Урок на тему : Пищеварение в желудке
Оценка 4.7

Урок на тему : Пищеварение в желудке

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл—11 кл
20.02.2020
Урок на тему : Пищеварение в желудке
Урок содержит разнообразные задания с использованием исследовательской деятельности
Пищеварение в желудке..docx

Учитель биологии высшей категории педагог- исследователь Кашинская Т.И. СКО, Тайыншинский район, КГУ «Подольская СШ»

 

Урок на тему: " Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке.  "8 класс

 

Цель урока: узнают, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике и роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез.

 

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Оборудование:   компьютер, проектор, видеоматериалы.

 

Ход урока

I.                   Вводная часть урока. (Презентация)

Организационная структура урока.

Этап “Организационный момент» .Создание коллаборативной среды.

Учащиеся становятся в круг и говорят друг другу пожелания.

Видеоролик «Правила работы в группе» и деление на группы (разрезанные картинки разных органов).

II. Актуализация знаний:

1. Разминка (слайд 2)

Проверка домашнего задания:

 

Задание-1 (по группам)

Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.

Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка

 

Задание-2 ( Слайд 3) Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.

Углеводы

аминокислота

Жиры

глюкоза

Белки

глицерин, жирные кислоты

(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой : углеводы -глюкоза, а над стрелкой- амилаза, ротовая полость )

 

Задание-3 (Слайд 4)(время работы 5 мин)

Вопросы группам :

1. Как распознается качество пищи?

2. Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?

3. Каковы строение и форма зубов?

 

Задание-4 (Слайд 5)(время работы 5 мин)

1. Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?

2. Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?

3. Какую роль в пищеварении играет жевание?

 

Задание-5 (Слайды 6,7)

Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)

 

Задание-6 (Слайд8)

 

Задание-7 (Слайд10)

Правильный ответ на слайде

Взаимопроверка и выставление оценки.

 

Физминутка.

 

Создание проблемной ситуации.

 

На схеме (Слайд12) мы заполнили только одну стрелку , а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?

Слайд(13)

 

III. Постановка целей урока:

1. Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.

2. Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.

3. Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.

4. Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.

Работа со слайдами12-22

Слайд (14)

Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается , проходит по пищеводу и попадает в желудок.

Слайд (15)

Давайте посмотрим видеофрагменты и узнаем какое строение имеет желудок, что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник? Под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они вырабатывают? Слайд (17,18)

Куда попадает и как продолжается переваривание пищи? Слайд 19

Объяснение роли печени, желчи, значение трипсина и кишечного сока.Слайд (19

 

Выполнение задания по группам: Польза и вред от регулярного жевания резинки.

 

Ферменты Слайд (20)

1. Ферменты - белки сложного строения , выполняющие функцию биокатализаторов.

2. Ферменты воздействуют на питательные вещества.

3. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.

4. Ферменты выделяются пищеварительными железами.

5. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.

Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?

 

Свойства Ферментов.

1. Являются биологическими катализаторами белковой природы;

2.Каждый фермент действует только при определенных условиях:

  • ферменты слюны - в слабощелочной среде;

3. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;

  • ферменты желудочного сока - в кислой;
  • ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.

3. Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.

4. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.

 

Закрепление.

1. Давайте заполним схему, начатую в начале урока:

Углеводы

аминокислота

Жиры

глюкоза

Белки

глицерин, жирные кислоты

2. Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
  2. Желчь вырабатывается железами желудка.
  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
  5. Перитонит - воспаление аппендикса.
  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
  7. Трипсин - расщепляет жиры.
  8. В желудке кишке кислая среда.*
  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*
  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

Ответьте на вопросы: Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?  Объясните, под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке?  Какие железы находятся в желудке, какие секреты они вырабатывают?

 

Рефлексия.

- что получилось, что не получилось и почему?

- что нового вы узнали?

- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?

 

IV. Дом. задание пар47. закончить таблицу после параграфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переваривание  и   продвижение пищи в желудке и 12- типерстной кишке. (Опорная схема)

Пища через кардию----- поступает в желудок (смешивается с желудочным соком)-------поступает в тело желудка--------привратниковую часть (открывается в 12-ти перстную кишку).

Пищевод---кардия---тело желудка---привратник---12-ти перстная кишка.

Желудок состоит из трёх слоев мышц: продольных, круговых и косых, которые обеспечивают продвижение пищи, давит, перемалываете на мелкие кусочки. В результате пища  превращается в полужидкую кашицу- химус.

В слизистой желудка находится до 35 млн. желёз, выделяющих в сутки до трёх литров желудочного сока.

Клетки желудка вырабатывают желудочный сок, который имеет следующий состав:  

слизь, предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений,              

соляная кислота, убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы,

фермент пепсин расщепляет белки до аминокислот.

Регуляция желудочного сокоотделения происходит рефлекторным и гуморальным  путями.

Сигналы насыщения, поступающие в головной мозг и свидетельствующие о наполнении желудка, поступают с опозданием на 20 минут. Поэтому люди, которые быстро едят, подвергаются опасности переедания. Каждый кусок надо пережевывать 30-40 раз.

По мере переваривания пища поступает в тонкий кишечник. Первый её отдел называется 12-ти перстной кишкой, в которую впадают протоки печени и поджелудочной железы. В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты расщепляю белки до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры до жирных кислот  и глицерина. Жиры расщепляются ферментом поджелудочного сока липазой. Важную роль в этом играет желчь, которая образуется в печени. Печень - самая крупная железа нашего тела в ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества.

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

Польза и вред от регулярного жевания резинки. Развеиваем мифы.

Жевательная резинка очищает полость рта. «Очистка» в данном случае – это механическое удаление зубного налета и остатков пищи, которые остаются в результате ее приема. Для того чтобы удалить зубной налет, необходимо приложить некоторое усилие. Во время жевания усилие создается на жевательных и режущих зубных поверхностях, а в тех местах, где это необходимо – на придесенных зубных поверхностях и между зубами его нет. В таких «потаенных» местах образуется мягкий налет, который со временем формирует зубной камень, что ведет к развитию кариеса и ослаблению десневой ткани.

Жевательная резинка укрепляет десны. Возможно, однако, для того, чтобы благоприятное воздействие происходило равномерно, жевать необходимо одинаковое количество времени всеми зубами. Продолжительное жевание одной стороной может привести к тому, что происходит одностороннее развитие жевательной мускулатуры. Наряду с этим мускулатура противоположной стороны, не получающая нагрузки, со временем ослабевает и в результате происходит изменения в контурах лица: одна сторона будет ассиметричной относительно другой.

Благодаря жеванию резинки можно поддерживать кислотно-щелочной баланс. Это большое заблуждение. Баланс во рту обеспечивается содержанием тех или иных микроэлементов в крови. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наш организм способен поддержать баланс без посторонней помощи, тем более без такой малости, как жвачка.    Освежающее действие жевательной резинки – это, пожалуй, единственная реальная польза от нее, но продолжительность этого эффекта минимальна.

http://med-instrukcia.ru/wp-content/uploads/2012/05/polza-i-vred-zhevatelnoy-rezinki-2-300x225.jpg

Если жевать резинку на голодный желудок, можно заработать язву или гастрит. Слюна является природной щелочью, попадание большого ее количества в желудок влечет за собой снижение кислотности желудочного сока. В результате желудок начинает вырабатывать дополнительный желудочный сок, повышая кислотность. Этот процесс происходит для поддержания нормального пищеварения пищи, которая находится в желудке, а так как после жевания пища туда не попадает, происходит разрушение тканей желудка. В последствии может развиться гастрит и язва.

Кроме того, регулярное употребление жвачки влечет за собой нарушение нормального слюнообразования. Если человек регулярно жует, слюнные железы вырабатывают большее количество слюны. В подобных случаях, если даже не жевать жвачку, слюна продолжает образовываться сама по себе, что может стать причиной, по которой слюнообразование может быть нарушено. Со  временем это приводит к снижению выработки слюны. Пища, которая плохо смочена, попадает в ЖКТ в виде плотного кома, а его будет достаточно сложно переварить. Это в свою очередь также влечет за собой язву и гастрит.

Жевание жвачки приводит к чрезмерной нагрузке на околозубные ткани и сдавливанию кровеносных сосудов, что может стать причиной развития гингивита и парадонтита.

Жевательная резинка ухудшает мыслительные способности. Это объясняется тем, что человек, который жует, не может сосредоточиться. Его внимание притупляется, память снижается и ослабляется процесс мышления.

Какие жевательные резинки особенно опасны?   К таковым можно отнести резинки с корицей, ментолом и Баббл-гам.Корица может вызвать раздражение и образование язв в полости рта, ментол нередко становится причиной появления аллергии, Баббл-гам содержит масла, способные вызвать воспалительный процесс в уголках губ и вокруг рта. Теперь, когда вы знаете, в чем вред и польза жевательной резинки, вы можете сделать вывод – употреблять ли полюбившийся многим продукт или нет.

Веские заявления в пользу                                                               Веские заявления                                                                               жевательной резинки.                                                                      против        жевательной              резинки.                           

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель биологии высшей категории педагог- исследователь

Учитель биологии высшей категории педагог- исследователь

Задание-4 (Слайд 5)(время работы 5 мин) 1

Задание-4 (Слайд 5)(время работы 5 мин) 1

Свойства Ферментов. 1. Являются биологическими катализаторами белковой природы; 2

Свойства Ферментов. 1. Являются биологическими катализаторами белковой природы; 2

Переваривание и продвижение пищи в желудке и 12- типерстной кишке

Переваривание и продвижение пищи в желудке и 12- типерстной кишке

Приложение1. Польза и вред от регулярного жевания резинки

Приложение1. Польза и вред от регулярного жевания резинки

Это в свою очередь также влечет за собой язву и гастрит

Это в свою очередь также влечет за собой язву и гастрит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020