Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Оценка 4.8
Лекции +1
doc
воспитательная работа +1
Детсад
17.04.2018
В данном докладе представлена работа по предупреждению оптико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста проводимая мною за несколько лет. Эта информация поможет педагогом а так же родителям в преодоление оптико-пространственных нарушений. Так как любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
«Предупреждение оптикопространственных нарушений у дошкольников»
«Если мы хотим помочь ребёнку успешно
учиться, то самое главное, с чего мы должны начать и
чему постоянно следовать это дать ему возможность
чувствовать, что он также способен, как все остальные,
и что у него тоже есть своя особенная «искра божья».
Ш. Амонашвили
Ребенок открыт всему миру, и он осваивает огромный объем информации. Путь дошкольника очень
ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на
впечатления конкретного события, действия, человека. «К каждому ребенку следует применять его
собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной
заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» Джон Рескин.
Речь — вот главная проблема в развитии современного дошкольника. Дети говорят плохо, дети
говорят мало, дети испытывают разного рода затруднения в формировании правильной речи, а это
порождает массу других проблем — в общении, в познании, в личностном совершенствовании.
Проблемы есть, но их можно и нужно решать.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует
социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает
действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка.
Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,
нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к
неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.
е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего
обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства,
включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом
образе слова.
Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Нередко учителя объясняют
наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным
вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых»
ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины:
несформированность психических и фонематических процессов, лексикограмматической стороны
речи и др.
Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень
небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и
несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и
образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно
приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например: ГПТР, ИШЦЩ,
ДВЗУБ. Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по
таким признакам: по количеству совершенно одинаковых элементов (иш, цщ, пт) ; по различному
расположению элементов в пространстве по принципу: вверхувнизу, слевасправа (вд, зе) ; по
наличию дополнительных элементов (иц, шщ, ий) ; по величине отдельных элементов (пр). Если
ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к
трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на
письме, то есть к оптической дисграфии.
В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы,
неточность в их изображении может выражаться в следующем:
1. в недописывание элементов букв, что связано с недоучетом их оличества (И вместо Ш, Ш вместо
Щ, Л вместо М, Х вместо Ж, И вместо У) ;
2. в добавлении лишних элементов (Ш вместо И, четыре палочки у Ш или Щ и т. п.) ;
3. в неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению к друг к другу с
возможным видоизменением самих элементов (В вместо Д, Б вместо Д, включая сюда и зеркальное
изображение букв;в написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего,
например, буква Н может быть заменена на К, Ч на Г, буква З на У, Р на П и т. п.
Приведенные здесь примеры неточности в изображении букв одних случаях приводят к полным
буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее, в
других – к неправильному написанию букв, искажению их начертаний. Последнее чаще всего
относится к случаям «зеркального» их написания.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны.
Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем
динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы, современных статистических
данных по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов,
свидетельствует о росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических
функций, в том числе с нарушением речи и положение детей в современной России вызывает
обоснованную тревогу у общественности.
В нашем регионе ситуация еще сложнее, так как экологические и климатические условия
неблагоприятные. Это и приводят к рождению детей значительно ослабленных как физически, так и
психически. Из года в год растет число детей с задержками речевого развития. Рост численности
детей со слабо выраженными отклонениями в развитии вызывает значительные трудности у
практических работников дошкольных учреждений, школ в организации обучения и воспитания детей.
Разработка и внедрение в педагогическую практику эффективных методов профилактики и
коррекции – одна из актуальных задач современной коррекционной педагогики и логопедии, имеющая
большое практическое и социальное значение.
Изучая теоретический материал, опыт и рекомендации ведущих педагогов страны Т. Б. Филичевой и
Г. В. Чиркиной, Л. Г. Парамоновой, И. А. Филатовой, Н. В. Нищевой пришла к выводу, что проблема
недоразвития оптикопространственных представлений, зрительного внимания и восприятия,
формирования моторного и динамического праксиса, особенно у младших дошкольников отражена
недостаточно. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: систематизировать исследуемый
материала из разных источников с учетом возрастных особенностей детей и составить программу по проблемной теме. Цель программы: развитие оптикопространственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи:
• Развивать зрительное восприятие.
• Формировать пространственное восприятие, зрительнопространственный анализ и синтез,
пространственные представления,
Руководство нашего ДОУ понимает и поддерживает выбранную мною тему, так как оптико
пространственные нарушения в настоящее время встречается все чаще и чаще и у детей без патологии
речи. Разработанные мною методы приемлемы для всех детей дошкольного возраста, так как
развивают зрительное внимание, восприятие, память, что позволяет в дальнейшем успешное обучение
в общеобразовательных учреждениях.
Отработанная взаимосвязь между ребенком – педагогом – учителемлогопедом – узкими
специалистами – родителями позволяет эффективное решение проблемы по предупреждению оптико
пространственных нарушений это процесс «высокого качества».
Профилактику оптикопространственный нарушений реализую через все виды деятельности, в тесной
взаимосвязи с учителем – логопедом, узкими специалистами и родителями.
Для просвещения родителей оформила стенд с информацией по данной теме, которую периодически
обновляю. Групповые родительские собрания, досуги, консультации, общения по теме : «Развитие
оптикопространнственных представлений у детей с ОНР», позволяют родителям принимать активное
участие в корреционнообучающем процессе.
С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною,
провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную
динамику, своевременно предупредить оптикопространственные нарушения, отследить слабые
стороны.
Благодаря тщательной проработанности инновации в методике действий и их последовательность, я
неоднократно выступила на педсоветах, на школе педмастерства с докладами на тему:
«Предупреждение отикопространственных нарушений у детей дошкольного возраста»;
«Инновационные методы и приемы по развитию оптикопространственных представлений»;
«Оптические нарушения у детей дошкольного возраста», обобщала свой опыт по проблемной теме
внутри нашего ДОУ. Виден положительный результат по усвоению программных задач детьми,
отработан системный подход к ребенку, повысилось педмастерство специалистов работающих с
детьми моей группы, повысились знания родителей по проблемной теме. Учитывая актуальность темы
систематизированный и отобранный мною материал по развитию оптикопространнственных
представлений может успешно применяться в логопедических группах не только нашего ДОУ, но и в
других дошкольных учреждений.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее, чтобы музыка
радовало его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими.
Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а при необходимости
развивать. И тогда дальше они будут нас радовать, удивлять, восхищать.
До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. И мы не
должны пропустить его. Как сказал В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на
вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую
часть его». Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают
первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать
себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека
начинают мучить вопросы «кто я? », «каков я? », «зачем я? ».
Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Доклад «Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.