Конспект урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека.
Оценка 4.8

Конспект урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл—11 кл
05.04.2020
Конспект  урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека.
Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов. Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти. Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.
Урок Онтогенез.Эмбриональное развитие.docx

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека.

Цель: изучить стадии онтогенеза человека;

Учебно-воспитательные задачи урока: 
1. Образовательные:

сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах;

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

2. Развивающие

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

3. Воспитательные

формировать мировоззренческие представления о начале жизни и развитии организмов.

4. Здоровьесберегающие

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока.

Тип урока: проектный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, демонстрация, организация работы в группах, взаимоконтроль.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью); решение проблемных ситуаций; групповая работа

Оборудование:

1.Таблицы: “Индивидуальное развитие организмов”.
2. Презентация «Жизнь до рождения».

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Притча о воспитании ребенка «Китайский мудрец и тувинский мудрец». В ней рассказывается о двух слепых мудрецах, которые как-то захотели увидеть слона. Но так как они ничего не видели, то приняли решение ощупать его. Китайский мудрец подошел спереди и ощупал уши и хобот слона. Он убедился, что животное напоминает одновременно змею и два огромных веера. Тувинский мудрец подошел к слону со стороны хвоста. Он ощупал его мощные задние ноги и сделал вывод, что животное напоминает крепкое и разросшееся дерево. Оба мудреца поделились друг с другом своими впечатлениями. Однако их представления о слоне кардинально отличались. Из-за этого они долго ругались. В итоге никто из них так и не смог создать реальный образ слона. Мораль притчи заключается в том, что порой мы попросту не слышим своих детей и даже не хотим понять их. А всего-то нужно с ними чаще разговаривать и интересоваться, по какой причине они пришли к тому или иному выводу

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Повторение основных понятий (фронтальный опрос)

3.Изучение нового материала

1.Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.

Что изучает эмбриология?

Работа с учебником. Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез (стр. 215)

Запись в тетрадь:

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов. 

Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

Термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

2.Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри;

2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла — двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой).

3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток —мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;

4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

5.Самостоятельная работа учащихся с книгой: Используя текст учебника (стр.222) заполните таблицу в рабочей тетради:

3.Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

Производные

эктодерма

Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы

энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких

4. Презентация развития ребенка в утробе матери с доказательствами о родстве с другими организмами, с акцентом что, жизнь начинается с момента оплодотворения

5. Проект   « Медицинское свидетельство о рождении»

Вывод с помощью понимания притчи:

притчи «тувинские мудрецы правы в том что ребенок уже в утробе матери живой организм и требует к себе внимания»

6. Другой путь развития жизни

Стук сердца показ записей «Дневника не рожденного ребенка»

Имеем ли мы право прерывать жизнь?

Как не допустить искусственное прерывание жизни?

4.Закрепление знаний учащихся.

1.Что такое онтогенез?

2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?

3.Дайте ответ:

·         Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

·         Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

·         Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

·         Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

·         Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

·         Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

·         Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

·         Третий зародышевый листок (мезодерма)

Оценивание учащихся.

5 Домашнее задание:

а) Оформить альбом «16 мгновений моей жизни»,

Дополнительный материал.  Притчи

Существует притча о воспитании детей под названием «Урок бабочки». В ней рассказывается о человеке и бабочке, которая должна была появиться на свет. Начинается она с того, что на дереве появляется большой кокон, в котором готовится к своему изменению гусеничка. Затем, когда куколка превратилась в бабочку, в коконе образовалось небольшое отверстие. Оно было очень маленькое, и этого было недостаточно для того, чтобы прекрасная бабочка вышла наружу, расправила свои крылья и полетела. Кокон замечает человек. Он подходит к нему. Замечает щель и видит бабочку внутри. И пока крылатое насекомое не оставляет свои попытки выбраться, человек стоит в стороне и наблюдает за процессом. Однако в тот момент, когда ему кажется, что бабочке выбраться не удалось и она оставила все попытки расширить щель, он решает ей помочь. В итоге он увеличивает при помощи ножа отверстие и видит, как из него с трудом выбирается прекрасная, но очень слабая героиня. Далее притча о воспитании ребенка рассказывает о том, как неокрепшая бабочка начинает бродить по свету. Ее проблема заключается в том, что она не проделала весь путь «вылупления» самостоятельно, а воспользовалась сторонней помощью. В итоге ее мышцы не окрепли, лапки были слабыми, и она так и не смогла летать. Мораль данной истории сводится к следующему: родителям, даже при всем их желании, нельзя выполнять работу за своего ребенка. Он сам должен познать все прелести жизни, извлечь из них урок и чему-то научиться.

Интересной является и притча о воспитании ребенка, которая называется «Брошенный камень». Она повествует о состоятельном мужчине, который едет по дороге на дорогой иномарке. Внезапно в заднее стекло его автомобиля летит камень. Стекло разбивается. Разозлившийся мужчина разворачивает машину и, пытаясь отследить траекторию полета, возвращается на место, откуда был запущен камень. Хулиганом, опрометчиво кинувшим в дорогое авто булыжник, оказывается худощавый школьник. Злой владелец иномарки выходит из машины, подходит к мальчику и грозит ему кулаком. В ответ на крики недовольного водителя мальчик рассказывает следующее: у него есть брат, который с детства прикован к инвалидному креслу. Когда дети гуляли, случилось непредвиденное – мальчик-инвалид выпал из кресла, сильно ушибся и не смог самостоятельно вернуться на место. Его брат попытался ему помочь, но ему тоже это не удалось. Тогда он пошел за помощью. Мальчик вышел на дорогу и пытался останавливать проезжающие по шоссе машины. Однако ни одна из них не остановилась. В итоге мальчугану пришлось пойти на крайние меры и запустить в первую проезжающую машину камень. В итоге мужчина все понял и помог поднять брата. Данная притча о воспитании ребенка гласит: стоит прислушиваться к детям и обращать на них внимание, а не дожидаться того, чтобы они шли на крайние меры.

«История про всего один купленный час».   Интересной является и следующая история, которая заставит задуматься даже самого строгого родителя. В ней рассказывается об одном мужчине, который работал допоздна и каждый раз возвращался домой затемно. Один раз этот человек пришел домой и встретил на пороге своего пятилетнего сынишку. Он очень обрадовался, что наконец увидел своего отца, а тот, в свою очередь, был рад взаимно. Далее притча о воспитании детей рассказывает о том, как малыш подошел к папе и попросил у него денег. Отец сначала разозлился и накричал на него, а затем одумался и пришел мириться. Он дал требуемую сумму сыну и извинился. Малыш достал из кармана еще денег и протянул их своему отцу вместе с только что полученной суммой. Мужчина очень удивился: зачем его сын сначала занимал деньги, а потом отдал их? Но ребенок посмотрел на него и спросил о том, хватит ли этой суммы, чтобы купить один час времени. Он счел, что именно столько понадобится для того, чтобы хотя бы один раз поужинать в кругу всей семьи. Эта притча о воспитании детей родителями помогает нам, взрослым, понять, что никакие деньги мира не заменят времени, проведенного с нашими малышами. Но, конечно же, ребенок не должен покупать внимание мамы и папы.

Весьма поучительной выглядит и история о детском воспитании, которая называется «Как аукнется, так и откликнется». В ней рассказывается о двух девочках, которые росли в бедных семьях. Несмотря ни на что, они были подругами и выросли хорошими и благоразумными женщинами. Чуть позже обе вышли замуж, и у них появились сыновья. И хотя их мужья не вернулись с войны, матери старались мудро воспитывать своих детей и им не отказывать ни в чем. Далее притча о воспитании детей в семье повествует о том, как каждая из матерей воспитывала свое чадо. Одна из них старалась делать все домашние дела сама. Ее ребенок не был обременен житейскими проблемами. Другая старалась с самого детства привить малышу чувство справедливости и ответственности. Она учила его всему. Например, делала из теста хлеб и давала вылепить собственную буханку своему сынишке. Затевала стирку и малышу давала тазик с водой и т. п. Из-за разных подходов к воспитанию обе подруги постоянно спорили и часто ссорились. Но вот их сыновья выросли и уехали на заработки. Когда они вернулись, один из них привез два больших сундука: один - для мамы, с гостинцами, а второй – для себя. Это был тот юноша, который с детства все радости и горести делил с матерью. Второй же потратил все заработанные деньги на себя и матери ничего не привез. Отсюда мораль: не стоит с детства огораживать детей от сложностей и труда. Наоборот, они должны сами всему научиться, пусть даже при этом они набьют не одну шишку.

Интересна еще одна притча о воспитании детей (для родителей предназначенная), называемая «Старая школа». Однажды по улице шел человек. Он проходил мимо старой школы и увидел большую очередь. Ему стало интересно, почему здесь так много людей. Подойдя ближе, он увидел объявление, в котором говорилось о новом наборе учащихся в данное учебное заведение. Человеку стало любопытно, почему столько желающих поступить именно в эту школу. Рядом с данным объявлением он увидел еще одно, где описывались школьные дисциплины, которые детям предстояло изучать. Среди них человек нашел следующие: уроки лицемерия и виртуозного обмана, сквернословия, высокомерия и прочие. И тут прохожий понял, что в этой школе ему делать нечего, и прошел мимо. Мораль притчи сводится к одному: наши дети должны выбирать сами правильный путь, а мы - их родители - обязаны ненавязчиво и аккуратно им в этом помогать.

Например, многих наверняка заинтересует притча о воспитании детей дошкольного возраста под названием «Паучок, который не мог плести паутину». В ней рассказывается о молодом и симпатичном паучке, который жил на дереве. Он любил наблюдать за падающими с дерева листьями и совершенно не умел плести паутину. Из-за этого он очень расстраивался. Его друзья, елочки и сосны, посоветовали обратиться к зиме-рукодельнице, которая умеет ткать удивительные кружева. Дождался паучок зимы, встретился с рукодельницей и попросил ее научить искусству плетения. После долгой и упорной тренировки паучок научился ткать паутину. Мораль притчи гласит: если ребенок будет внимателен и старателен, он сможет с легкостью всему научиться.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития человека

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри ( бластула ) ·

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри ( бластула ) ·

Он дал требуемую сумму сыну и извинился

Он дал требуемую сумму сыну и извинился
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020