Учитель биологии высшей категории педагог- исследователь Кашинская Т.И. СКО, Тайыншинский район, КГУ «Подольская СШ»
Тема урока:
«Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения». 8 класс
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;
Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;
Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.
2. Развивающие:
2.1. Формирование умений:
· Применять полученные знания о способах сохранения зрения;
· Устанавливать причинно – следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;
· Обобщать - при поиске ответа на проблемный вопрос
· Делать выводы при подведении итогов урока;
3. Воспитательные:
3.1. Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье;
3.2. Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока:
1 этап. Орг. момент. Видеоролик «Правила работы в группе» и деление на группы (картинки органов человека.)
2 этап. Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока , если его девиз : «Береги зрение как зеницу ока».
Постановка цели и задач урока. Постановка проблемного вопроса.
· «Нужны ли нам такие плоды цивилизации - как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»
3 этап. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения.
Учитель:
По данным СЭС у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Полученные при изучении данной темы знания помогут вам в дальнейшем сохранить свое зрение.
Возрастные изменения зрения (слайд презентации)
Мозговой штурм
Стратегия «Давай порассуждаем»
Анализ данных медицинских осмотров учащихся за период с 2012-2013г позволяет сделать вывод о росте количества учащихся с различными нарушениями зрения (слайд презентации). Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны? Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях? Какие опасности могут подстерегать наши глаза в процессе учебы и в свободное от нее время?
(Выдвинутые идеи, фиксируются на доске)
4 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного.
Учитель информирует учащихся об их дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности:
Работа учащихся мини-группами;
1 группа- «Разработать правила работы с компьютером.»
2 группа- Разработать правила чтения книги
3 группа- Разработать правила работы при письме
Учащимся необходимо проанализировать предложенные задания , обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды. Полученные результаты работы оформляются учащимися группы на листе ватмана, при скреплении которых будет изготовлен альбом «Гигиена зрения» (продукт совместной деятельности учащихся)
Учащиеся поочередно сообщают о результатах совместной работы, защищая свой проект. Защита сопровождается демонстрацией слайдов презентации.
(Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере: Слайд презентации)
· размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см;
· экран должен быть с фильтром для снижения излучений;
· темное изображение на светлом фоне должно быть четким;
· оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;
· не слишком яркое освещение;
длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 мин; в 6-7кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в 10-11 кл – 30 мин или 2 раза по 20 мин.)
( Чтение без вреда для глаз (слайд презентации)
1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия.
2. Нельзя читать лежа; положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.
3. Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.)
( Правила работы при письме. Слайд презентации)
При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша;
Мощность настольной лампы 50-60 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.
При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы вблизи. В результате развивается близорукость.)
Стратегия «Думай, общайся в паре, делись»
Задание: Мой друг компьютер»
«Привет!
Меня зовут Коля, мне 12 лет и я учусь в 6 классе. Я хочу познакомить тебя со своим лучшим другом – компьютером. С ним я практически не расстаюсь, много играю, смотрю фильмы. Он занимает самое почётное место в моей комнате – рядом с моей кроватью. Чтобы родители не видели включён он или нет(почему-то им очень не нравится мой новый друг), я поставил его монитором к окну, а всем остальным к двери. Только одна проблема – солнце мешает играть, но это ничего. Главное – я не прошусь на улицу. Зачем? Ведь в футбол можно поиграть виртуально.»
Вы согласны с утверждением Коли? Ответ обоснуйте.
Вопрос 1. Компьютер может ли быть лучшим другом. Да/Нет
Вопрос 2.Почетное место компьютера- рядом с кроватью. Да/Нет.
Вопрос 3.Полезно ли играть в футбол виртуально Да/Нет
Учитель: Травмы глаз.
Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.
Помощь при травме глаз.
При необходимости – правильно оказывайте срочную помощь: при попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой (в течение 20 мин) и обратиться к врачу; при попадании соринки – чистым платком удалить её; при ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой; при тяжелых ранениях глаза (при разрыве его оболочек) нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потерю зрения.
Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза о пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения.
При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.
Витамин А и зрение (слайд презентации)
На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А.
Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А.
Вопрос: Какие существуют другие факторы, влияющие на глаза. Составить постер.
(Соблюдать правила пользования контактными линзами.
При осуществлении сварочных работ защищайте глаза специальными очками, а так же при плавании в бассейне.
Правильно пользуйтесь косметикой.
Влияние алкоголя, курения на зрение )
6 этап. Подведение итогов.
Учащийся: подводя итоги, прикрепляет на доске картинки с изображением факторов негативно влияющих на глаза.
Ответ на проблемный вопрос.
Учащийся: (делает вывод, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале урока) Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.
7 этап. Практическое занятие с учащимися по гимнастике глаз.
8 этап: Закрепление.
Выполняют тест: «Правила сохранения зрения»
10 этап. Заключительный. Рефлексия. Оценки за ответы на уроке.
Домашнее задание: заполнить в рабочей тетради таблицу: (пользуясь различными источниками.)
Название заболевания |
Признаки заболевания |
Причины заболевания |
Методы лечения |
Глаукома |
|
|
|
Катаракта |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.