Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Оценка 4.8

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
воспитательная работа +1
Детсад
17.04.2018
Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
В данном докладе представлена работа по предупреждению оптико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста проводимая мною за несколько лет. Эта информация поможет педагогом а так же родителям в преодоление оптико-пространственных нарушений. Так как любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
Предупреждение оптико-пространственных нарушений.doc
«Предупреждение оптико­пространственных нарушений у дошкольников» «Если мы хотим помочь ребёнку успешно учиться, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать ­ это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как все остальные,  и что у него тоже есть своя особенная «искра божья». Ш. Амонашвили Ребенок открыт всему миру, и он осваивает огромный объем информации. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления конкретного события, действия, человека. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» ­ Джон Рескин.  Речь   —   вот   главная   проблема   в   развитии   современного   дошкольника.   Дети   говорят   плохо,   дети говорят мало, дети испытывают разного рода затруднения в формировании правильной речи, а это порождает   массу   других   проблем   —   в   общении,   в   познании,   в   личностном   совершенствовании. Проблемы есть, но их можно и нужно решать.  Речь   является   важнейшей   психической   функцией   человека.   Речевое   общение   способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.  Недостатки   речи   обнаруживаются   особенно   четко   при   обучении   в   школе   и   могут   привести   к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.  Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего   представления   об   акустическом,   артикуляторном,   оптическом   и   кинестетическом образе слова.  Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Нередко учителя объясняют наличие   подобных   ошибок   неумением   или   нежеланием   ребенка   сосредоточиться,   недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок   лежат   не   личностные   особенности   ребенка,   а   серьезные   объективные   причины: несформированность   психических   и   фонематических   процессов,   лексико­грамматической   стороны речи и др.  Все   буквы   русского   алфавита,   как   в   печатном,   так   и   в   рукописном   шрифте   состоят   из   очень небольшого   набора   одних   и   тех   же   элементов   («палочки»,   «крючочки»,   овалы   и   полуовалы   и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по­ разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют   различные   буквенные   знаки.   Одинаковость   составляющих   буквы   элементов   неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например: ГПТР, ИШЦЩ, ДВЗУБ. Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам: ­ по количеству совершенно одинаковых элементов (и­ш, ц­щ, п­т) ; ­ по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху­внизу, слева­справа (в­д, з­е) ; ­ по наличию дополнительных элементов (и­ц, ш­щ, и­й) ; ­ по величине отдельных элементов (п­р). Если ребенок   не   улавливает   всех   этих   достаточно   тонких   различий,   то   это   неизбежно   приводит   к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.  В   соответствии   с   теми   признаками,   по   которым   различаются   сходные   по   начертанию   буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем: 1. в недописывание элементов букв, что связано с недоучетом их оличества (И вместо Ш, Ш вместо Щ, Л вместо М, Х вместо Ж, И вместо У) ; 2. в добавлении лишних элементов (Ш вместо И, четыре палочки у Ш или Щ и т. п.) ; 3. в неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению к друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (В вместо Д, Б вместо Д, включая сюда и зеркальное изображение букв;в написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква Н может быть заменена на К, Ч на Г, буква З на У, Р на П и т. п.  Приведенные   здесь   примеры   неточности   в   изображении   букв   одних   случаях   приводят   к   полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее, в других   –   к   неправильному   написанию   букв,   искажению   их   начертаний.   Последнее   чаще   всего относится к случаям «зеркального» их написания.  В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это   не   удивительно,   ведь   Россия   переживает   одно   из   сложных,   болезненных,   но   вместе   с   тем динамичных   периодов   своей   истории.   Анализ   научной   литературы,   современных   статистических данных по проблемам  речевой патологии, её этиологии  и социальной адаптации  детей логопатов, свидетельствует  о росте численности заболеваний  связанных с нарушениями высших психических функций,   в   том   числе   с   нарушением   речи   и   положение   детей   в   современной   России   вызывает обоснованную тревогу у общественности.  В   нашем   регионе   ситуация   еще   сложнее,   так   как   экологические   и   климатические   условия неблагоприятные. Это и приводят к рождению детей значительно ослабленных как физически, так и психически. Из года в год растет число детей с задержками речевого развития. Рост численности детей   со   слабо   выраженными   отклонениями   в   развитии   вызывает   значительные   трудности   у практических работников дошкольных учреждений, школ в организации обучения и воспитания детей. Разработка   и   внедрение   в   педагогическую   практику   эффективных   методов   профилактики   и коррекции – одна из актуальных задач современной коррекционной педагогики и логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение.  Изучая теоретический материал, опыт и рекомендации ведущих педагогов страны Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Л. Г. Парамоновой, И. А. Филатовой, Н. В. Нищевой пришла к выводу, что проблема недоразвития   оптико­пространственных   представлений,   зрительного   внимания   и   восприятия, формирования моторного и динамического праксиса, особенно у младших дошкольников отражена недостаточно.   Исходя   из   этого,   я   поставила   перед   собой   цель:   систематизировать   исследуемый материала из разных источников с учетом возрастных особенностей детей и составить программу по проблемной   теме.   Цель   программы:   развитие   оптико­пространственных   представлений   у   детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи:  • Развивать зрительное восприятие.  •   Формировать   пространственное   восприятие,   зрительно­пространственный   анализ   и   синтез, пространственные представления,  Руководство   нашего   ДОУ   понимает   и   поддерживает   выбранную   мною   тему,   так   как   оптико­ пространственные нарушения в настоящее время встречается все чаще и чаще и у детей без патологии речи.   Разработанные   мною   методы   приемлемы   для   всех   детей   дошкольного   возраста,   так   как развивают зрительное внимание, восприятие, память, что позволяет в дальнейшем успешное обучение в общеобразовательных учреждениях.  Отработанная   взаимосвязь   между   ребенком   –   педагогом   –   учителем­логопедом   –   узкими специалистами – родителями позволяет эффективное решение проблемы по предупреждению оптико­ пространственных нарушений ­ это процесс «высокого качества». Профилактику оптико­пространственный нарушений реализую через все виды деятельности, в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, узкими специалистами и родителями.  Для просвещения родителей оформила стенд с информацией по данной теме, которую периодически обновляю. Групповые родительские собрания, досуги, консультации, общения по теме : «Развитие оптико­пространнственных представлений у детей с ОНР», позволяют родителям принимать активное участие в корреционно­обучающем процессе.  С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу   систематическое   диагностирование   детей.   Это   позволяет   мне   увидеть   положительную динамику,   своевременно   предупредить   оптико­пространственные   нарушения,   отследить   слабые стороны.  Благодаря тщательной проработанности инновации в методике действий и их последовательность, я неоднократно   выступила   на   педсоветах,   на   школе   педмастерства   с   докладами   на   тему: «Предупреждение   отико­пространственных   нарушений   у   детей   дошкольного   возраста»; «Инновационные   методы   и   приемы   по   развитию   оптико­пространственных   представлений»; «Оптические нарушения у детей дошкольного возраста», обобщала свой опыт по проблемной теме внутри   нашего   ДОУ.   Виден   положительный   результат   по   усвоению   программных   задач   детьми, отработан   системный   подход   к   ребенку,   повысилось   педмастерство   специалистов   работающих   с детьми моей группы, повысились знания родителей по проблемной теме. Учитывая актуальность темы систематизированный   и   отобранный   мною   материал   по   развитию   оптико­пространнственных представлений может успешно применяться в логопедических группах не только нашего ДОУ, но и в других дошкольных учреждений.  Все   мы   хотим,   чтобы   наши   дети   были   лучше   нас   –  красивее,   талантливее,   умнее,   чтобы   музыка радовало его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а при необходимости развивать. И тогда дальше они будут нас радовать, удивлять, восхищать.  До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. И мы не должны пропустить его. Как сказал В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя   и   окружающий   мир.   Рано   или   поздно   наступает   время,   когда   каждого   растущего   человека начинают мучить вопросы «кто я? », «каков я? », «зачем я? ».

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018