Доклад по теме «Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения»
Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
3 кл
24.04.2017
Воздействие на человека средствами народной культуры, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В новом ФГОС начального общего образования 2009 г. говорится о создании Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования. Программа должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
доклад.docx
Доклад
по теме
«Формирование нравственной
культуры личности школьника в
свете стандартов нового
поколения»
Выполнила учитель начальных классов
Пшукова Римма Сафарбиевна
2016 г.
1 Воздействие на человека средствами народной культуры, с целью формирования у него
духовнонравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет.
За это время уже было болееменее сформировано понятие о морали и моральном
поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение
человека.
В новом ФГОС начального общего образования 2009 г. говорится о создании Программы
духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального
образования. Программа должна предусматривать приобщение детей к культурным
ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным
ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте
формирования у них гражданской идентичности.
Значение и функция начальной школы в системы непрерывного образования определяется
не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой
ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили,
что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к
усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить
нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания в мл. шк. возрасте
является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на
чувства, эмоциональную отзывчивость.
О значении духовности в жизни людей писал Л.Н.Толстой. Он отождествлял духовную
силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание,
гармонию, любовь.
К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Не
нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль традиций народной
культуры в обществе и в жизни детей.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании
высоконравственной, культурнообразованной личности.
Закон об образовании РФ провозглашает курс на «самоопределение личности и создание
условий для ее самореализации». Это означает, что содержание образования должно
обеспечить: формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню
знаний, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, развитию творческой
активности.
Достижение вышеперечисленных целей реализуется в процессе решения следующих задач:
открытие школьнику целостного мира русской народной культуры;
обучение мышлению, воспитания чувств, воли, формирование общечеловеческих качеств;
воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в
процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;
2 интегрированный подход в обучении: введение народной культуры во все учебные
предметы;
использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
создание условий для творческой реализации личности в процессе изучения народной
культуры, включающей различные ее виды (народное декоративноприкладное искусство,
мифологию, УНТ, этику и этикет)..
На основе этих базовых программ учителями была составлена и утверждена новая
программа «Изобразительное искусство с элементами народной культуры». Концепция
программы соответствует принципам развития системы образования, гуманизации и
гуманитаризации учебного процесса. За истекший период удалось добиться понимания
школьниками общих представлений о мировоззрении, о взаимодействии Человека и
Вселенной, понимания детьми окружающего мира, выраженных через творчество,
вызывающее познавательный интерес.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир народной культуры,
гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей в
процессе этнохудожественного образования средствами разнообразных видов
художественной деятельности.
Для решения проблемы ввожу элементы народной культуры во все учебные предметы.
Мифы, сказки, легенды и прочие жанры УНТ , используемые на уроках показали, что такая
работа способствует не только формированию мировоззрения, но и развивает память
ребенка, его образное мышление и обогащает его словарный запас.
Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале
народного искусства одно из главных условий развития творческой активности детей.
Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей
природе и понятны им. После знакомства с историей возникновения промысла, его
характерными особенностями дети становятся мастерами и выполняют свои изделия,
которыми гордятся.
В нашей школе выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает
воспитательные задачи. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как
складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Такая форма
совместной деятельности, как праздник, способствует единению и достижению высоких
результатов.
Анализируя свою работу по формированию духовно нравственного потенциала личности,
проводимую мною на протяжении многих лет, можно отметить наиболее значимые качества
3 личности ребенка, формируемые при этом: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и
смерть, материнство, защита Отечества и многие другие.
Показателем педагогической эффективности моей деятельности является формирование
познавательного интереса детей к искусству и культуре, творческая активность, бережное
отношение к памятникам культуры, то есть духовное развитие учащихся.
4
Доклад по теме «Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения»
Доклад по теме «Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения»
Доклад по теме «Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения»
Доклад по теме «Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.