Доклад по самообразованию учителя физической культуры
Оценка 4.9

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
физическая культура
3 кл—4 кл
24.03.2018
Доклад по самообразованию учителя физической культуры
Доклад по теме самообразования: «Современные формы и методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС». Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом.
тема самообразования.docx
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. Об   уроке   написано   множество   книг,   статей,   диссертаций,   ведутся дискуссии.   Меняются   цели   и   содержание   образования,   появляются   новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как   сотни   и   тысячи   лет   назад,   встречаются   участники   образовательного процесса: учитель и ученик. Любой   урок   –   имеет   огромный   потенциал   для   решения   задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от   лат.   actualis   –   деятельный]   означает   важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий   непосредственное   отношение   к   интересам   сегодня   живущего человека,   насущный,   существующий,   проявляющийся   в   действительности. Помимо   этого,   если   урок   – современный,   то   он   обязательно   закладывает основу для будущего. Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию. В   соответствии   с   ФГОС   общего   образования  цель  школьного образования   по   физической   культуре   —     формирование   разносторонне физически   развитой   личности,   способной   активно   использовать   ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,   оптимизации   трудовой   деятельности   и   организации   активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен   на   формирование  устойчивых   мотивов   и   потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических   и   психических   качеств,   творческом   использовании   средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Образовательный процесс в области физической культуры в основной 4 школе строится так, чтобы были решены следующие задачи: укрепление   здоровья,   развитие   основных   физических   качеств   и   повышение функциональных возможностей организма; формирование   культуры   движений,   обогащение   двигательного опыта   физическими   упражнениями   с   общеразвивающей   и   корригирующей направленностью,   техническими   действиями   и   приемами   базовых   видов спорта;  освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и   современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно­оздоровительной и спортивно­оздоровительной   деятельности,   самостоятельной   организации занятий физическими упражнениями; воспитание   положительных   качеств   личности,   норм коллективного   взаимодействия   и   сотрудничества   в   учебной   и соревновательной деятельности. 5 ГЛАВА 1. Формы организации образовательного процесса 1.1 Урок физической культуры Уроки   физической   культуры   —   это   основная   форма   организации учебной   деятельности   учащихся   в   процессе   освоения   ими   содержания предмета. По   сравнению   с   другими   формами   физического   воспитания   урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он: а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б)   проводится   на   базе   научно   обоснованной   государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; в)   осуществляется   под   руководством   педагога   при   учете   возрастно­ половых и индивидуальных особенностей школьников; г)   содействует   всестороннему   и   гармоничному   физическому совершенствованию   всех   учащихся   вне   зависимости   от   их   двигательных способностей,   спортивных   результатов,   распределения   на   медицинские группы и т.д. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:  ­ уроки с образовательно­познавательной направленностью, ­  уроки с образовательно­обучающей направленностью, ­  уроки с образовательно­тренировочной направленностью. Уроки   с   образовательно­познавательной   направленностью   дают учащимся   необходимые   знания,   знакомят   со   способами   и   правилами организации   самостоятельных   занятий,  обучают   навыкам   и   умениям   по   их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является   то,   что   учащиеся   активно   используют   учебники   по   физической культуре,   различные   дидактические   материалы   (например,   карточки)   и методические разработки учителя. Уроки   с   образовательно­познавательной   направленностью   имеют   и другие особенности. Во­первых, продолжительность подготовительной части уроков  небольшая (до 5—6  мин),  в  нее включаются  как  ранее  разученные тематические   комплексы   упражнений   (например,   для   развития   гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения 6 характера,       содействующие повышению общеразвивающего работоспособности,   активности   процессов   внимания,   памяти   и   мышления. Учебная   деятельность   в   этой   части   урока   может   быть   организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой   школьников).   Во­вторых,   в   основной   части   урока   выделяют соответственно   образовательный   и   двигательный   компоненты. Образовательный   компонент   включает   в   себя   постижение   детьми   учебных знаний   и   знакомство   со   способами   физкультурной   деятельности.   В зависимости   от  объема  учебного материала  продолжительность  этой  части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность   этой   части   урока   будет   зависеть   от   времени, требующегося   на   решение   задач,   запланированных   в   образовательном компоненте.   Между   образовательным   и   двигательным   компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин),   которая   по   своему   характеру   должна   соотноситься   с   задачами двигательного   компонента.   Вместе   с   тем   если   урок   проводится   по   типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится нарушение соответствующей   педагогической   задачи.   В­третьих,   продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин. Уроки с образовательно­обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в   разделе   «Физическое   совершенствование»   (гимнастика   с   основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные   знания,   но   только   те,   которые   касаются   предмета   обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с  решением   нескольких   педагогических   задач.  Отличительные   особенности планирования этих уроков: планирование   задач   обучения   осуществляется   в   логике   поэтапного формирования   двигательного   навыка:   начальное   обучение,   углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;   планирование   освоения   физических   упражнений   согласовывается   с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;   планирование   развития   физических   качеств   осуществляется   после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота;  2) сила (скоростно­силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная). 7   Уроки с образовательно­тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся преимущественно, как целевые уроки   и   планируются   на   основе   принципов   спортивной   тренировки:   во­ первых,   с   соблюдением   соотношения   объемов   тренировочной   нагрузки   в общей   и   специальной   подготовке;   во­вторых,   с   системной   цикловой динамикой   повышения   объема   и   интенсивности   нагрузки;     в­третьих,   с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целевого развития физических качеств, на этих   уроках   необходимо   сообщать   школьникам   соответствующие   знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме   этого,   на   уроках   с   образовательно­тренировочной   направленностью учащихся   обучают   способам   контроля   величины   и   функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе   выполнения   учебных   заданий.   Отличительные   особенности   этих уроков: —   обеспечение   постепенного   нарастания   величины   физической нагрузки в течение всей основной части урока; — планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин); — использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов; —   обеспечение   индивидуального   (дифференцированного)   подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия. В   целом   каждый   из   типов   уроков   физической   культуры   носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников   в   различные   формы   самостоятельной   деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися   на   уроках   знания   и   умения   должны   включаться   в   систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются. 1.2. Физкультурно­оздоровительные мероприятия Физкультурно­оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно­оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и   внедрение   физической   культуры   в   повседневный   быт   школьников; 8 поддержание   оптимального   уровня   работоспособности   в   учебной деятельности Утренняя  гимнастика до учебных  занятий.  Ее  цель –  способствовать организованному   началу   учебного   дня,   улучшению   самочувствия   и настроения,   повышению   работоспособности   учащихся   на   первых   уроках. Основа   гимнастики   до   занятий   –   это   комплексы   из   7–9   физических упражнений   динамического   характера,   воздействующих   на   различные мышечные группы. Физкультминутки   и   физкулътпаузы   на   уроках.   Их   цель   –   снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение   нарушения   осанки.   Физкультминутки   проводятся   на общеобразовательных   уроках   при   появлении   первых   признаков   утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)  Игры   и   физические   упражнения   на   удлиненных   переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения   физических   упражнений   и   игр   на   перемене   являются   наличие хорошо   заранее   подготовленных   мест   занятий,   достаточное   количество инвентаря   и   оборудования.   Как   правило,   во   всех   играх   дети   участвуют добровольно, по желанию. 1.3.Внеклассные формы организации занятий     К   внеклассным   формам   физического   воспитания   школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта;  2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:  а)   содействовать   успешному   и   полному   овладению   материала программы по предмету «Физическая культура»;  б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;  в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание   занятий   в   различных   формах   внеклассной   работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников. 9 Вывод по главе 1 Всё   это   многообразие   форм   должно   обязательно   дополняться комплексом   самостоятельных   физкультурно­спортивных   занятий   в   рамках реализации   форм   семейной   и   “дворовой”   физической   культуры:   утренняя гигиеническая   гимнастика,   закаливание,   спортивные   и   подвижные   игры   во дворе   и   в   местах   отдыха,   выполнение   домашних   заданий   по   физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я ­ спортивная семья” и т. п.   Урок­это основная форма организации воспитательного процесса по физкультуре. Типы уроков по ФГОС II поколения: I­образовательно­познавательный; II­образовательно­обучающий; III­ образовательно­тренирующий. 10 ГЛАВА 2. Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС 2.1. Специфические методы В  физическом   воспитании  применяются   две   группы   методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам физического воспитания относятся: 1) 2) 3) методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный   метод   (использование   упражнений   в соревновательной форме). С   помощью   этих   методов   решаются   конкретные   задачи,  связанные   с обучением  технике  выполнения   физических   упражнений   и   воспитанием физических качеств.   В  системе   физического   воспитания  игра   используется   для   решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность   игрового   метода   заключается   в   том,   что   двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Соревновательный   метод—   это   способ   выполнения   упражнений   в форме   соревнований.   Сущность   метода   заключается   в   использовании соревнований   в   качестве   средства   повышения   уровня   подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В   практике   физического   воспитания   соревновательный   метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта; 11 2) как элемент организации урока, любого физкультурно­спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств. 2.2. Общепедагогические методы Общепедагогические методы включают в себя: 1) словесные методы; 2) методы наглядного воздействия. В физическом воспитании применяются следующие словесные методы. Дидактический   рассказ.   Представляет   собой   изложение   учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком­либо двигательном действии или целостной   двигательной   деятельности.   Наиболее   широко   применяется   в процессе   физического   воспитания   детей   младшего   и   среднего   школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями  проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме   «двигательных,   дидактических   рассказов»:   отдельные   действия­ эпизоды   последовательно   развертываются   по   рассказу   преподавателя.   Эти действия   объединяются   каким­либо   общим   сюжетным   рассказом,   который дети   сопровождают   действиями,   доступными   их   воображению   и двигательному опыту. Чем   старше   занимающиеся,   тем   шире   вместо   рассказа   применяются описание, объяснение учебного материала и лекция. Описание.   Это   способ   создания   у   занимающихся   представления   о действии.   Описание   предусматривает   четкое,   выразительное,   образное раскрытие   признаков   и   свойств   предметов,   их   величины,   расположения   в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При   помощи   описания   занимающимся   сообщается   главным   образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления   или   при   изучении   относительно   простых   действий,   когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. Объяснение.   Метод   представляет   собой   последовательное,   строгое   в логическом   отношении   изложение   преподавателем   сложных   вопросов, например   понятий,   законов,   правил   и   т.д.   Практически   объяснение характеризуется   доказательством   утверждений,   аргументированностью 12 выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В   физическом   воспитании   объяснение   применяется   в   целях ознакомления   занимающихся   с   тем,   что   и   как   они   должны   делать   при выполнении   учебного   задания.   При   объяснении   широко   используется спортивная   терминология,   характерная   для   данного   раздела   программы (легкоатлетическая,   гимнастическая   и   т.д.).   Применение   терминов   делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью. Беседа.   Вопросно­ответная   форма   взаимного   обмена   информацией между преподавателем и учащимися. Что делает учитель                                                Что делают учащиеся  Логически правильно формулирует вопросы, их последовательность.   Следит   за ответами   учащихся,   вносит   в   них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы. Осмысливают   вопросы,   вникают   в их   содержание.   Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно   формулируют   ответы   и обобщения. Осмысливают выводы     определяет Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после   выполнения   какого­либо   двигательного   задания,   участия   в соревнованиях,   игровой   деятельности   и   т.д.,   в   которой   осуществляются анализ   и   оценка   достигнутого   результата   и   намечаются   пути   дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Инструктирование   —   точное,   конкретное   изложение   преподавателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает   на   допущенные   ошибки.   Замечания   могут   относится   ко   всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.  Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии,   которое   не   имеет   определенной   формы   (стандартных словосочетаний,   неизменных   по   подбору   фраз).   Распоряжения   дают   для выполнения   какого­либо   действия   («повернитесь   лицом   к   окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря   для   уборки   спортзала   и   т.д.   Распоряжения   применяются преимущественно в начальной школе. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное   содержание.   Командный   язык   —   это   особая   форма   словесного воздействия   на   занимающихся   с   целью   побуждения   их   к   немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих   поправок   при   неправильном   выполнении   двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.  К наглядным методам относятся: 1)   метод   непосредственной   наглядности   (показ   упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); 2)   методы   опосредованной   наглядности   (демонстрация   учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.); 3)  методы срочной информации. Вывод по главе 2 Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания   как   наилучшим.   Только   оптимальное   сочетание   названных методов   в   соответствии   с   методическими   принципами   может   обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания. ∙         Методы физического воспитания ∙         Общепедагогические методы ∙         Словесные методы ∙         Наглядные методы ∙         Методы строго регламентированного упражнения ∙         Игровой метод ∙         Методы воспитания физических качеств ∙         Методы обучения двигательным действиям ∙         Музыка на занятиях физической культуры ∙         Соревновательный метод Список литературы: 1 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального   и   общего   образования/М   ­   во   образования   и   науки   Рос. Федерации.­ М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). 2 Анащенкова   С.В.,   Бойкина   М.В.,   Виноградская   Л.А.,   Матвеев А.П. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2012. 3 С.П.   Казачкова,   М.С.   Умнова   Начальная   школа.   Требования стандартов   второго   поколения   к   урокам   и   внеурочной   деятельности.   М.: Планета, 2012г. 4 Колодницкий Г.А. Кузнецов В.С. «Физическая культура. 8 класс: Планирование и организация занятий», Дрофа, 2010. 5   В.С.   Родиченко   «Твой   олимпийский   учебник   «Физкультура   и спорт» 2004. 6Полянская Н.В., Копылов Ю.А «Система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации.» ­ Мнемозина, 2011. . Образовательные Интернет – ресурсы http://www.it­n.ru  ­  сеть   творческих   учителей/сообщество   учителей физической культуры http://www.trainer.h1.ru/ ­ сайт учителя физической культуры http://zdd.1september.ru/ ­ газета «Здоровье детей» http://spo.1september.ru/ ­ газета «Спорт в школе» http://sportlaws.infosport.ru  –   образовательные   ресурсы   по   физической культуре

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры

Доклад по самообразованию учителя физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018