Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Районный семинар учителей по русскому языку по теме "Семья слов" . Мастер класс по русскому языку был проведён в 3 «А» классе по УМК «Школа России» по учебнику русский язык под редакцией Канакина . В данном классе обучаются 15 человек. Уровень подготовки детей средний, по русскому языку качество знаний 52%, из них учатся на «5» - 3 человека, на «4» - 7 человек . Мастер класс был построен в соответствии с программными требованиями по теме: проект « Семья слов» Форма проведения : мастер класс Тип урока: Закрепление и отработка навыков решения учебных задач. . Современные образовательные технологии : проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Были использованы методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративной , частично-поисковой , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль. На занятии были использованы такая форма работы как фронтальная, индивидуальная, парная и групповаяТема урока Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) Форма проведения Мастер класс Тип урока Закрепление и отработка навыков решения учебных задач. Современные образовательные технологии : проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Методы обучения: проектно-исследовательская деятельность, наглядно- иллюстративный , частично-поисковый мет , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль, Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Иконка файла материала Семья слов.docx
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Акбаш» Конкурсная работа по русскому языку в номинации «Лучшая методическая разработка по русскому языку»   Учитель:  Пшукова Римма Сафарбиевна                                                                                Технологическая карта  учителя начальных классов  МКОУ  СОШ СП Верхний Акбаш Пшуковой Риммы СафарбиевыРусский язык 3 класс Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)  Закрепление и отработка  навыков решения учебных задач.  проблемное обучение, личностно­ориентированные, информационно­коммуникативные. Предмет Класс УМК Тема урока Форма проведения Урок Тип урока Современные  образовательные  технологии : Методы обучения: проектно­исследовательская деятельность, наглядно­ иллюстративный , частично­поисковый мет , методы  стимулирования к обучению,   контроль и самоконтроль,  Формы  организации  познавательной  деятельности:       Оборудование  Дидактическая  цель фронтальная, индивидуальная, парная.  Учебник. «Русский язык. 3 класс».  В.П. Канакина,   В.Г.Горецкий  Компьютер, проектор,  интерактивная доска.  Толковый словарь, орфографический словарь, словарь фразеологизмов. Деятельностная   цель:  формирование   способности   учащихся   к   новому   способу   действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды   в   домашних   условиях,   межъязыковая   интеграция,   интеграция   учебных   дисциплин, интеллектуально­ речевое развитие учащихся Образовательная цель:  обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике  Развивающая цель:  формировать способность к   творческому мышлению, сравнению, анализу;совершенствовать исследовательские  навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение Межпредметные  связи                                                                                            Планируемые результаты  Предметные  выделять  наблюдать Формулировать  определения однокоренных   слов   и   корня слова. Различать однокоренные  группировать слова, однокоренные   слова   (с   общим  в   них корнем), корень, над группами однокоренных слов и способами   их   образования.; Обсуждать  алгоритм   разбора слов по составу,   определение Формулировать окончания,   корня, приставки, суффикса выделять все   части   слова   ,  доказывать их  значимость     в   слове. Различать  однокоренные слова и   формы   одного   и   того   же   основы, Метапредметные 1.Регулятивные  осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;  осуществлять   взаимоконтроль     и самоконтроль   в   индивидуальной   работе, работе в парах и группах;  уметь   договариваться   в   паре,   группе     в ходе работы над заданием;  учиться   оценивать   свои   достижения   в работе над проектом;   учиться   корректировать, вносить изменения,   дополнения   по   результатам оценки своей деятельности;    коллективно,   под   руководством   учителя планировать   свои   действия   в   процессе работы  на отдельных этапах урока; 2.Познавательные  пользоваться  приемами анализа и синтеза при работе над словами; Личностные ­ нравственно­этическая  ориентация: формировать  ценностное отношение к русскому  языку  учить   уважительно относиться к  результату труда одноклассников.  ­личностное самоопределение себя   носителем (осознание русского   языка,   формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)     ­смыслообразование,  т.е. установление учащимися связи между целью   учебной   деятельности   и   ее мотивом.: Развитие   познавательных   интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признанияФормирование   границ   собственного знания и «незнания» слова. Проводить  разбор   слов   по составу  Уметь работать над проектом.  Анализировать    модели разбора слова по составу и под­ бирать слова по этим моделям.  формировать орфографическую зоркость;  работать   с   толковым   и орфографическим словарями  сравнивать   и   сопоставлять   между   собой родственные слова;  строить  рассуждение  по  теме  урока под руководством учителя (2­4 предложения);  овладевать   способами   классификации (группировки) в работе над родственными словами.  выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные  умение   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации; владение монологической и   диалогической   формами   речи   в соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка. Этапы урока 1.Организационный момент.  Эмонациональный  настрой Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! На урок  пришли вы в класс, Настроение как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать  И проекты защищать. В группах будем заниматься, И, конечно, все стараться. Деятельность учащихся Приветствуют учителя, гостей. Мы  рады приветствовать вас в нашем  классе Возможно, есть классы и лучше, и  краше. Но пусть в нашем классе вам будет  светло,  Пусть будет уютно и очень тепло Формируемые УУД Личностные:  самоопределениеПриготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. (проверяют свою готовность к   занятию) ­ Я тоже желаю вам успехов и  достижения поставленных целей  целей. Приветствует обучающихся,  проверяет их готовность к уроку,  создаёт эмоциональный настрой на  урок, мотивирует на успешную  работу. Посмотрите на экран и  разгадайте  слово. Это слово каждый знает,  Ни на что не променяет! К цифре 7 добавлю «Я» ­ Что получится …          (семья)    слайд №2 ­ что для вас значит слово семья? ­ где еще встречается понятие  семья? ­ как думаете, а почему на уроке  2. Предпроектный  этап (вхождение в  проектную  деятельность) Самоопределение к  деятельности. Познавательные  УУД Постановка и  решение проблемы.  Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся  прогнозировать,  принимать и  сохранять учебную  задачу.  Учащиеся  отгадывают загадку,  ребус, говорят, как понимают, что  такое семья, делятся опытом о том ,  что в природе тоже есть семьи  ( семья пчел, муравейник, семья лис,русского языка мы стали говорить  о «семье»? ( ответы детей) ­зачем нам нужно уметь подбирать  однокоренные слова, разбирать их  по составу? А сейчас попробуйте догадаться о  «семье» какого слова пойдет речь?  Речь пойдет о семье слов. . В  семье живут родственники.  А в  русском языке общая часть  родственных слов называется  корнем   А в русском языке общая часть  родственных слов называется  корнем 2.Звуко ­ буквенный разбор  слова семья Семья­ 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных,   2 согласных. волков и т.д.) Планирование  деятельности на  уроке. Коммуникативные  УУД Учатся строить  доказательство  правильности  выполнения задания, излагать мысль  чётко и ясно.3. . Минутка чистописания Сс Ссс Семья, семьянин, семейка,  семейный. Как объясните слово семьянин? ­Что объединяет эти слова?  (Одинаковый корень,  однокоренные слова). ­ Где еще встречается понятие  семья?  ( В корях слов) Показ сценки «  Спор корней» ­ Попробуйте объяснить, о чём у  нас с вами будет разговор на  уроке? ­ Сегодня у каждого из вас есть  возможность выступить и в  качестве автора и разработчика  Семьянин ­ человек, который имеет  семью, любящий семейную жизнь,  заботливо относящийся к своей семье   1.Сценка)    Однажды встретились  корень куста и корень слова. ­ Здравствуй, я корень, а ты кто? ­ Я тоже корень. ­ Я в земле живу. А ты где живёшь? ­ А я в словах живу. ­ Ну как же корень может жить в  словах? Вот я корень так корень!  Посмотри: от меня в земле берут  начало ростки и вырастает целый  куст смородины или орешника, а то и  целое дерево. А от тебя что растёт?проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает  увиденную презентацию. Будьте  настоящими знатоками изучаемого  вопроса, внимательными и  доброжелательными слушателями ­ Не хвастайся! От меня и от других  таких же корней, как я, тоже  вырастают целые кусты, только не  растений, а новых слов. ­ Подумаешь! Зато на кустах и  деревьях, которые от меня  вырастают, зреют вкусные фрукты и  ягоды, которые можно съесть! ­ А без слов, которые от меня  вырастают, ни одного твоего  растения, ни ягод, ни фруктов даже  назвать­то нельзя! Не спорьте, друзья! Оба вы нам  необходимы. Нужны нам и такие  корни, от которых растения  вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно! ­ Возьмите  конверт №1.  Повторение и       (Е. Измайлов «Как растутсистематизация знаний  Работа в группе. Дети читают слова.  Выделяют  однокоренные  слова) ( корень одинаковый, но они не  близки по смыслу, отодвигают).  Остальные  слова­ родственные:  (одинаковый корень и близкие по  смыслу слова.   Пишут в тетради слова. Взаимопроверка и работа в буклете  ( наклеивают слова) Это  родственные слова. У нас  получилось  целая семья   однокоренных слов. слова»)       Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым,  Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло –  Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном  ­ Что это за слова? Как они  относятся к теме урока? ­ Я считаю, что все они  родственники! А как вы думаете? Запись слов в тетрадь. Разбор по  составу. Работа с буклетом. Расположить  Приложение №1. Регулятивные УУД Учатся принимать и  сохранять учебную  задачу. Учатся  осуществлять  контроль, проверять, корректировать и  оценивать  результаты своей  деятельности. Познавательные  УУД  Логические УД:  анализ, построение  логической цепи  рассуждения,  сравнение,  доказательство. Коммуникативные  УУД Учатся  взаимодействовать с учителем  и  одноклассниками вослова соответственно схемы. Чтение загадок о воде (речь о воде в разных ее  состояниях.) Скажите, пожалуйста,  в каких  малых жанрах устного народного  творчества есть упоминания о воде. Защита проектов. время работы по  наблюдению за  однокоренными   отвечать на вопросы  по материалу,  формулировать  несложные выводы,  излагая свою мысль  грамотно. Дети работают с загадками,  разгадывают, отгадки  записывают в тетрадь  (приложение 1) Дети определяют, что речь о  воде в разных ее состояниях. Работа в группе, дети  обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах  есть упоминание о воде:  пословицы, поговорки,  потешки, песни)  Проект №1 Кода мы изучали раздел «Устное  народное творчество», мне очень  понравилось читать небылицы,  потешки.  Мы  решили, что надо  найти потешки о воде, если они есть,  записать их и, может быть, даже  составить книжечку для  одноклассников. Оказалось, что  русский народ придумал очень много  потешек со словом вода, да и многие  Регулятивные УУД Учатся  самостоятельно  адекватно оценивать степень усвоения  учебного материала,  изученного на уроке. Коммуникативные  УУД Умение вести  монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительнодетские писатели тоже часто говорят  в своих стихах  про пользу воды.  Мы  хотим прочитать некоторые из них. Приложение №2. ­ в пословицах русского народа тоже  часто встречается слово вода.  Например:  ­ Под лежачий камень и вода не течёт. относиться к  результату труда  одноклассников. Познавательные  УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  ­ Ребята, в озере  Сложных слов  живет водяной Водокрут. Он с утра был очень крут. Все пословицы закрутил, разорвал И по озеру их разбросал. А потом успокоился и решил  поиграть с  вами в игру «Вершки и   корешки» ­ Как думаете, что нам предстоит  сделать?  Молодцы, вы все пословицы  собрали правильно, а что дальше  ­ Правда в огне не горит, и в  воде не тонет. ­ Хлеб батюшка, водица  матушка. ­ Дурака учить, что в  воде  писать. ­ Думаем, что вершки это начало  пословицы, а корешки – конец.  (собирают пословицы)мы с ними будем делать? Конверт №2 Не плюй в  колодец, случится  водицы  напиться!    чем пирог с  бедой. вода не течет. Лучше хлеб с  водой, Под лежачий  камень Не зная броду – не лезь в воду. Физминутка. Работа с листом оценивания  (отмечают выполненные пункты  плана, читают следующий) ­ Давайте их поместим в наш буклет. (наклеивают на страничку буклета Проект №2. ­ Еще есть фразеологизмы, где тоже  очень коротко, но очень метко  говорится о некоторых недостатках  людей. Я прочитаю стихотворение, а вы  запишите в тетрадь те  фразеологизмы, которые услышите иобъясните их значение. Приложение №4. Проект№ 3 Приложение №5. Приложение №6. 0 ­,ты нам рассказала все о «живой»  воде, а что ты знаешь о «мертвой»  воде? (проблема на будущее,  продолжение исследования) Работа с листом оценивания. ­ Ребята, сумели ли мы применить  все свои знания, для того чтобы у  нас получился буклет «Семья  слов»? Подсчитайте баллы, которые вы  набрали, работая над проектом и  поставьте себе отметку (критерии  на доске).Итог урока.  Рефлексия. Наш урок подошел к концу. Так  давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился  замечательный буклет.  Дети представляют готовый продукт  работы над проектом и зачитывают  свои стихи и рассказы о воде. Приложение №6. Мишень. А сейчас ребята мы как сказочные  герои возьмем стрелы в руки и  выстрелим в мишень. Заключительный слайд. Прочитать. Регулятивные УУД Учатся  самостоятельно  адекватно оценивать степень усвоения  учебного материала,  изученного на уроке. Коммуникативные  УУД Учатся отвечать на  вопросы, строить  понятные  высказывания. Приложение №1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем ­ не найдём. (роса) На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)  Не снег и не лед, А серебром деревья уберет.           (Иней) Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.            (Дождь) Над рекой, над долиной Повисла белая холстина (Туман) Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.        (Снег)Приложение №2. От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! (Катя) умывается, Солнцу улыбается! Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели,  Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Дорогие мои дети! Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевой. Из реки иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Знаем, знаем, да­да­да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По­нем­нож­ку, Нет, не понемножку ­ посмелей, Будем умываться веселей. Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке ­ ладошки, А пальчики ­ Антошке. Пришел медведь ко броду — бултых в воду. Уж он мок там мок, уж он кис там кис, Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду — бултых в воду От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Даня умывается, Солнцу улыбается!Перед каждою едою, После сна и перед сном. Приложение №3. Не плюй в колодец, Лучше хлеб с водой, Под лежачий камень Не зная броду – Приложение №4. случится водицы напиться!    чем пирог с бедой. вода не течет. не лезь в воду.   ­ А мне было интересно,  есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще  есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте  стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те  фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение. Как работают словаБывает частенько, что слово одно, Но очень по­разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло»,   О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!     А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!»       Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!      Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт».    Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду­то в ступе толочь»!    Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!»Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»!  Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода…».                      В.Суслова Приложение №5. Когда мы начали работать над проектом, я захотела  выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о  воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»,   ­ мы читали их на уроках чтения. Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились. На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода  Больше всего отметили сказки, которые  знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы.  Оказалось что из 25 человек: ­ 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 7 человек – «Иван­царевич и серый волк»1 человек – Марья Моревна 1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много  сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием  их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода  кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо­Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам  свою мечту о победе добра над злом.    По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на  праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться.  Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.  Свой список я помещаю в наш буклет.        И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в  домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги   я узнала о том, что вода  хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала  хорошие,  добрые слова­ такая вода будет «живая», а если кто­то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше  не пить.Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые  люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы  до сих пор. Приложение №7.