Данный материал содержит информацию о том как можно строить урок в условиях ФГОС и с помощью системно-деятельностного подхода. Также приведены примеры, которые можно использовать на уроках английского языка. Данный материал можно применять на уроках по теме "соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
            
        
        
        
                    
                
                    Шалина Анастасия Константиновна,
учитель английского языка школы №7
Системнодеятельностный подход в условии реализации ФГОС.
С введением ФГОС возросли требования к современному уроку, а значит к 
учащимся и учителю. Учащиеся выступают не как пассивные созерцатели, а как 
активные участники образовательного процесса, способные не только получить 
знания, но также самостоятельно применить их на практике. Учитель теперь 
выступает не только как источник знаний и контролер, а как управленец и 
организатор учебного процесса. Следовательно сокращается время говорения 
учителя на уроке, увеличивается время говорения учащихся.С помощью 
системнодеятельностного подхода учитель передает инициативу учащимся, 
становится их партнером в общение, превращает урок в последовательский 
процесс познания  законов коммуникации. Основной принцип деятельностного 
подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся 
получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской 
деятельности. Рассмотрим на конкретных примерах изменение в содержание и 
структуре английского языка. Традиционное начало урока претерпевает 
некоторые изменения в свете требований ФГОС. Урок попрежнему начинается 
с приветствия учителя , выяснения готовности класса к уроку и усвоению темы 
урока. Однако, если раньше тему урока объявлял учитель, то теперь обучаемые 
выводят тему сами, т.е. добавляется элемент проблематичности. Обучающиеся 
активно включаются в обсуждение темы на английском языке с первых минут 
урока , учатся формировать тему, что является необходимым условием 
формирования регулятивных умений. Для этого учителю необходимо продумать
мотивацию для вовлечения учащихся в ее обсуждения и создать условия для ее 
обсуждения. Можно предложить введение темы с помощью вопросов или 
таблиц, картинок, ключевых слов или просмотра видео ряда. Я использовала 
тему "Великобритания. Лондон". Например, на экране или доске записано:The capital of England, Queen Elisabeth II , Harry Potter .Слова можно 
сопровождать картинками или могут быть отдельные картинки.(слайд)
И для выявления темы, например, такое видео может подтолкнуть к 
рассуждению.
Следует   отметить,   что   наряду   с   проблематичностью   учащиеся   также   учатся
выявлять   цель.   Наиболее   интересный   способ   мотивации   учащихся   в   мире
постоянного   технического   прогресса   на   мой   взгляд   является   использование
видео, так создает необходимые условия для приближения коммуникативной,
учебнопозновательной   и   творческой   деятельности   учащихся,   что   как   раз
является   неотъемлемой   частью   системнодеятельностного   подхода.
Использование видео в обучении иностранному языку обеспечивает зрительную
опору, служит иллюстрацией к сообщаемой информации, а также оно может
служить опорой адекватных мыслительных и практических действий, которые
будут повышать уровень коммуникативной компетенции учащихся.
 Для примера вы можете посмотреть вот такое видео о Лондоне к теме 
"Великобритания". То есть в начале урока мы установил тему, а с помощью еще 
одного видео учащиеся получают информацию о Лондоне и 
достопримечательностях Лондона и не заметно для них самих включаются уже в
процесс исследовательской деятельности и обучаемые сами начинают задавать 
вопросы по теме "Лондон". Во время обсуждения учащиеся могут определиться 
с конкретным объектом, о котором они бы хотели узнать больше.  Основная 
идея системнодеятельностного подхода к обучению иностранным языкам, 
таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого 
рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, 
требующую для своего оформления владения определенными языковыми 
средствами. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу
и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, 
исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные,практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом 
особенностей страны . Мы можем предложить учащимся отдельные темы, 
которые позволят им узнать больше о Лондоне, а следовательно и о стране, 
изучаемого языка. Они могут работать как в парах, так и индивидуально, 
следовательно домашнее задание могут стать проекты для учащихся. Это 
позволяет учащимся активизировать свой творческий потенциал, они могут 
приготовить как просто доклада, так и доклады, сопровождающиеся 
презентациями, картинками или какимлибо видео материалом. После 
представления  проектов целесообразно прибегнуть к такой форме урока как 
урокинтервью с элементами ролевого неподгтовленного диалога, в котором 
учащимся можно предложить выступить журналистами и задавать вопросы по 
проектам друг друга.
Эффективной и продуктивной формой обучения с помощью системно
деятельностного подхода является урокспектакль.
Подготовка   спектакля     творческая   работа,  которая   способствует   выработке
навыков   языкового   общения   детей   и   раскрытию   их   индивидуальных
способностей.   Это   могут   быть   минисцены   придуманные   самими   учащимися
также по теме учебника.
          Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность 
взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для 
организации усвоения языка. Обучение с помощью системнодеятельностного 
подхода включает формирование коммуникативной концепции, то есть 
внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей 
учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения
характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий, которые
были приведены выше.При   таком   подходе   создаются   положительные   условия   для   активного   и
свободного   развития   личности   в   деятельности.   В   общем   виде,   эти   условия
сводятся к следующему:
учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств
в процессе общения;
каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
 учитель становится участником процесса обсуждений, не заметно направляя
учащихся в нужное русло.