Доклад по исследовательской работе "Зеркало - отражение жизни далекой эпохи"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 27.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на городской конференции "Взгляд в прошлое - шаг в будущее" Происхождение экспоната выяснено. Для этого были изучены записи в инвентарной книге школьного музея и опрошены учителя школы, работавшие в ней в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Осталось невыясненным, в какой точный период и где было произведено зеркало. Для оценки достоверности экспоната были изучены материалы об истории производства зеркал, их роли в интерьере прошлых веков. Мы на собственном опыте изучили технологию получения зеркальной поверхности, проведя в лаборатории процесс серебрения стекла. Можно сделать вывод, что зеркало как предмет декоративно-прикладного искусства не только имеет свою историю, но и ценность.
Иконка файла материала Доклад на конференцию.docx
ЗЕРКАЛО ­ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ Цель   исследования:   выяснить   происхождение   одного   из   экспонатов школьного   музея   (зеркала),   установить   его   ценность   для   современного посетителя музейной экспозиции. Для достижения этой цели решались следующие задачи: 1. 2. 3. Объектом исследования явилось зеркало в русском интерьере XIX ­ XX Узнать происхождение зеркала.  Познакомиться с историей и технологией изготовления зеркал. Сделать выводы о ценности данного экспоната в школьном музее. веков. Предмет исследования ­ роль зеркала в формировании интерьера. Актуальность этой темы определяется тем, что в последнее время заметно усиление   научного   интереса   к   проблеме   повседневности.   Все   многообразие форм быта (обычная жизнь человека, его привычки, каждодневное поведение, вещи, которые его окружают, и которыми он пользуется) рассматриваются в неразрывной связи с различными явлениями культуры. Вещи повседневного быта не   только   используются   человеком,   но   и   наделяются   эстетическим   и мифологическим значениями.  Предполагаемым   результатом   работы   должно   стать   установление ценности музейного предмета (зеркала) в экспозиции школьного музея «Русская старина». В исследовании наметились такие этапы: 1. 2. Узнать происхождение экспоната из инвентарной книги музея. Установить ценность этого экспоната, изучив историю и технологию изготовления зеркал. (Были   выбраны   методы   исследования:   информационный,   поисковый,   метод реконструкции, интервью, анализа и синтеза.)Возраст самого древнего зеркала на земле ­ около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла использовались камень и металл. Изобретение   зеркала   в   современном   понимании   можно   отнести   к   1279 году,   когда   францисканец   Джон   Пекам   описал   способ   покрывать   обычное стекло тонким слоем свинца. В   XV   веке   центром   стеклоделия   стал   остров   Мурано,   расположенный около Венеции.  Процесс   производства   зеркала   оставался   таким   с   несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл,   что,   используя   серебро,   можно   получать   гораздо   более   ясное изображение в зеркале. Зеркала стали получаться более качественными. Вместе с тем перестали использовать ртуть, пары которой были губительны для человека. В России зеркальное производство появилось при Петре I, причем русские мастера   научились   изготавливать   такие   огромные   зеркала,   что   приводили   в изумление всю Европу. Дворцы   XVIII   века   известны   своей   изысканной   роскошью.   В   бальных залах,   светлых   и   высоких,   русское   дворянство   с   целью   создания   эффекта пространства уделяло особое внимание размещению окон и зеркал. Постепенно   зеркало   стало   неотъемлемым   элементом   интерьера,   вне зависимости от социальной его принадлежности. В начале XIX столетия зеркало полноправно вошло в убранство жилого помещения среднего сословия. Теперь важнее было подчеркнуть с его помощью предназначение   интерьера   и   просто   добавить   оригинальный   предмет   в художественное решение помещения. В   конце   XIX   века   часто   оформляли   зеркалом   маленькие   помещения, которые в соответствии со вкусом времени заполнялись огромным количеством «мелочей» и были тесно заставлены мебелью. Зеркало в таком случае становится предметом   среди   предметов,   выделяясь   только   своей   принадлежностью   к декоративно­прикладному искусству. Во   второй   половине   XIX   ­   начале   XX   века   стремительно   менялся предметный   мир   деревни.   В   крае   отхожих   промыслов   этот   процесс   шёлособенно интенсивно. Отходники везли с собой новые приобретённые в городе вещи и новые представления о бытоустройстве. Дома становились большими по размерам и по внешнему облику приближались к городским. Горница  конца XIX – начала  XX веков, обставлялась  с  учетом  вкусов хозяина   дома,   но   традиционность   уклада   крестьянской   жизни   выражалась   в однотипном   наборе   предметов   мебели   и   неизменной   схеме   их   расстановки. Обстановка горницы обязательно включала в себя кровать, стол, деревянный диван, шкаф–буфет для праздничной посуды, стулья, зеркало. Современное зеркало состоит из стекла и нанесённого на одну его сторону отражающего слоя, покрытого защитным слоем лака или краски. Существует несколько технологий изготовления зеркального полотна.  Напыление  алюминия, реже  титана  или других металлов и сплавов. Этот способ дешев, но использование алюминиевых зеркал ограничено их малыми размерами.   В   качестве   отражающего   слоя   используется   раствор  серебра,   на   который   затем наносится защитный слой меди или специальных склеивающих химикатов, а уже затем два   слоя   защитного   лакокрасочного   покрытия.   Преимуществом   данной   технологии является отличное качество зеркал и большие размеры. Серебряные зеркала имеют повышенную влагостойкость.  Для   создания   зеркальной   поверхности   мы   воспользовались   методикой химического серебрения стекла. Мы тщательно вымыли и обезжирили стеклянную поверхность раствором гидроксида калия.  Приготовили   раствор   для   серебрения.   Смешали   нитрат   серебра   с дистиллированной водой, а затем по каплям добавили  аммиак, пока осадок не растворился. Затем добавили раствор формалина и вылили полученную смесь на стекло. Дождались окончания реакции и промыли зеркало дистиллированной водой. Просушили   зеркало   при   температуре   100­150   градусов.   Хрупкая серебряная пленка требует бережного обращения. Для ее защиты нанесли на стекло непрозрачную краску.Первый этап поиска предполагал изучение записей в инвентарной книге музея, опрос учителей школы № 24. Работа показала, что зеркало было передано музею   жителями   Кирсановского   района   Тамбовской   области   семьей Татаринцевых в 1992 году во время поисковой экспедиции «В мире русской деревни». Со   слов   дарителей,   предположительное   время   изготовления   зеркала   – 1920­е   годы.   Зеркало   имеет   частичную   сохранность.   На   раме   утрачены некоторые   декоративные   элементы,   деревянные   детали   с   обратной   стороны имеют   повреждения   насекомыми,   но   зеркальное   полотно   подлинное,   с признаками повреждения отражающего слоя (почернение). Мы   провели   сравнительный   анализ   зеркал   в   деревянных   резных   рамах, которые изготовлялись в конце XIX – первой половине XX века. Исследуемый экспонат по способу изготовления и оформлению рамы относится к данному периоду, но установить более точно время его производства не представляется возможным. Также   мы   выяснили,   что   по   оформлению   резной   деревянной   рамы исследуемое   зеркало   можно   отнести   к   так   называемому   русскому   или псевдорусскому стилю, который возник на рубеже XIX и XX веков как одно из направлений стиля модерн.  Подводя итог работе, можно утверждать, что происхождение экспоната выяснено.  Для оценки достоверности экспоната были изучены материалы об истории производства зеркал, их роли в интерьере прошлых веков. Мы   на   собственном   опыте     изучили   технологию   получения   зеркальной поверхности, проведя в лаборатории процесс серебрения стекла. Можно сделать вывод, что зеркало как предмет декоративно­прикладного искусства не только имеет свою историю, но и ценность. В экспозиции школьного музея «Русская старина» исследуемый предмет – зеркало – по праву занимает свое место. Он действительно имеет историческую и художественную ценность, так как был изготовлен в России в первой половине XX  века   (предположительно   20­е   годы),   пережил   периоды   коллективизации, Великой   Отечественной   войны   и   сохранил   до   наших   дней   и   подлинноезеркальное стекло, и деревянное резное оформление рамы с несущественными повреждениями.   Таким   образом,   каждый   посетитель   музея   может   вживую наблюдать подлинный предмет декоративно­прикладного искусства начала  XX века, относящийся к русскому стилю. В экспозиции музея этот экспонат ценен тем, что сообщает посетителю информацию о культурном наследии не только Тамбовской области, но и России в целом.