Доклад по физике по теме "Развитие познавательного интереса на уроках физики. " В нём описаны какими формами и методами можно развивать интерес к предмету физики на уроках. Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы.Доклад по физике
доклад.docx
ДОКЛАД
По теме: «Развитие познавательного интереса
на уроках физики »
Учитель физики Скольская Т.В. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у
ученика желания учиться».
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном
возрасте является одной из центральных проблем современной школы.
В настоящее время наблюдается тенденция на снижение мотивации и
познавательного интереса у учащихся к обучению в общем и к физике в
частности. Это объясняется тем, что:
1. В сознании общества возникли перемены, направленные на личностную
мотивацию. Современная педагогика с трудом отыскивает новые
мотивы в старых ценностях. Низкая мотивация уже сейчас препятствует
усвоению материала.
2. Необычно возросший поток информации, быстрое проникновение
научных знаний во все сферы человеческой деятельности определяет и
Отсюда возникает
новые задачи,
встающие перед школой.
необходимость строить так учебный процесс, чтобы, прежде всего,
развивать умственную деятельность школьников, формировать их
самостоятельное, творческое отношение к знаниям, умение применять
их на практике.
В первый год закладываются основные понятия предмета, терминология,
работа с технической литературой и познавательный интерес. Таким образом,
начало обучения физики является ключевым моментом. Очень важно сделать так,
чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное
занятие. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках
и росту качества знаний.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный
предмет она создает у учащихся представления о научной картине мира. Для успешной реализации этой проблемы я использую информационнокомпьютерные
технологии, как один из способов повышения мотивацииучения и познавательного
интереса школьников.
Они позволяют организовывать проблемное обучение, способствуют интеграции
знаний, дают возможность дифференцировать процесс обучения, учитывая
личностные особенности и интересы учеников, формируют высокий уровень
мотивации к процессу обучения..
Образовательные технологии помогают повысить уровень обучения и улучшить
успеваемость каждого ученика.
Информационные технологии повышают
информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и
выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15%
информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы
восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях,
когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с
традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами. Для
проведения уроков с использованием этих средств достаточно иметь проектор,
экран и компьютер. Но конечно если в школе существует сетевое окружение,
точка доступа к ИНТЕРНЕТ, интерактивная доска, то результаты будут гораздо
эффективнее.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает
восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с
интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным
раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает
принимать активное участие в уроке.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов
2. Использование ресурсов сети Интернет
3. Использование программного обеспечения SMART Board, Notebook Software
(ПО, предназначенное для интерактивной доски) 4. Создание дидактических материалов средствами Word, Excel, Publisher,
PowerPoint, Zoner GIFAnimator 5
5. Тестирование в PowerPoint, Excel, MyTest
6. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
7. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)
ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; ИКТ
содействует росту успеваемости учащихся по предмету; ИКТ позволяет
учащимся проявить себя в новой роли; ИКТ формирует навыки самостоятельной
продуктивной деятельности; ИКТ способствует созданию ситуации успеха для
каждого ученика
Мною определены следующие формы работы:
при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в
них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств,
задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами
сайтов Интернета;
при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и
разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках;
тестирование
выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением
мультимедиадиска компании «Физикон» «Физика 711 классы»;
1. Мультимедийные лекции
– изложение учебного материала, в котором преподаватель передает
компьютеру часть своих функций, что усиливает воздействие на учеников, т.к.
усвоение учебного материала идет также путем зрительного восприятия. Но при
этом преподаватель не заменяется компьютером, а остается главным действующим
лицом, в полной мере реализуя свои индивидуальные творческие особенности.
Использую электронные учебные материалы, применяю: библиотеку электронных
наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»); библиотеку электронных
наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»); «Открытая физика» и др.
Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать
объекты в движении, изменении, развитии (например, Броуновское движение,
ядерные превращения, и т. п.). Есть возможность демонстрировать опыты,
микропроцессы, которые нельзя проделать в школе. Применение ИКТ не
зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более
эффективными. Например, при объяснении темы «Построение изображений получаемых линзой» при помощи программы Zoner GIF Animator 5 имеется
возможность анимировать этапы построения изображений.
2. Лабораторный практикум
при данной форме организации учебной деятельности компьютер позволяет
обработать результаты опыта в программе Exsell, кроме того, эта же программа
демонстрирует свои великолепные возможности при построении графиков
функций. Использование компьютерных программ на уроках физики оправдано,
прежде всего, в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по
сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является
использование в учебном процессе компьютерных моделей (компьютерных
программ, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты
или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах).
Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как
компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия
физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные
виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные
познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными
участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют
одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих
графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели
представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают
значительные трудности при построении и чтении графиков.
Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую
физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных
работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента
выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.
Большое число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики
содержится в мультимедийных курсах, разработанных компанией "Физикон":
"Физика в картинках", "Открытая физика 1.1", "Открытая физика 2.0", "Открытая
астрономия 2.0" и "Открытая химия 2.0". Главной отличительной особенностью
этих компьютерных курсов являются многочисленные компьютерные модели
уникальные и оригинальные разработки, которые высоко оценили пользователи во
многих странах.
3. Тестирование
– может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах
появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы.
Этот прием позволяет существенно экономить учебное время. но особенно полезной является программа MyTest, которая имеет сетевую
версию, и различные режимы тестирования: обучающий, штрафной, свободный,
монопольный.
Мною ведется работа по разработке средств для осуществления тестирования
учащихся с учетом того, что тестирование является важным элементом не только
контроля знаний, но и обучения.
4. На уроках и при подготовке к их проведению я использую Интернет
ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников:
1. В сочетании с интерактивной доской очень полезна "Единая коллекция ЦОР"
http://schoolcollection.edu.ru/ . Интересное к уроку в79 классах
систематизировано на сайте Класс!ная физика http://classfizika.narod.ru/
2. Значительное число компьютерных моделей расположено на сайте
"Открытый колледж" по адресу: http://www.college.ru/
3. Теория относительности: интернетучебник по физике
http://www.relativity.ru
4. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
5. Физика в анимациях http://physics.nad.ru
6. Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
7. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru и др.
Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся
необходимо расширить количество творческих и исследовательских работ,
выполняемых с использованием ИКТ; использовать материал с физическим
содержанием при проведении практических работ на уроках информатики;
проводить неделю физики и информатики, на которой учащиеся смогут выставить
на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные
с использованием ИКТ. При подготовке домашнего задания – поиск
дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете.
Кроме того, учащимся можно предложить ряд индивидуальных творческих
заданий с использованием компьютера:
Придумать и красиво оформить (с рисунками или фотографиями) несколько
качественных задач или вопросовтестов по различным темам
Найти в Интернете или сделать самому фотографию физического прибора
(термометра, весов т.д.), устройства, явления, опыты и описать его по
обобщённому плану.
Разработать инструкцию к физическому прибору (весам, термометру,
динамометру и т.д.). Подготовить рекламный листок к бытовому электроприбору: фотография,
описание, достоинства (крупным шрифтом), недостатки (мелким шрифтом).
Подготовить занимательную компьютерную мини презентацию ( «Физика в
поэзии», «Физические загадки» и т.д.).
Подготовить сообщение (1/2 печатного листа) по темам: «Вред и польза силы
трения», «Открытие и объяснение броуновского движения», «Открытие
закона всемирного тяготения» и т. д.
Использование информационных технологий в учебновоспитательном процессе
позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким,
результативным
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной
деятельности.
Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст
возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет
будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Доклад по физике
Доклад по физике
Доклад по физике
Доклад по физике
Доклад по физике
Доклад по физике
Доклад по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.