Доклад по теме: "Инклюзивное образование"
Оценка 4.7

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
информатика
Взрослым
03.09.2017
Доклад по теме: "Инклюзивное образование"
Актуальность выбранной темы дипломного исследования заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Инклюзивное образование.doc
МОБУ Новобурейская СОШ № 3 ДОКЛАД из опыта работы Тема: «Инклюзивное образование» Выполнила: Смирнова Елена Александровна                         учитель информатики 1 категории Амурская область пгт. Новобурейский 2017 год СОДЕРЖАНИЕ Введение                                                                                                             3 – 4 1. Понятие инклюзивного образования                                                           5 – 13  2. Инклюзивное образование детей с ОВЗ                                                    14 – 24     2. 1. Образовательные возможности инвалидов за              рубежом и  в России                                                                           14 – 16     2. 2. Интеграция и инклюзия                                                                           17     2. 3. Цели и основные составляющие инклюзивного             образования                                                                                               18     2. 4. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным            образованием                                                                                         19 – 21     2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности                           22 – 24 3. Преимущества инклюзивного образования                                               25 – 27  Заключение                                                                                                       28 – 29 Список литературы                                                                                              30 2 Введение Цель   образования   состоит   в   том,   чтобы   развить   таланты   детей   и взрослых для их собственной выгоды и для выгоды общества в целом. Это ­ крупномасштабные инвестиции в будущее. Образование в том виде, в котором оно   представляется   перед   нами   сейчас,   является   синтетическим   по   своей природе   явлением,  элементы   которого  складывались   в  течение  нескольких тысячелетий. Сфера образования, это наиболее динамично развитая область общественных отношений. Образовательные организации всегда являлись тем «спусковым крючком», который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в ее стремление к прогрессу. Система   отечественного   образования   долгие   годы   делила   детей   на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.  Актуальность   выбранной   темы   дипломного   исследования   заключена   в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими   детьми   в   получении   образования.   Уже   сегодня   существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.  3 Цель   дипломного   исследования   заключается   в  изменении   отношения современного   общества   к   людям   с   ограниченными   возможностями   через реализацию   детьми   с   ОВЗ   своих   способностей   и     достижение   успехов   в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Объект исследования: индивидуальность каждого ребёнка и создание ему таких   условий   обучения,   которые   необходимы   для   удовлетворения   его особых потребностей. Предмет   исследования:   доступ   детей   с   ОВЗ   к   инклюзивному образованию. Задачи,   через   которые   реализуется   цель   дипломного   исследования   ­ показать   важность   решения   данной   проблемы     в   современных   условиях развития общества;  изучить нормативно­правовое обеспечение инклюзивного образования   в   России;   рассмотреть   вопросы   правового   регулирования доступа инвалидов к образованию. Требования,   которые   предъявляются   сегодня   ­   это   формирование социально   адаптированной,   гармонично   развитой   личности.   Говорить   о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение,   совместный   труд,   совместное   преодоление   трудностей   и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную. Согласно  Материалам   международной   конференции   ЮНЕСКО   19­20 июня   2008  года  «инклюзивный   подход   предполагает   понимание   различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими   потребностями   через   более   полное   участие   в   образовательном процессе,   привлечение   общественности   и   устранение   дискриминации   в образовании».  4 Уместно   будет   процитировать   слова   Дэвида   Бланкета:  «Образование детей   с   особыми   потребностями   является   одной   из   основных   задач   для страны.   Это   необходимое   условие   создания   действительно   инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от   его   потребностей   и   других   обстоятельств,   полностью   реализовать   свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». 1. Понятие инклюзивного образования Возможность   получения   образования   всеми   детьми,   независимо   от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону РФ «равный  доступ к образованию для   всех   обучающихся   с   учетом   разнообразия   особых   образовательных потребностей   и   индивидуальных   возможностей     обеспечивает   инклюзивное образование».   Инклюзивное образование становится новым стратегическим направлением   современного   образования   в   России,   которое   в   эпоху информационного общества является дорогой в будущее, «где смогут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавая на основе знаний новое   качество   жизни   людей   планеты».   Это   вызывает   необходимость внедрения в российское образование инклюзивного подхода в деятельность образовательных   организаций   разных   уровней,   на   основе   научно­ педагогической разработки всех его аспектов. Цель   инклюзивного   образования   заключается   в   достижении   всеми детьми   определённого   общественного   статуса   и   утверждении   своей социальной значимости. 5 В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: ­ дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно­двигательного   аппарата,   интеллекта,   с   задержкой   психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов; ­   интегрированное   обучение   детей   в   специальных   классах   (группах)   в общеобразовательных учреждениях; ­   инклюзивное   обучение,   когда   дети   с   особыми   образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.  Инклюзивное образование касается не только детей­инвалидов, но и детей   с   особенностями   здоровья,   которым   по   каким­то   причинам   не оформлена   инвалидность.   По   статистике   в   России   примерно   4,5%   детей имеют инвалидность, а ещё 7­8% ­ нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности.    Многие   родители   не   обращаются   за   оформлением   ребёнку инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся   «поставить   клеймо   и   испортить   будущее».   Со   временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок­инвалид». Введение   в   человеческое   сообщество   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   является   основной   задачей   всей   системы коррекционной   помощи.   Социальная   интеграция   понимается   как   конечная цель   специального   инклюзивного   обучения,   направленного   на   включение индивидуума   в   жизнь   общества.   Образовательная   же   интеграция,   являясь частью  интеграции социальной,  рассматривается  как процесс  воспитания  и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися. Инклюзивные   образовательные   учреждения   создают   идеальные условия   для   того,   чтобы   члены   сообщества   не   только   лучше   понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и интеграции детей с особыми 6 образовательными   потребностями,   но   и   приобщались   к   новой   системе ценностей   и   взглядов   для   лучшего   взаимодействия   с   окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. На   сегодняшний   день   в   нашей   стране   и   за   рубежом   разработаны различные     подходы   к   адаптации   процесса   обучения   к   образовательным возможностям   учащихся   с   различными   нарушениями   психофизического развития.   В   соответствии   с   потребностями   учащихся   может   быть модифицирована   содержательная   и   процессуальная   сторона   обучения. Предполагается,   что   для   каждого   ребенка   будет   разрабатываться индивидуальная   программа   обучения и   развития   в   рамках   класса.   Вариант адаптированной   основной   общеобразовательной   программы   начального общего   образования   для   обучающегося   с   ОВЗ   определяется   на   основе   которые рекомендаций   психолого­медико­педагогической   комиссии, сформулированы   по   результатам   его   обследования,   а   в   случае   наличия инвалидности   вариант   подбирается   с   учетом   индивидуальной   программы реабилитации   и   мнения   родителей   или   законных   представителей.   В дальнейшем,   если   того   захотят   родители,   возможны   переходы   с   одного варианта на другой. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе. Согласно   разработанной   программе,   у   ребёнка   может   быть   личный план посещения уроков, когда ребёнок сидит в классе только на отдельных занятиях, а остальные предметы осваивает один на один с учителем. Ребёнку может быть определён сопровождающий человек или же тьютор. Тьютором в инклюзивном   образовании   сегодня   принято   считать   и помощника­ сопровождающего,   и педагога   сопровождения,   и специалиста,   проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего ­ поддерживать 7 ребенка   в его   самостоятельных   действиях,   чтобы   в дальнейшем   он   мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Ряд программ предусматривает использование особых учебников или тетрадей,   учебных   пособий   и   дидактических   материалов.   Но   большинство программ предлагает обучение по тем же учебникам, которыми пользуются и остальные   дети   в   классе.   Ребёнку,   согласно   потребностям,   могут   быть выделены   специальные   технические   средства   обучения,   а   также   для   него организовано   специальное   рабочее   место.   Детям   обязаны   обеспечить дополнительные коррекционные занятия. В рамках разных программ предметы могут варьироваться. Некоторые   предметы   дети   не   проходят   в   полном   объёме.   Другие   предметы   таким учащимся   заменяют   на   сходные.   Скажем,   дети   с   ДЦП   не   будут   изучать физкультуру наравне  с одноклассниками  ­ для них предусмотрены особые занятия   по  ЛФК.   Основные   предметы  (математика, чтение,  русский  язык, биология, география и т.п.) дети с нарушениями в развитии изучают, но в каждой   программе   прописан   объём   знаний,   который   преподаётся   ребёнку. Где­то эти знания будут изучаться в полном объёме, где­то из программы будут исключены маловажные блоки знаний. Но это не означает, что ребёнок с нарушениями в развитии будет имеет менее насыщенный учебный график, у таких   школьников   появляются   дополнительные   предметы:   логопедия, психологические   занятия,   уроки   по   социальной   ориентации   и   другие предметы. В связи с тем, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала, рядом программ предусмотрено, что обучение на I ступени займёт не 4, а 5 и даже 6 лет. Наиболее эффективным это нововведение будет для детей с задержкой психического и речевого развития: предполагается, что эти дети смогут преодолеть проблемы до того, как перейдут на вторую ступень обучения и уже не будут отличаться от обычных детей. Время обучения на 8 уровне основного общего образования тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет.  Определённые   изменения   касаются   и   государственной   итоговой аттестации: отдельные   программы   предусматривают   замену   сочинения   на изложение, увеличение времени на подготовку к ответу. Возникает вопрос, как педагог сможет обучать сразу по нескольким программам   в   рамках   одного   урока.   Во­первых, количество   детей   с ограниченными возможностями здоровья строго регламентируется, и в классе не   будет   больше   2   детей,   обучающихся   по   специальным   адаптивным программам.   Во­вторых,   учителям   предлагается   применение   технологии разноуровневого   обучения.   Такая   технология   позволит   учителю   четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения   учащимся,   применять   гибкую   систему   оценки   знаний.   В зависимости от успешности ребенка, учитель может давать задания, разные по объему, с включением для «особых» детей задач на развитие мыслительных операций и творческих способностей. Специальное   оборудование   для   учащихся   с   ограниченными возможностями   здоровья   ­   необходимая   составляющая   инклюзивного образования,   открывающая   учащимся   путь   к   обучению   вместе   со   своими сверстниками. Для учащихся с нарушением опорно­двигательного аппарата у входа в образовательное   учреждение   различного   уровня   необходимо   установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10­12 см), чтобы учащийся на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса   должна   быть   не   менее   90   см.     Двери   должны   открываться   в противоположную   сторону   от   пандуса,   иначе   учащийся   на   коляске   может скатиться вниз. 9 Вход   в   образовательное   учреждение   рекомендуется   оборудовать звонком для предупреждения охраны. Для обучающихся с нарушением зрения крайние   ступени   лестницы   при   входе   в   образовательное   учреждение необходимо   покрасить   в   контрастные   цвета.   Лестницы   в   обязательном порядке   должны   быть   оборудованы   перилами.   Дверь   тоже   необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. В столовой или буфете следует предусмотреть непроходную зону для учащихся   с   особыми   образовательными   потребностями.       В   то   же   время нежелательно   данную   категорию   учащихся   сажать   в  столовой   отдельно   от остальных. В читальном зале библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой   высоте.   Книги,   находящиеся   в   открытом   доступе,   и   картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости.  В   учебных   аудиториях   учащемуся   с   особыми   образовательными потребностями   необходимо   дополнительное   пространство   для   свободного перемещения. Минимальный размер зоны учебного места для учащегося на коляске ­ 1,5х1,5 м. Для   обеспечения   безопасности   и   беспрепятственного   перемещения, учащихся   с   особыми   образовательными   потребностями   по   территории   нескользкое учебного   заведения   следует   предусмотреть   ровное, асфальтированное   покрытие   пешеходных   дорожек.   Имеющиеся   на   пути небольшие   перепады   уровней   должны   быть   сглажены.   Для   этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими  рельефными полосами   и   яркой   контрастной   окраской.   Оптимальными   для   маркировки считаются ярко­желтый, ярко­оранжевый и ярко­красный цвета. 10 Важнейшим   условием   развития   инклюзивного   образования   выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих компетентностью в  области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются требования   к   устоявшейся   системе   профессиональных   компетенций педагогов.   При   этом   предметно­ориентированные   компетенции   учителей должны   быть   расширены   системой   универсальных   социально­личностных, психолого­педагогических   компетенций,   которые   основываются   на обобщенных знаниях и умениях, способностях и отношениях, выходящих за   что   такие рамки   преподаваемых   учебных   предметов.   Очевидно, психолого­педагогические универсальные компетенции   в   условиях   инклюзивного   образования   должны   обеспечивать социально­личностные,     качественное   обучение   и   воспитание,   полноценное   развитие   детей   с разнообразными   образовательными   потребностями   и   возможностями:   с одарёнными   способностями   в   конкретной   области,   высокоразвитыми интеллектуальными способностями, принадлежностью к разным культурам и религиям,   особенностями   психофизического   развития.   Следовательно, обеспечение   обучения   и   воспитания   всех   детей   одновременно,   создание условий   для   их   эффективной   самореализации   и   социализации   требуют   от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагогической деятельности. Во­первых, учитель должен быть приверженцем идей гуманистической психологии   и   педагогики;   уметь   реализовывать   следующие   требования личностно ориентированного подхода в образовании: ­ осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику   сформированности   способностей,   качеств   личности учащихся; ­   шире   опираться   на   социокультурный   опыт   учащихся,   выявлять   и задействовать сильные стороны личности школьника; 11 ­   использовать   индивидуальные   формы   учебной   и   воспитательной работы   с   учащимися   в   сочетании   с   коллективными,   а   также   с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью. Во­вторых,   в   условиях   поликультурного   образования   инклюзия предполагает понимание педагогом своей роли в образовательном процессе, способствующей   межкультурному   взаимопониманию,   демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия видения проблем.   В   этой   связи   важнейшими   требованиями   к   инклюзивной деятельности педагога выступают: ­   включение   в   содержание   обучения   и   учебной   деятельности (независимо от учебного предмета) общечеловеческих гуманистических и   демократических   ценностей,   социально­культурного   контента   и диалога (в том числе межкультурного); ­ широкое использование методов и приемов «обучения действием» ­ активных   форм   и   методов,   которые   предполагают   создание   в образовательном   процессе   проблемных   коммуникативных   ситуаций, моделирующих   проблемы   в   социуме   и   будущей   профессии,   и вовлечение учащихся в их разрешение. К таким активным формам и методам   обучения   и   воспитания   относятся   «мозговой   штурм», дискуссия, учебные дебаты, ролевые игры и др., которые реализуются через   совместную   групповую   работу   школьников   и   обеспечивают   их «вынужденную»   учебно­познавательную   активность   и   учебную коммуникацию; ­ опора на коллективную стратегию преподавания и обучения, которая включает в себя обучение в сотрудничестве, методики работы по парам, в команде. Именно эта стратегия является наиболее эффективной для лучшего   взаимопонимания   и   бесконфликтного   взаимодействия учащихся, взаимопомощи и поддержки друг друга в учебном процессе. 12 Это, в свою очередь, является основой для формирования у учащихся культурных   (в   том   числе   межкультурных),   этических   и   других социально­личностных компетенций. В­третьих,   учитель   в   условиях   инклюзивного   обучения   должен   уметь разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной степени сложности   учебно­социальные   задания   (задачи,   ситуации),   разрешение которых предполагает, в том числе, групповые методы работы, коллективную рефлексию. Важнейшим требованиям к таким заданиям выступают их прикладной, межпредметный   характер,   интересное   и   актуальное   содержание,   которое будет   востребовано   школьниками   в   жизни   и   в   будущей   профессии.   Такие требования   к   конструированию   учебно­социальных   заданий   призваны обеспечить   включенность   учащихся   в   их   разрешение,   независимо   от особенностей развития школьников. Педагог   может   быть   успешным   при   следующих   базовых   личностных характеристиках: ­ достаточно гибок и толерантен; ­ уважает индивидуальные различия; ­ умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; ­ согласен работать в одной команде с другими педагогами; ­ ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы для их решения. Из   материалов   международной   конференции   ЮНЕСКО   «Инклю­ зивное   образование   ­   прогрессивный   способ   обучения,   имеющий   большие перспективы   в   современном   обществе,   и   это   дает   надежду,   что   каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на   получение   качественного   образования,   адаптированного   к   его 13 возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал». Принято выделять восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом: ­ ценность человека не зависит от его способностей и достижений; ­ каждый человек способен чувствовать и думать; ­   каждый   человек   имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть услышанным; ­ разнообразие усиливает все стороны жизни человека; ­   подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте реальных взаимоотношений; ­ все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; ­ для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; ­ все люди нуждаются друг в друге. Итак, развитие инклюзивного образования в обществе не представляет собой   лишь   задачу,   реализуемую   в   области   образования.   Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен   осуществляться   в   качестве   одного   из   приоритетных   направлений государственной  социальной политики  на основе  усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей. 2. Инклюзивное образование детей с ОВЗ 2. 1. Образовательные возможности инвалидов за рубежом и 14 в России   За   рубежом,   начиная   с   1970­х   гг.,   ведется   работа,   способствующая расширению   образовательных   возможностей   инвалидов.   В   современной образовательной   политике   США   и   Европы   получили   развитие   несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает,   что   ученики­инвалиды   общаются   со   сверстниками   на праздниках,   в   различных   досуговых   программах.   Интеграция   означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка   учебных   помещений   так,   чтобы   они   отвечали   нуждам   и потребностям всех детей без исключения. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные   в   1980   ­   1990­х   гг.   продемонстрировали   преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. 48­я сессия Международной конференции ЮНЕСКО по образованию «Инклюзивное   образование:   путь   в   будущее»   признала   инклюзию приоритетным направлением развития образования. В развитии инклюзивного образования   следует   использовать   подход,   разработанный   ЮНЕСКО, предполагающий   более   широкое   понимание   «инклюзии»,   а   именно   как позитивную   реакцию   на   разнообразие   всех   без   исключения   учащихся, предполагающую   создание   условий   для   всех   детей,   независимо   от   их особенностей,   чтобы   учиться   вместе,   а   также   учиться   жить   вместе,   что является основой для развития инклюзивного общества. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования есть долгосрочная стратегия, требующая комплексного подхода 15 для   ее   реализации   и   последовательности,   непрерывности,   толерантности   в обществе. В   центре   инклюзивного   подхода   стоит   личность   и   её   гармоничное развитие, связанное с воспитанием, образованием, деятельностью, благодаря которым она сможет войти в социум и адекватно отвечать на бесконечные вызовы современности как полноценная ее часть. Инклюзия исходит из того, что каждый человек ­ уникальная и неповторяющаяся  личность со своими интересами, способностями и потребностями, что требует индивидуального подхода   в   процессе   взаимодействия   и   гибкости   коммуникации.   Это способствует   проявлению   таких   качеств   личности   как   этичность   и деликатность, сочувствие и соучастие, умение услышать и понять другого, которые являются компонентами толерантности. Толерантность сохраняет и признает   идентичность   другого,   создавая   условия   для   эффективного взаимодействия с ним, где «способность примирительного взгляда на чужое есть   высочайший   и   благороднейший   дар   природы,   который   дается   очень немногим». На   сегодняшний   день   в   большинстве   западных   стран   сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей­инвалидов. Государственные   и   муниципальные   школы   получают   бюджетное финансирование   на   детей   с   особыми   потребностями,   и,   соответственно,   официально заинтересованы   в   увеличении   числа   учащихся, зарегистрированных как инвалиды. Первые   инклюзивные   образовательные   учреждения   в   нашей   стране появились на рубеже 1980 ­ 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе   московского   Центра   лечебной   педагогики   и   родительской общественной   организации   появилась   школа   инклюзивного   образования «Ковчег». 16 С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья».   В   результате   в   11­ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей­инвалидов. Необходимо   отметить,   что     для   отечественной   педагогики   понятие инклюзивного   образования   не   является   чем­либо   абсолютно   чуждым   и неприемлемым.   Теория   и   практика   проблемного   обучения   разработана     в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория   и   практика   проблемного   обучения   изложены   в   работах   А.   М. Матюшкина,     М.   И.   Махмутова,   М.Н.   Скаткина.   Практика   проблемного обучения   в   начальной   школе   очень   интересно     изложена   в   работах   С.   И. Брызгаловой и других авторов.  «Формирование базовых школьных навыков и умений,   таких   как   читать   и   понимать   прочитанное,   грамотно   и   красиво писать,   считать,   слушать,   пересказывать,   держать   внимание   на   рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот   фундамент,   на   котором   можно   построить   и   развить   прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития». А вот способы   и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них,   а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников.   17 2. 2. Интеграция и инклюзия В   настоящее   время   терминология,   связанная   с   инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования. Инклюзивное   образование  ­   процесс   развития   общего   образования, который   подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в   плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия   означает   полное   включение   детей   с   различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью   участвуют   также   все   остальные   дети.   Это   требует   реальной адаптации   школьного   пространства   к   тому,   чтобы   встретить   нужды   и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает,   что   инклюзия   не   требует   оказания   детям   с   различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными   вариантами,   и,   честно   говоря,   периодически   бывает необходимым буквально для  всех учеников в классе. «Интеграция»   и   «инклюзия»   ­   это   два   термина,   которые   часто используются   один   вместо   другого,   поскольку   многие   учителя   и   школы считают   их   синонимами.   Инклюзия   отличается   от   интеграции   тем,   что   с   без   исключения   частью самого   начала   общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями   рассматривает   всех   детей   отсутствует необходимость в какой­либо специальной адаптации, поскольку они   с   самого   начала   являются   частью   школьной   системы.   Одна   из   целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем 18 принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. 2. 3. Цели и основные составляющие инклюзивного образования Инклюзивное   образование  ставит   своей   основной   целью  обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых   условий   для   достижения   успеха   в   образовании   всеми   без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних   социального   и учебных   достижений, экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.   родного   языка,   культуры, К основным элементам инклюзии можно отнести: ­ включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности; ­   отсутствие   «сортировки»   и   отбраковывания   детей,   обучение   в смешанных группах; ­   дети   с   особенностями   находятся   в   классах,   соответствующих   их возрасту; ­ ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения; ­ эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения. Выделяют   восемь   принципов   инклюзивного   образования:  ценность человека   не   зависит   от   его   способностей   и   достижений;   каждый   человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование   может   осуществляться   только   в   контексте   реальных взаимоотношений;   все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 19 для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они   могут   делать,   чем   в   том,   что   не   могут;   разнообразие   усиливает   все стороны жизни человека. 2. 4. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным  образованием Для   того   чтобы   успешно   продвигаться   в   направлении   инклюзии,   нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого­либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по  мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет   собой   наилучший   путь   для   продвижения   школы   и   класса   к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне   естественным   состоянием   для   учителей,   которые   постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня. Логическое обоснование Причины, по которым школьная инклюзия  не работает 1 Преимущества  инклюзии не  обсуждаются с теми,  кто включён в  осуществление этого  процесса Сфера действия Изменения, которые   производятся в школе,  чрезмерны, или,  наоборот, ограниченны  Ресурсы для успешной школьной инклюзии 2 Весь школьный коллектив  вовлекается в рациональное  осмысление инклюзии и тех  преимуществ, которые она даёт  для всех учеников школы.  Обсуждение этих тем ясное и  открытое. Работа по включению  начинается с одним­двумя  учениками, внимательно  отслеживаются их успехи и  20 Скорость введения Ресурсы Приверженность идее или недостаточны Необходимые  изменения вводятся  слишком быстро или  слишком медленно, что  приводит к уменьшению энтузиазма 1 Адекватность ресурсов  не всегда является  гарантией, что  инклюзия будет  работать; ресурсы  могут использоваться  нерационально. Отсутствует  постоянные стимулы  для формирования  приверженности  идее  инклюзии, которая  зачастую  воспринимается только  как «прихоть»  некоторой социальной  группы. неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает. Скорость реализации  инклюзивных подходов сильно  варьируется в зависимости от  школы. Постоянное  сотрудничество всех участников процесса  и регулярное  отслеживание скорости  изменений поможет добиться  успеха. 2 При появлении дополнительных ресурсов,  их следует  обязательно  использовать.  Необходим нестандартный  подход в использовании  ресурсов, предназначенных для  поддержки инклюзии.  Адекватное финансирование  инклюзии поможет обеспечить  заинтересованность в ней тех,  кто её внедряет. Сотрудничество тех, кто  вовлечён в процесс школьной  инклюзии, поможет укрепить  постоянную приверженность   этой идее всех участников.  Возможность проявления  собственной инициативы  также  формирует у участников  постоянную приверженность  идее и заинтересованность в её  успешной реализации. Ключевые фигуры Ключевые сотрудники,  определяющие успех  инклюзии, недостаточно привержены этой идее,  или, наоборот, имеют  Сотрудники, играющие  ключевую роль в продвижении  инклюзии в школе, должны  поддерживать равное  сотрудничество между всеми   21 слишком большой  объём работы. Родители Родители, как  партнёры, не включены  в школьную жизнь. Руководство Отношение к  другим  школьным  инициативам 1 Руководители школы  либо осуществляют  чрезмерный контроль,  либо их стиль  руководства  недостаточно  эффективный, или они  не поддерживают  коллектив в достижении более высоких целей.   Инклюзия является  чем­то изолированным  по отношению к  другим школьным инициативам. участниками школьного  сообщества. На них лежит  большая ответственность в  обеспечении успеха инклюзии,  чем на других сотрудниках  школы.  Родители воспринимаются в  школе как партнёры и  соучастники процесса, их  знания, опыт, очень ценятся  сотрудниками школы. 2  Руководители облегчают  взаимодействие и  сотрудничество всего  коллектива и каждого  сотрудника по продвижению  инклюзии, а также  обеспечивают координацию  действий.    Инклюзия является одной из  интегральных частей   относительно других школьных  инициатив, эти отношения чётко обозначены. Согласно  Саламанкской   декларации   о   принципах,   политике   и практической   деятельности   в   сфере   образования   лиц   с   особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 г.): ­ каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь  ­ возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; ­ каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; 22 ­   необходимо   разрабатывать   системы   образования   и   выполнять образовательные   программы   так,   чтобы   принимать   во   внимание   широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; ­ лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах; ­   обычные   школы   с   такой   инклюзивной   ориентацией   являются   наиболее эффективным   средством   борьбы   с   дискриминационными   воззрениями, создания   благоприятной   атмосферы   в   общинах,   построения   инклюзивного общества и обеспечения образования для всех. 2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности В   контексте   проблемы   инклюзивного   образования,   принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности. В   рамках   медицинского   подхода   ребенок   с   инвалидностью   ­   это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно   через   призму   их   нарушения,   подвергались   обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у   Сегодня таких   детей   даже   отнималось   их   право   на   жизнь. высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный   характер,   к   примеру,   слуховые   аппараты   для   людей   с нарушениями слуха. От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей­ инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими,   какие   они   есть   и   право   на   получение   дошкольного   и   школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще 23 рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает. Социальная модель инвалидности. Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.  Этот   образ   мышления   отвечает   социальной   модели   инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности. Как   объяснить   дошкольнику,   который   проводил   свое   время   с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других?   Именно   поэтому   дети   с   индивидуальными   образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но   когда   они   общаются   с   коллективом   своих   сверстников,   их   окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках,  принадлежащие   иным   культурным   и  этническим   группам,  а  также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и 24 способах   подачи   информации   преподавательским   коллективом.   Включение каждого   ребенка   с   ограниченными   возможностями   или   особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению ­ это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. Медицинская модель 1 Ребенок несовершенен Диагноз Вешание ярлыков Нарушение   становится   центром внимания Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений Сегрегация   и   предоставление отдельных, особых услуг 1   потребности Ординарные откладываются Восстановление в случае более или менее   нормального   состояния, иначе сегрегация  Общество остается неизменным Социальная модель 2 Каждый   ребенок   ценен   и   принимается таким, какой он есть Сильные   стороны   и   потребности, определяемые   самим   ребенком   и   его окружением Определение   барьеров   и   решение проблем Проведение мероприятий, нацеленных на результат Доступность   стандартных   услуг   с использованием дополнительных ресурсов Подготовка   и   обучение   родителей   и специалистов   2 «выращивание»   отношений   между людьми Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.  Сообщество развивается Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.  Это   и   дети   с   особенностями   развития,   и   без   них,   одарённые   дети, учителя   (имеется   в   виду   совершенствование   практики   преподавания   и повышение   квалификации   учителей),   и   всё   школьное   сообщество   в   плане совершенствования общего климата и духа  школы. Тем не менее, существуют 25 давние «поверья» в отношении  обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.  Например, что дети ­ инвалиды нарушают процесс обучения всего класса, что учителя не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе   с   появлением   такого   ребёнка,   и   что   дети   с   ограниченными возможностями   при   инклюзии   получают   недостаточно   качественное образование,   причём,   при   такой   форме   обучения,   серьёзно   страдает   их   во   многих   исследованиях   доказывается,   что самооценка.   Однако,   большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких­либо основательных и очевидных фактах. Итак,   в   любом   случае,   преимущества   инклюзии   значительно перевешивают   недостатки   этого   процесса,   и   наилучшей   проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. 2. Преимущества инклюзивного образования Преимущества инклюзии для детей­инвалидов весьма существенны. Во­первых,   дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более высокий   уровень   социального   взаимодействия     со   своими   здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с  детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе   целенаправленно   поддерживают   социализацию,   и   если     количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом. 26 Во­вторых, в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки   коммуникации   детей   с   инвалидностью.   Это   в   значительной   мере связано с тем, что у детей­инвалидов появляется больше возможностей для социального   взаимодействия   со   своими   здоровыми   сверстниками,   которые выступают   в   качестве   носителей   модели   социальной   и   коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. В­третьих, в инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более   насыщенные   учебные   программы.   Результатом   этого   становится улучшение навыков и академических достижений. В­четвертых,   социальное   принятие   детей   с   особенностями   развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах.   Дети   «переступают»   за   черту   инвалидности   другого   ученика, работая   с   ним   над   заданием   в   малой   группе.   Постепенно,   обычные   дети начинают осознавать, что у них с детьми­инвалидами много общего. В­пятых, в инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети­инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства,   и,  следовательно,   имеют   больше   возможностей   встречаться   со своими   одноклассниками   вне   школы.   Учителя   играют   ведущую   роль   в установлении и укреплении такой дружбы.  Значит аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети­инвалиды получают   при   таком   обучении   более   низкий   уровень   знаний,   или   при   их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое­либо подкрепление. Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Можно   выделить   следующие   преимущества   инклюзии   для   обычных учащихся или одарённых детей: 27 Для   обычных   или   одарённых   детей   нахождение   в   классе   детей   с особенностями   развития   не   является   фактом,   несущим   угрозу   или представляющим опасность для их успешного обучения. Представления о том, что дети­инвалиды нарушают процесс обучения в классе   ­   несостоятельны.   Время,   которое   на   уроке   уделяется   детям   с особенностями,   абсолютно   сопоставимо   со   временем,   которое   учитель затратит на обычных учеников. Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям   с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   новые   технологии образования;   например,   использование   информационных   технологий   очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то   время,   когда   они   не   являются   необходимыми   для   обучения   детей   с инвалидностью. Обычные   дети   или   одарённые   ученики   получают   преимущества   в инклюзивных   пространствах   за   счёт   увеличения   финансовых   ресурсов   при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но   и   их   здоровых   сверстников.   Эти   средства   могут   быть   использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения   гостей   для   выступления   в   классе,   обеспечения   класса дополнительными   техническими   средствами   обучения,   которые   могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью. 28 В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить   своих   одноклассников   с   инвалидностью,   видеть   то,   что   лежит   за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо   также   сказать,   что   существование   инклюзивных   школ позитивно   сказывается   на   типично   развивающихся   детях,   а   не   только   на учениках   с   инвалидностью.   Помогая   сверстникам   с   ограниченными возможностями   активно   участвовать   в   образовательной   и   социальной деятельности,   обычные   дети,   незаметно   для   себя,   получают   важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания   и   самооценки,   в   становлении   собственных   принципов,   и последнее, но не менее важное ­ способствует искренней заботе и дружбе. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   современная общеобразовательная   программа   должна   включать   изменения   и   условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно ­ принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении разрешите еще раз отметить что, аргументы в поддержку инклюзии   бесспорны.   Аргументы   против   инклюзивного   образования,   в 29 основном, сводятся к тому, что  дети­инвалиды получают при таком обучении более  низкий  уровень знаний, или при  их обучении  возникают     некоторые социальные сложности. Этим  утверждениям   довольно  трудно найти  какое­ либо подкрепление. Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Можно   выделить   следующие   преимущества   инклюзии   для   обычных учащихся или одарённых детей: ­   для   обычных   или   одарённых   детей   нахождение   в   классе   детей   с особенностями   развития   не   является   фактом,   несущим   угрозу   или представляющим опасность для их успешного обучения; ­ представления о том, что дети­инвалиды нарушают процесс обучения в классе   ­   несостоятельны.   Время,   которое   на   уроке   уделяется     детям   с особенностями,   абсолютно   сопоставимо   со   временем,   которое   учитель затратит на обычных учеников; ­ обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и   совершенствования   педагогических   технологий   работы   в   классе. Некоторым   детям   с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   новые технологии   образования;   например,   использование   информационных технологий   очень   часто   бывает   необходимо   при   обучении   детей   с инвалидностью.   Другие   дети   получают   преимущества   от   использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью; ­   обычные   дети   или   одарённые   ученики   получают   преимущества   в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,   могут быть   использованы   как   для   поддержки     обучения     не   только   детей   с 30 инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы     различными   способами,   например,   для   организации внеклассной  активности,  приглашения  гостей  для  выступления  в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые   могут   использоваться   всеми   детьми,   а   не   только   детьми   с инвалидностью. ­ в  инклюзивном   классе  обычные   или  одарённые  дети  учатся   уважать  и ценить  своих  одноклассников  с инвалидностью,  видеть  то,  что лежит  за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо   также   сказать,   что   существование   инклюзивных   школ позитивно   сказывается   на   типично   развивающихся   детях,   а   не   только   на учениках   с   инвалидностью.   Помогая   сверстникам   с   ограниченными возможностями   активно   участвовать   в   образовательной   и   социальной деятельности,   обычные   дети,   незаметно   для   себя,   получают   важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания   и   самооценки,   в   становлении   собственных   принципов,   и последнее, но не менее важное ­ способствует искренней заботе и дружбе. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   современная общеобразовательная   программа   должна   включать   изменения   и   условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно ­ принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 1.   Зарецкий   В.К.   Десять   конференций   по   проблемам   развития   особенных детей   ­   десять   шагов   от   инновации   к   норме   //   Психологическая   наука   и образование.­ 2005.­ № 1.­ С. 83­95. 2.   Интегрированное   обучение   детей   с   ограниченными   возможностями   в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 3. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2014. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2016. 4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19­20 июня 2008 года. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.   5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. ­ М.: Просвещение, 2014. 6.  Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями,   принятые   Всемирной   конференцией   по   образованию   лиц   с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 года. 7.  Ярская­Смирнова   Е.Р.,  Лошакова   И.И.  Инклюзивное  образование   детей­ инвалидов // Социологические исследования.­ 2009.­ № 5.­ С. 100­106   8. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio 9. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazo vanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010­05­26­1 10. Инклюзивное образование ­ равные возможности для всех учащихся http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhno sti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010­09­04­246 11.  Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/. 32 33

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"

Доклад по теме: "Инклюзивное образование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017