
взрослого и как к нему относится.
Третий критерий – наличие у ребенка инициативных действий, которые направлены на
привлечение интереса взрослого. Так проявляется то, что ребенок стремится к ознакомлению
взрослого с собой и на основе его реакции выстраивать ощущение себя.
Четвертый критерий – наличие у ребенка чувствительности к отношению к нему
взрослого. И данная чувствительность отражает восприятие детьми оценки их со стороны
взрослого,
самооценку [36].
а
также
их
Проявления у детей, которые соответствуют вышеприведенным критериям, возникают
у них не сразу, а появляются в указанной последовательности постепенно один за другим.
Если данные критерии брать в совокупности, то они позволяют делать вывод о наличии, либо
отсутствии у конкретного ребенка потребности в общении с взрослыми. Кроме того, с
помощью указанных критериев возможно характеристика уровня сформированности
потребности общений у детей. На основе использования данных критериев М.И. Лисина
приходит к выводу о том, что уже в первые месяцы у ребенка формируется потребность в
общении, процесс становления которой начинается в первые месяцы жизни и имеет
определенные 4 этапа по мере того, как появляются перечисленные 4 критерия. Процесс
формирования потребности в общении в норме завершается к 2 месяцам [30; 36].
Нужно заметить, что формирование потребности у детей в общении с другими людьми
есть по своей сути прижизненное явление, которое хорошо демонстрируется в исследованиях
по проблеме госпитализма. К примеру, М.Ю. Кистяковская отмечает, что в условиях
госпитализма у детей не проявляется внимание к взрослым, они не испытывают к ним
интерес, даже в двух и трехлетнем возрасте. Однако при налаживании взаимодействия с
ребенком со стороны педагога, то у него постепенно начинает проявляться интерес к
общению, направленность внимания на взрослого и познание окружающего мира. При этом
ребенок фактически проходит этапы развития у него потребности в общении, которые
соответствуют вышеперечисленным критериям [24]. По мнению Д.Б. Эльконина, «первая потребность, которую мы должны сформировать
у ребенка – это потребность в другом человеке» [69, с. 19].
Сформированная у ребенка потребность в общении в процессе самого общения
претерпевает изменения. Данное изменение потребности в общении у ребенка
обуславливается характером его совместной деятельности с взрослым. По мере того, как
развивается общение ребенка с взрослым, у него появляется потребность в таком участии
взрослого в его жизнедеятельности и активности, которое необходимо в данный момент для
решения актуальных задач развития.
На основе анализа трудов таких ученых, как Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Г.
Маклаков и Д.Б. Эльконин в развитии потребности в общении у ребенка с взрослым
выделяются несколько этапов:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого, которая является
достаточным условием благополучия ребенка в течение первого полугодия жизни.
2. Потребность в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Содержание данной
потребности появляется после того, когда ребенок овладевает произвольным хватанием.
3. Потребность в уважительном отношении взрослого, возникновение которой
происходит на фоне познавательной деятельности детей.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
В конечном счете младший дошкольник стремится к тому, чтобы иметь общие
интересы с взрослым [69; 70].
Как отмечает А.И. Максаков, на третьем году жизни резко усиливается потребность
ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем
общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни
способность к словотворчеству.
В речи трехлетнего нормально развивающегося ребенка постепенно формируется
умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы
ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм
существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего
года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и
умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы
хорошо, связно рассказывать о чемнибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно
следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [44].
Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем
предложение состоит из 56 слов. В речи используются предлоги и союзы,
сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко
запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. В этом возрасте
ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании
регулятивной речи [33].
Ряд авторов (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) выделяют факторы,
влияющие на развитие речи [52]:
1) слуховое внимание;
2) моторное развитие;
3) интеллектуальный рост;
4) эмоциональное развитие;
5) общение.
Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым:
родителям и близким в семье, воспитателю в детском саду, от культуры речи взрослых, от
того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во
многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.М.:
Академия, 2003. 312 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие 2е изд.
перераб. и доп. – М.: Академия, 2001. – 346 с.
3. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал
практического психолога. 2008 № 5. С. 101114.
4. Артемова Л.В.
Театрализованные игры дошкольников: Книга для
воспитателя дет.сада – М.: КНОРУС, 2003г. – 127 с. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Синтез, 2005. –296 с.
6. Беккер К.П., Совак М.П. Логопедия. – М.: Медицина, 1999. – 288 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ, 2001. – 349
с.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с.
9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Наука, 1994.
– 215с.
10. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Просвещение, 1986. 361 с.
11. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2004. – 421 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003.
– 507 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Наука, 2001. 598 с.
15. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни. – М.:
ВЛАДОС, 2000. – 420 с.
16. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития
речи // Дефектология. – 2003. №6. – С.5560.
17. Гужева Ф.К. Основы развития речи. Киев, 1989. 254 с.
18. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. М.:
МозаикаСинтез, 2008. 168 с.
19. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь. Нарушение речи у дошкольников. –
М.: Просвещение, 1972. 268 с.
20. Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А.
Карабанова. М.: «Роспедагенство», 2008. 150 c.
22. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2007. – 336 с.
23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: «Питер»,
2009. 992 с. 24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2009.
– 335 с.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и
патологии. СПб., 2004. 450 с.
26. Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности. М, 1986. 224 с.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной
речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.:
Союз, 2004. – 224 с.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. СПб., 2003. 320 с.
29. Лепская Н.И. Язык ребёнка: (Онтогенез речевой коммуникации). – М.:
Просвещение, 1997. – 276 с.
30. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебнометодическое пособие / Е.
А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
31. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 321с.
32. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011. 592 с.
33. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное
воспитание. – 1999. – №11. – С. 6184.
34. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
35. Методы обследования речи детей / Под ред.Г.В. Чиркиной. –
М.: Аркти,2003. – 289с.
36. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2010. – 315 с.
37. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1981.
– 248с.
38. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008.
– 446 с.
39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н\Д.: Феникс, 2003. – 448с.
40. Поддъяков Н.К. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001. – № 9. – С. 6875.
41. Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б.Халиловой. –
М.: Просвещение,1997. – 399 с.
42. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.,
1997. 324 с.
43. Психология и педагогика: сборник / Под ред. П.А. Пидкасистого. – М.: ТЦ
Сфера, 2004. – 448 с.
44. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. М., 1989. 235 с.
45. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П.
Усовой. – М.: Просвещение, 1993. – 269 с.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 456 с.
47. Сохин Ф.А.
Психологопедагогические основы развития речи
дошкольников. – М.: Издво МПСЛ, 2005. – 223 с.
48. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ
«Сфера», 2005. – 256 с.
49. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Издво
Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
50. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое
пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.
51. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы
исследования. – Киев, 1999. – 345 с.
52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
53. Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс:
Учеб. пособие / О. А. Шаграева. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. 368 с.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. – 189 с.
55. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Издательский центр
«Академия», 1995. – 320 с. 56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.:
ВЛАДОС, 2003. – 322 с.
57. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб.: ДетствоПресс,
2007. 308 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2е изд. М.: Гумант.
центр ВЛАДОС, 2008. 360 с.
59. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.:
Педагогика, 2007. – 344 с.
60. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.:
ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.