Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология
8 кл—11 кл
21.12.2018
Учащиеся, владея определенными теоретическими знаниями, часто не могут их применить на практике, обосновать свои действия. ТРИЗ-педагогика развивает мышление, помогает воспитать творческую личность, подготовленную к решению сложных задач в различных областях жизни. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — создание методов решения изобретательских задач. В результате применения технологии ТРИЗ
развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и фактов; развивается обобщающее мышление;
достигается осмысленное усвоение материала учащимися. Достигается единство знания, понимания, деятельности.
Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ.docx
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
«Школа №З имени Героя России С. Медведева»
Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в
условиях внедрения новых ФГОС общего образования
Секция:
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и
механизмы реализации.
Автор: Оленева В.А., учитель биологии,
высшая квалификационная категория
МБОУ «Школа №З им. Героя России
С. Медведева»
Саяногорск, 2018 2
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Выводы
7 3
Введение
В условиях внедрения новых ФГОС общего образования на первый план
выходит не столько энциклопедичность знаний, сколько умение получать
информацию,
ее преобразовывать и творчески использовать для
исследовательской и практической деятельности.
При преподавании биологии сталкиваешься с тем, что теоретические
закономерности учащиеся, в целом, знают неплохо, но просьба теоретически
обосновать их собственные практические действия часто ставит их в тупик.
Например, дети вряд ли смогут ответить на вопрос: какие правила биологии
нужно иметь в виду при уходе за комнатными растениями? Или, какие правила
определяют, что нужно чистить зубы минимально два раза в день, а не, скажем,
три или пять?
Возникает вопрос: все ли у нас правильно в методиках преподавания
предмета? Окончив дистанционные курсы повышения квалификации при МГУ
по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с
применением элементов ТРИЗ», я пришла к выводу, что единство знания,
понимания и действия учеников можно достичь, применяя систематически
элементы этой технологии на уроках биологии.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была разработана во
второй половине прошлого века Г.С. Альтшуллером. В примитивной трактовке
ТРИЗ представляет собой комплект алгоритмов формулирования и
решения творческих задач. Учитель, имея "в руках" интересный
биологический пример, может сконструировать из него творческую задачу
необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Известен
такой исторический случай. Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил:
«Разводите как можно больше кошек!» Причем здесь кошки?
4
Основная часть
ТРИЗ –технология. Структура и содержание.
ТРИЗпедагогика ставит целью формирование сильного мышления и
воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем
в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств
проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в
области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт
переработан и согласован с целями педагогики.
Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:
знания инструмент, основа творческой интуиции.
теория – катализатор творческого решения проблем;
творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству можно учиться;
включение основных и доступных школьникам типов проблем.
Под методами решения изобретательских задач прежде всего
подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также
такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический
анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема:
с нечетко заданными условиями;
содержащая некое противоречие;
допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Инструментарий ТРИЗ: Противоречие, ИКР (идеальный конечный
результат), Ресурсы. Противоречие
5
Для решения сложных творческих задач существуют общие механизмы, одним
из которых является формулирование и разрешение противоречий. В задачах
может быть не описано противоречие, а присутствовать в неявной форме в
условии задачи.
Правило формулирования противоречий: данная часть системы должна
обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством
«не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.
ЧИТАЮ ЗАДАЧУ
РАБОТА В ГРУППАХ
ФОРМУЛИРУЕМ ВМЕСТЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ.
Способы разрешения противоречий
Противоречия разрешают:
во времени (в интервале времени Т1 рассматриваемая система обладает
свойством «А», а в интервале времени Т2 свойством «не А»);
Пример: Согласно принципу Гаузе два вида с одинаковыми потребностями не
могут существовать вместе: один вид будет вытеснен или вымрет. Но в природе
на одной территории живут хищные птицы: ястребы и совы. Как же они
существуют вместе?
Формулируем противоречие: два вида ястребы и совы с одинаковыми
потребностями не могут существовать вместе, но …(по условию задачи) живут.
Ответ: Ястреб охотится днем, сова – ночью.
в структуре (одна часть системы обладает свойством «А», а другая часть
системы свойством «не А»);
Пример: Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию
укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами.
Однако, встречаются растения, которые корней совсем не имеют. Как же они
существуют? Формулируем противоречие: Корни должны быть, так как они 6
выполняют важные функции. НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!
Ответ: корни имеют практически все высшие растения (одна часть системы
обладает свойством «А»), а вот обитатели воды – водоросли в корне не
нуждаются, так всасывают воду всем телом и многие не прикрепляются к
субстрату (другая часть системы свойством «не А»).
в воздействиях (при воздействии1 система обладает свойством «А», а при
воздействии2 свойством «не А»).
Пример: Большая берцовая кость человека выдерживает нагрузку в 1500кг. Но
легко ломается при падении. Проделайте этот эксперимент. Объясните, почему?
Формулируем противоречие: кость прочная и кость одновременно хрупкая.
При воздействии в продольном направлении (при воздействии1 система
обладает свойством «А») кость прочная, а, при воздействии в поперечном
направлении кость хрупкая (т.е. при воздействии2 обладает свойством «не А»).
Эксперимент с тетрадкой, свернутой в трубочку.
Творческие задачи можно классифицировать на пять типов:
1.Узнавание учащимися модели в условии (Моделью может быть понятие,
закон, фрагмент теории, принцип и т.д.). Типовые формулировки задач:
Назовите используемую в подборке примеров модель. Выберите правильное, в
соответствии с моделью, утверждение из заданного ряда. Продолжите фразу в
соответствии с моделью.
2.Прямое применение учащимися модели. Типовые формулировки задач:
Примените модель и получите заданный результат. Найдите ошибку в
применении модели.
Приведите свои примеры использования модели. Дополните ряд примеров.
3.Применение учащимися нескольких освоенных моделей (на выбор) без
указаний, когда, где и как именно их применять. Типовые формулировки
задач:
Примените некоторые из освоенных моделей и получите заданный результат. 7
Примените некоторые из освоенных моделей и получите гамму возможных
ответов (это обычно исследовательские задачи). Сформулируйте задачу под
известное решение.
4.Задачи на применение биологического эффекта или явления. Типовая
формулировка задач: где, когда и зачем можно применить данный
биологический эффект (явление)
5.Исследовательские задачи. Типовые формулировки задач: На основании
данных сделать обобщающий вывод.
Сравнить, какая модель более эффективна и оптимальна; указать условия для
такой модели.
Предложить серию экспериментов для проверки факта, гипотезы. Типовые
схемы работы с группами могут быть различны, но независимо от выбранного
пути весьма эффективно объединение всех предлагаемых заданий единым
смыслом и содержанием.
Типовые схемы работы с группами.
1. Группы получают одно и то же задание.
«Спикер» каждой из групп сообщает результаты работы. Интересный эффект
получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Учащиеся
в таких случаях активизируются, и учитель на острие их интереса строит
проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
2. Группы получают разные задания.
Группы получают для рассмотрения одну из проблем, всесторонне анализируют
ее в соответствии с поставленными вопросами и затем докладывают классу
результат.
3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания.
Задача может быть решена «по частям»: каждая группа получает свою часть
вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, 8
после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята
очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. А
учитель использует это и не раз еще обратится к сделанным выводам.
Выводы
Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все
более актуальным, изза постоянно растущего по мере развития общества
количества и сложности новых проблем.
В результате применения технологии ТРИЗ:
Развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения
проблемы, умения делать выводы из теории и фактов.
Достигается осмысленное усвоение материала учащимися.
Ученики, сменяя виды деятельности, заинтересованно работают и не
устают.
Задействуются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная,
вкусовая, эмоциональная виды памяти. Памятью «сканируются»
имеющиеся знания из курса биологии.
Развиваются абстрактное, обобщающее мышление, способности к
синтезу и анализу.
позволяет учащимся неординарно мыслить, решать поставленные
задачи, выдвигать свои гипотезы, высказывать и отстаивать свое мнение
формирует коммуникативные навыки.
Это и будет подлинное образование, то есть единство знания,
понимания, деятельности и нравственности.
Реализация этой работы потребовала внести значительные изменения в
содержание курса. Наряду с традиционными информационными текстами,
репродуктивными вопросами и лабораторными работами в курс были включены
биологические проблемы – творческие задачи. Дополнительно к этому были
созданы комплекты творческих работ по биологии исследовательского, экспертного, проектного и прогностического содержания, которые также
используются на уроках и в качестве домашних заданий.
9
Список литературы
1. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как
применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и
учащихся. — Рига: 1993.
2. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и
задачах. — Новосибирск, 1992.
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «ВитаПресс», 1999. —
88 с.; 6е изд., доп., 2005. – 112 с., 9е изд., 2009. – 112 с.
4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. –
Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. –
Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2е изд., доп., перераб., Луганск:
Учебная книга, 2006, 100 с.
6. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – 10
Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2е изд., доп., перераб., Луганск:
Учебная книга, 2006, 100 с.
7. Гин А. А. Задачкисказки от кота Потряскина. — М.: «ВитаПресс», 2002.
8. Гин А. А. Сказкиизобреталки от кота Потряскина: для детей младшего
школьного возраста. Изд. 2е, перераб. – М.: ВитаПресс, 2010. – 80 с.: ил.
9. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской
школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.
10.Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас
окружает: учеб.методич. Пособие. Изд. 2е, перераб. – М.: ВИТАПРЕСС,
2010. – 216 с.: ил.
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Доклад "Преподавание биологии с применением элементов ТРИЗ в условиях внедрения новых ФГОС общего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.