Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
12.09.2017
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – это один из видов практик, где ребенок познает окружающий мир. Он очень много наблюдает за проделанными опытов и практических упражнений. . Дети лучше начинают ориентироваться в окружающем мире и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать и проводить много опытов с ними.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Калининска Саратовской области д/с № 7 «Светлячок»
Доклад
Тема: Познавательно –
исследовательская деятельность
в ДОУ Попова Людмила
Николаевна.
Воспитатель:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не
памятью.
Л.Н.
Толстой
Говоря о познавательноисследовательской деятельности, мы имеем в
виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение
устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их
упорядочение и систематизацию.
Познавательноисследовательская деятельность детей дошкольного возраста
– один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает
окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое
упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать
первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие
дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только
рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,
постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких
физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в
воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и
возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно
проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и
обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия
для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости
физических явлений для человека и самого себя.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. А особенно ребенокдошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго,
когда слышит, видит и делает сам. Поэтому научноисследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала
интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка
способности творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей
научнопознавательного, практически деятельностного, эмоционально
нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
Задачи исследовательской деятельности:
научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему
любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как
устроен мир?); научить детей практически устанавливать причинно
следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи
между предметами и явлениями;
научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку
содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых
всей группой детей.
Планируя объем и распределяя исследовательские задания, педагог должен
исходить из потребностей детей. Каждый ребенок в рамках общей темы имел
возможность для проявления своих творческих способностей, смог
раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
Виды исследовательской деятельности:
1.исследовательскотворческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов,
рассказов и пр.;
2.ролевоигровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают посвоему поставленные проблемы);
3.информационнопрактикоориентированные: дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и так далее);4.
4.творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна, например «Театральная неделя»).
Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы
работы с детьми : познавательное занятие;
совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты,
эксперименты) в уголке «минилаборатория»;
элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;
игрыэксперименты и дидактические игры;
художественнопродуктивная деятельность;
экскурсии.
В ходе исследовательской деятельности следует соблюдать ряд правил:
проект – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в
котором им предстоит жить;
детская проектноисследовательская деятельность свободна от
обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;;
как и при сюжетноролевой игре продолжительность исследовательской
деятельности не регламентируется;
при проведении проекта необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей;
каждый ребенок имеет право на ошибку;
руководитель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и
построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов
самостоятельно.
В системе организованной образовательной деятельности акцент смещается с
репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на
индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют
интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое
время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных
исследований.
Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории
детского сада.
Это предметные миницентры по видам деятельности и областям знаний, где
сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для
самостоятельной работы детей.
При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть
наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться,
обдумать собственные планы, посмотреть книги. Получить информацию можно из компьютера, обратиться к специалисту,
спросить любого человека.
Неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что
дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской
деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но
эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная
исследовательская работа с детьми. Опыт показывает, что научно
исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в
систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все
виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе
обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия
для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат
взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение
информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в
различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова). Н.Н. Поддьяков
выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской
деятельности. И неслучайно ученый считает, что экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства,
основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность
ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание
окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Доклад "Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.