Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
Оценка 4.9

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
математика
8 кл
05.11.2017
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Проблема сохранения здоровья детей имеет многовековую историю. Когда-то еще древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Н. Лобачевский был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: «Мое мнение: ничего не уничтожать, и все усовершенствовать». Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение ­ средняя общеобразовательная  школа  №45 имени Д.И. Блынского  г. Орла ШМО учителей естественно- математического цикла                                                 Подготовила:  учитель математики                                                               Щурова Е.Н. Содержание I. Введение. II. Основная часть.       1. Понятие и цель здоровьесберегающих образовательных           технологий.      2. Физкультурно­оздоровительные мероприятия.      3. Организация урока с позиций здоровьясбережения.      4. Решение задач с элементами здоровьесбережения. III. Заключение. IV. Литература. I. Введение.                                                     «Здоровье ­ не все, но все без здоровья – ничто!»                                                                                                                              Сократ        Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья   детей.   Проблема   сохранения   здоровья   детей   имеет   многовековую историю.   Когда­то   еще   древние   греки   высекли   на   камне:   «Хочешь   быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым  педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении,   он   высказался   следующим   образом:   «Мое   мнение:   ничего   не уничтожать, и все усовершенствовать». Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения,   умственное   развитие,   прочность   знаний,   вера   в   свои   силы. Здоровье   детей   –   это   общая   проблема   медиков,   педагогов   и   родителей.   И решение  этой  проблемы  зависит  от  внедрения  в школу  здоровьесберегающих технологий.  II. Основная часть. 1. Цель и понятие здоровьесберегающих образовательных технологий. Использование   здоровьесберегающих   технологий   в   школе   может   быть направлено   на   улучшение   ситуации   со   здоровьем   подрастающего   поколения. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением   характера  учебной нагрузки,  а  также  усложнением  характера взаимоотношений «ученик­учитель» и межличностных отношений внутри класса. В   структуре   заболеваемости   как   учеников,   так   и   учителей   преобладают нарушения опорно­двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств,   сердечно­сосудистой   и   пищеварительной   систем.  Наблюдения показывают,   что   использование   здоровьесберегающих   технологий   в   учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Работая по данной проблеме, я ставлю следующие задачи:  ­   создание   здоровьесберегающих   условий   организации   образовательного процесса; ­   формирование   у   школьников   мотивационных   и   смысловых   основ   здорового образа жизни, выработки у них индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности; ­ формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; ­   формирование   важнейших   социальных   навыков,   способствующих   успешной социальной адаптации; ­ профилактика вредных привычек.       Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых   в   образовательном   процессе   приёмов,   методов,   технологий,   не только   оберегающих   здоровье   учащихся   от   неблагоприятного   воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику   возможность   сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.    Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:  в физическом плане  –  здоровье   позволяет   ему   справляться   с   учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;   в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;   в эмоциональном плане  – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;   в интеллектуальном плане  – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;   в   нравственном   плане  –   он   признаёт   основные   общечеловеческие ценности.              Конечно,   здоровье   учащихся   определяется   исходным   состоянием   его здоровья   на   момент   поступления   в   школу,   но   не   менее   важна   и   правильная организация учебной деятельности, а именно:   строгая дозировка учебной нагрузки;   построение урока с учетом работоспособности учащихся;   соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный  тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);   благоприятный эмоциональный настрой;   проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.  2. Физкультурно­оздоровительные мероприятия.       Обязательным   элементом   здоровьесберегающей   организации   урока   в соответствии   с   современными   являются   физкультминутки.   Учащимся необходимы   двигательные   минутки   на   уроке,   которые   позволяют   им   размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Наши учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для   снятия   статического   напряжения,   и   просто   разминку.   Использование физкультминуток   позволяет   использовать   оставшееся   время   урока   гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята   их   внимание после   физкультминутки   становятся   более   активными, активизируется,   появляется   интерес   к   дальнейшему   усвоению   знаний. Систематическое   использование   оздоровительных   минуток   приводит   к улучшению   психо   –   эмоционального   состояния   учащихся   всех   классов,   к изменению отношений к себе и своему здоровью.     Очень   хорошо,   если   предлагаемые   упражнения   для   физкультминутки   органически вплетаются в канву урока.  Так,  например,  при   изучении   положительных   и   отрицательных   чисел   ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во   время   физкультминутки   следующее   упражнение:   ученики   встают,   руки   на талии;   задание:   если   учитель   назовет   положительное   число,   ученики   делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.        Очень   важно   развить   воображение   учеников.   С   этой   целью   выполняется упражнение   “Буратино”.   После   введения   нового   понятия,   например, параллелограмм,  хорового   прочтения   этого   термина   ученикам   предлагается закрыть   глаза   и   представить,   что   их   нос   вырос,   как   у   Буратино.   Можно предложить   обмакнуть   его,   как   в   сказке,   в   чернила   и   написать   как   можно красивее   носом   в   воздухе   этот   новый   термин,   это   можно   сделать   только мысленно   или   с   движением   головы;   зафиксировать   перед   глазами   записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.      Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям   закрыть   глаза   и   представить   перед   собой   большой   белый   экран. Необходимо   мысленно   раскрасить   этот   экран   поочерёдно   любым   цветом: например,   сначала   жёлтым,   потом   оранжевым,   зелёным,   синим,   но   закончить раскрашивание   нужно   самым   любимым   цветом.   Также   всем   известная   игра “Муха”   помогает   глазам   отдохнуть.   Простейшие   упражнения   для   глаз   также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:  1) вертикальные движения глаз вверх­вниз;  2) горизонтальное вправо­влево;  3) вращение глазами по часовой стрелке и против;  4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;  5) на доске до начала урока начертить какую­либо кривую (спираль, окружность,  ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.        Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет  мышцы всего  корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем   дети   выпрямляются,   последовательно   разгибаясь   в   тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется. Важно   научить   ребят   заботиться   о   правильном   положении   тела,   координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок.  (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим­вертим головой, Разминаем шею. Стой!  (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем.  (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд.  (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт.  (Дети садятся за парты.) Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно   стараться   так   помассировать   ушные   раковины,   чтобы   уши   “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз;  2) потягивание ушной раковины вверх;  3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.   Однако нужно помнить, что манипуляции с активными точками организма под  руководством непрофессионала (а именно таковыми и являются большинство учителей)  могут оказать обратный эффект. Поэтому учитель, как и врач, должен придерживаться принципа « Не навреди!»                            В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже   активизируется   кровообращение   в   кончиках   пальчиков,   что предотвращает   застой   крови   не   только   в   руках,   но   и   во   всем   теле,   так   как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.          При   организации   оздоровительных   мероприятий   важно   соблюдать четыре условия: Первое:  Учащиеся   должны   знать,   для   чего   они   делают   то   или   иное упражнение.   Для   этого   педагогу   необходимо   доступно   обосновать   каждое упражнение, которое они предлагают сделать детям. Второе: Создать условия, при которых ученик будет выполнять упражнения с удовольствием. «Заставлять» ребёнка заботиться о своём здоровье не только бесполезно, но и вредно! Третье: Педагог должен не только выполнять упражнения вместе с детьми, но и демонстрировать своё личное отношение к ним. Человек, демонстрирующий пренебрежение   к   своему   собственному   здоровью,   не   может   сформировать противоположное отношение ребёнка. Четвёртое:  Необходимо   помнить   о   влиянии   эмоций   на   деятельность школьников.   Умеренные   эмоции   являются   организующими,   а   сильные   – дезорганизующими. 3. Организация урока с позиций здоровьесбережения.       Для   учителя   очень   важно   правильно   организовать   урок,   т.к.   он   является основной   формой   педагогического   процесса.   От   уровня   гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в   процессе   учебной   деятельности,   возможность   длительно   поддерживать умственную   работоспособность   на   высоком   уровне   и   предупреждать преждевременное нарушение утомления.           У   детей   преобладает   непроизвольное   внимание.   Ученик   способен сосредоточиться   лишь   на   том,   что   ему   интересно,   нравится,   поэтому   задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь   часто   мы   слышим   от   своих   учеников:   “Мне   тогда   все   понятно,   когда интересно”.   ребенку   должно   быть   интересно   на   уроке. Неудовлетворенность,   не   облагороженная   разумом,   может   привести   к   Значит, агрессивности,   мнительности,   тревожности.   Учитель   должен   постоянно заботиться   о   сохранении   психического   здоровья   детей   в   норме,   повышать устойчивость   нервной   системы   учащихся   в   преодолении   трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.          С   первых   минут   урока,   с   приветствия   нужно   создать   обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора   –   один   из   приоритетов,   который   всегда   указывают   в   перечне   качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья.   Улыбка,   искренний   смех   ученика   на   уроке   стоит   с   позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.    Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета,  учебного   оборудования,  рабочих   мест   и   проверкой   отсутствующих. Учитель   ещё   на   перемене   должен   проверить   подготовку   кабинета   к   работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение.   А   каждый   ученик   должен   быть   приучен   своевременно   до   начала урока   приводить   свое   рабочее   место   в   порядок:   положить   на   стол   нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно   есть.   Учащиеся   должны   быть   готовы   и   к   выполнению   обязанностей дежурных, от  которых  следует  добиваться  того,  чтобы  учебное  помещение  к началу   каждого   урока   было   проветрено   и   убрано,   классная   доска   вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.      Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания,   какой   оценке   соответствует   его   выполнение.   Зная   весь   план   урока, какие   знания,   умения,   навыки   необходимо   приобрести,   какой   объем   работы выполнить,   ученик   может   выбрать   степень   сложности   задания,   распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.     Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах   как   на   местах,   так   и   у   доски,   где   ведомый,   более   “слабый”   ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является   стимулирование   учащихся   к   использованию   различных   способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия   ученика.   В   конце   урока   нужно   обсудить   не   только   то,   что   усвоено нового,   но   выяснить,   что   понравилось   на   уроке,   какие   вопросы   хотелось   бы повторить, задания какого типа выполнить.        Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности.  Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В  норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам  трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно  развивать зрительную память, использовать различные формы выделения  наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно,  другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое  проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто  ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в  состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед  товарищами.      Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание  здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к  изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является  причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На уроках максимально используют игровые моменты, аудио­ и видеоаппаратуру  для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок­викторина, урок­соревнование, урок­путешествие и  так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить  заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность  отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. 4. Решение задач с элементами здоровьясбережения.              Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках   рассматривать   задачи,  которые   непосредственно   связаны   с   понятиями “знание   своего   тела”,   “гигиена   тела”,   “правильное   питание”,  “здоровый   образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.             Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть   такую:   “В   поясничном,   крестцовом   и   копчиковом   отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном,   а   в   шейном   отделе   –   на   пять   меньше,   чем   в   грудном.   Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.            При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи: 1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.  Дефицит   витамина  В1  может   привести   к   болезни   "бери­бери",   которая появляется   из­за   нарушения   обмена   углеводов.   Витамин  В2  отвечает   за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг. 2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего   числа.   Найдите   эти   числа   и   узнайте,   какова   суточная   потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг. Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа   зависит  построение  гемоглобина  –  переносчика   кислорода  ко  всем органам.   Медь   также   синтезирует   гемоглобин   и   определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Нельзя  забывать  и о  здоровом  образе жизни. Например,  вред  курения можно показать, решая следующие задачи: 1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить  на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти  числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6. 2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете,   сколько   лет   полноценной   жизни   забирает   табак   у   курильщиков   и сколько лет в среднем живут в России мужчины. Ответ: 20 и 62. В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.     Вся   моя   работа   по   внедрению   здоровьесберегающих   технологий   на   уроках математики   проводится   в     сотрудничестве   с   родителями   школьников.   Они принимают активное участие в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий.     Для   родителей   учащихся   5   классов   в   начале   года   провожу анкетирование,   которое   позволяет   выявить   состояние   здоровья   учащихся. Анкета   обрабатывается   совместно   с   медработником,   что   позволяет   мне осуществлять   индивидуальный   подход   к   учащимся   при   проведении динамических пауз.           Применение   здоровьесберегающих   технологий   не   ограничивается   только использованием   физкультминуток   и   различных   видов   оздоровительных гимнастик. Мною разработаны и проводятся уроки и внеклассные мероприятия, на   которых   реализуются   не   только   образовательные,   воспитательные   и развивающие цели, но и дети получают практические знания по охране здоровья. III. Заключение.   Итак,   назовём   основные   современные   требования   к   уроку   с   комплексом здоровьесберегающих технологий: ­ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более75­80%; ­ в содержательной части урока должны бать включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём; ­   количество   видов   учебной   деятельности   (опрос,   письмо,   чтение,   слушание, рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы,   решение примеров и т.д.) должно быть 4­7, а их смена осуществляться через 7­10 мин.; ­ в урок необходимо включать  виды деятельности, способствующие  развитию памяти, логического и критического мышления; ­   в   течение   урока   должно   быть   использовано   не   менее   2­х   технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); ­   обучение   должно   производиться   с   учётом   ведущих   каналов   восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ­должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; ­   необходимо   формировать   внешнюю   и   внутреннюю   мотивацию   деятельности учащихся; ­   необходимо   осуществлять   индивидуальный   подход   к   учащимся   с   учётом личностных возможностей; ­   на   уроке   нужно   создавать   благоприятный   психологический   климат   и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда,   а   особенно   умственного,   зависит   от   настроения,   от   психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; ­ нужно включить в урок технологические приёмы и методы, способствующие самопознанию, самооценки учащихся; ­необходимо   для   увеличения   работоспособности   и   подавления   утомляемости включать   в   урок   физкультминутки,   определять   их   место,   содержание   и длительность (лучше на 20­ой и 35­ой минутах урока, длительностью – 1 мин., состоящие из 3­х лёгких упражнений с 3­4 повторениями каждого). ­ необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.    Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю – предметнику. И если   все   учителя   будут   использовать   это   как   систему,   то   результат   будет очевиден, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно   его   мы   должны   беречь   и   воспитывать   детей,   заботящихся   о   своём здоровье.   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей   человека   в   нашем   обществе.   Но   если   мы   научим   детей   с   самого раннего   возраста   ценить,   беречь   и   укреплять   свое   здоровье,   если   мы   будем личным   примером   демонстрировать   здоровый   образ   жизни,   то   только   в   этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле ­ здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Литература. 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в  школе.  М.: “ВАКО”,  2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки  физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.:  “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).  3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол.  установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.:  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе  учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с        5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.       6. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное               оценивание как  здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37­40с.

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017