Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Оценка 4.7
Лекции
docx
физика
9 кл—11 кл
27.04.2019
Учительская профессия это постоянный деятельный контакт с другими людьми. Учитель должен обладать навыками профессионального общения, а так же психологическими, специальными знаниями Работа учителя заключается в формировании личности ученика, выработке определенных правил поведения, в интеллектуальном развитии обучающихся.
Особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается обучающимися не только на слух, но и видится им. Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с обучающимися .
Доклад - Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Доклад
По теме:
«Проблема развития культуры речи
при обучении физике
на современном этапе»
Исполнитель: Учитель физики
I категории
Быкова Таиса Андреевна
МБОУ Жаворонковская СОШ
Одинцовского муниципального района,
Московской области Жаворонки 2019 год
Содержание:
I
Введение……………………………………………
Проблема развития культуры речи при
обучении физике на современном этапе:
II
школьников……………………..…………….....
студентов………….…….…………...................
учителей физики.……………..........................
3 стр.
4 стр.
7 стр.
9 стр.
III
Заключение………………………………………..
14 стр.
IV Список литературы………………………………..
15 стр.
2 «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;
они будут открывать это новое сами»
И.Г. Песталоцци
I. Введение
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не
случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике,
воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет,
перспектива, продвижение по работе(1).
Культура речи студента будущего учителя физики служит важным
показателем
обучения,
коммуникативными умениями. Слово (речь) становится важнейшим (если
методикой
владения
предметом,
не основным) инструментом деятельности учителя физики. Данное
обстоятельство определяет значимость развития культуры речи
студентов будущих учителей физики.
Целью моего реферата является показать все те проблемы, которые
стоят перед нашим обществом при развитии культуры речи при обучении
физике на современном этапе учеников 711 классов,
студентов
педагогических вузов, учителей физики.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном
деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на
формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения,
интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только
психологическими, специальными знаниями, но также и навыками
профессионального общения.
3 II. Проблема развития культуры речи при обучении физике на
современном этапе:
школьников.
Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть
всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и
явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания физики
обязательно вам пригодятся. Многие старшеклассники, не говоря уже об
учениках средних классов, испытывают проблему в учебе изза неумения
выразить мысль с помощью слов.
Многие старшеклассники, не говоря уже об учениках средних классов,
испытывают затруднения в учебе изза неумения выразить мысль с помощью
слов. При попытке пересказа параграфа по физике (научного текста) своими
словами выявляется скудость словарного запаса, привычка к стилю
разговорного языка, засоренность речи жаргонными выражениями, которые
неуместны при публичном выступлении и при письме. Мимика, интонация,
жесты могут дополнять и украшать устную речь, но они не должны подменять
слова. Развитие культуры речи предопределяется при подготовке устных
сообщений о физических явлениях, процессах, об ученых физиках. Также
немаловажным средством для развития культуры речи служат ответы
учеников у доски, связанные с пересказом части или целого параграфа из
учебника. Такие короткие рассказы способствуют не только умению говорить,
но и умению слушать. А также вырабатывать уверенность в себе, умение
говорить публично, грамотно, культурно(2).
Речевая культура человека является одной из составных частей общей
культуры. Речевая культура современного молодого человека неразрывно
связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом
4 определяет качества нравственного облика личности,
эффективность коммуникативной деятельности(2).
влияет на
Проблемой в физике для обучающихся в современном обществе
является наличие разного рода противоречий, которые надо выразить
грамотной речью, из которых используются, главным образом,
противоречия между жизненным опытом обучающихся и
научными знаниями,
между ранее полученными знаниями и новыми.
С развитием физики и техники возникла проблема, связанная с
сообщением молодому поколению необходимого объема информации. Эта
проблема обострилась в последнее время, когда в условиях ограниченных
природных ресурсов стало необходимым уделять особое внимание
организации активной и разумной деятельности по жизнеобеспечению людей.
Встала задача использования достижений физики не только на благо человеку,
но и для обеспечения устойчивого развития природы, частью которой
является он сам.
Поэтому умения работать с информацией, выражать мысль с помощью
слов и решать жизненные проблемы становятся в наши дни ведущими
умениями среди тех, которые должны быть сформированы при обучении
физике. Чтобы овладеть ими, учащиеся должны сами проводить исследования
и выполнять практические работы, используя новую информационную
технологию. Поскольку успешность усвоения содержания физики во многом
зависит от положительного отношения и интереса к ней, одной из основных
задач курса становится развитие интереса к физике.
5 В современной школе важно готовить школьников не только к
получению профессии, но и к самореализации в обществе. Для этого ученики
должны быть готовы аргументированно высказывать свое мнение, отстаивать
непопулярную точку зрения, уметь убедить оппонента в правильности своей
позиции, используя грамотную речь. Для этого учителю необходимо
использовать в процессе обучения физики дискуссии или организовывать
дебаты, хотя данная технология сейчас более часто используется в
преподавании гуманитарных предметов.
Перед школой стоит задача максимально раскрыть способности
каждого ученика, а задача учителя помочь ему стать самостоятельным,
творческим и уверенным в себе человеком. Развитие информационного
общества, инновационные преобразования требуют от современного человека
высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способностей
ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать
решения. Поэтому школа должна вооружить его такими методами познания,
которые сформируют его познавательную самостоятельность, активность,
инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные
решения, доступно, грамотно и четко излагать свои мысли.
6 студентов.
Социальноэкономические, культурноправовые изменения, произошедшие
в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к подготовке
специалиста. Рыночные отношения требуют от специалиста новых качеств,
таких как инициативность,
профессиональная
предприимчивость,
мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях, умение
грамотно выразить свое мнение в той или иной ситуации.
Проблема процесса развития речи и речевой культуры студентов в
период вузовского обучения физике состоит из необходимости
осуществления коммуникативного подхода к решению данной проблемы,
нацеленного на речевую адаптацию личности в условиях образовательного
процесса высшего учебного заведения. Деятельность современных высших
учебных образовательных учреждений направлена на создание условий,
обеспечивающих реализацию различных образовательных потребностей языка.
Между тем, проблема развития и формирования речевой культуры студентов,
обучающихся физике, на сегодняшний день до конца так и не решена. Многие
вопросы, связанные с культурноречевым аспектом формирования личности
студента, остаются неразработанными. В частности, недостаточно изучена
проблема развития речевой культуры студентов в период их обучения в вузе,
7 нечетко обозначены особенности и условия организации данного процесса в
общей системе вузовского образования(4).
Основополагающим в речевой культуре является речь, в которой
главными качествами являются правильность языковых норм, правильность
стиле речевых употреблений, качество содержания речевого общения,
качество и этичность коммуникативных намерений. Речь – самая яркая
человеческая принадлежность жизнедеятельности каждого человека,
представляющая уровень его общего развития и культуры. Речевая культура
человека является одной из составных частей общей культуры, связана с
культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет
качества нравственного воспитания личности, влияет на эффективность
коммуникативной деятельности(2).
Правильность речи это необходимая составная часть общего понятия
хорошей речи, один из ее критериев. Это обеспечивается знанием всего
богатства языка, знанием логики, предмета речи, умение говорить просто,
кратко, ясно, уместно(2). Преподаватель любого предмета должен
совершенствовать речевую культуру студента и бороться с речевой
неряшливостью. Именно на это и направлено внимание во всех исследованиях
по проблемам развития речи и речевой культуры(3).
8 учителей.
И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой развития
речи учащихся, снижения интереса учащихся к изучению физики, крайне
негативного отношения учащихся к естественнонаучным знаниям, считая,
что они им не нужны(3). Перед педагогами ставиться задача – пробудить
интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на
первоначальном этапе изучения курса физики (7 класс). Чтобы учение не
превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом
уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого. Речь не
является врожденной способностью человека, она формируется постепенно,
вместе с развитием ребенка. Для развития речи учащихся учитель должен
стараться грамотно строить свой разговор с учениками, речь учителя должна
быть именно такой, которая воспринималась бы учащимися как некоторый
образец.
Качествами, определяющими такую речь, должны служить:
полная ясность выражаемых мыслей;
9 точное употребление терминов, точность формулировок, определений и
предложений, логическая обоснованность рассуждений;
соблюдение правил, правильное употребление падежей, употребление
союзов, сокращений предложений;
приближение к литературному стилю, живость и, если возможно,
образность изложения(3).
Речевой деятельностью называется процесс пользования человеком
языка для общения. В системе деятельности речь может занимать различное
место: выступать как орудие контроля, сопоставлять полученный результат с
намеченной целью. С точки зрения психологии речь тождественна любой
другой деятельности: она имеет определенную цель, управляется мотивом, у
нее есть определенная ориентировка, программа и система операций,
осуществляет контроль за результатом и процессом действий, использует в
качестве орудий знаки языка(1).
Характерной особенностью школьников в изучении физики состоит в
том, чтобы помочь им осознать важность и универсальность изучаемых
законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в
процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и
исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить
необходимым методологическим материалом.
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его
педагогической речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших
успехов в профессиональной деятельности. Педагогическая речь как
самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя
явление, как условие становления и развития педагогического мастерства
имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества,
которые определяют ее педагогические сущность и содержание.
Специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о
чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и
10 видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация. Зрительно
в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и
пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения,
которые сопровождают высказывание. Эта особенность требует от учителя
развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой
деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать
реакцию слушателей. Как значимая особенность педагогической речи
рассматривается ее импровизированность.
Импровизация (от французского – improvisation, от итальянского –
improvisatione, от лат. – improvisus – неожиданный, внезапный) – это создание
чегото непосредственно в момент деятельности.
Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в
конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть
Именно эта особенность определяет уровень
спланирована.
профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я
тебя увидел».
Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, определяют
следующие ее значения:
1. это не дословное воспроизведение учебного (или какогото другого)
материала, а его свободное изложение на основе значительной
которая предусматривает отбор
предварительной подготовки,
содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение
накануне речевой деятельности характера общего тона высказываний,
отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи;
2. речевая импровизация педагога – это неподготовленная, сиюминутно
возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом.
Педагогическая импровизация – это немедленная реакция учителя в
момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия,
проявления, слова.
11 И одно, и второе понимание речевой импровизации определяют условия, в
которых речь учителя становится истинно педагогической.
К ним относятся:
свободное владение учебным материалом, психологопедагогической
теории, методик обучения и воспитания;
владение методами психологопедагогической диагностики, которые
позволяют изучить особенности классного коллектива и
индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности и на
основании результатов диагностирования выстраивать педагогическую
речь, общение;
хорошо развитые педагогические интуиция и воображение, фантазия,
позволяющие создавать прогнозируемые ситуации в педагогическом
процессе и действовать в них;
высокая общая культура: культура речи, поведения, общения, внешнего
вида и т.д.;
Правила речевой культуры педагога:
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его
услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников
значительного напряжения.
Педагог должен говорить внятно.
Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться
паузами логическими и психологическими. Без логических пауз речь
безграмотна, без психологических бесцветна.
Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические
ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания
сказанного.
Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и
может существенно влиять на эмоциональное самочувствие
воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика
рождается в опоре на гласные звуки.
12 Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы
так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в
виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной
является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она
направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем
ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в
отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова, использовать
педагогическую речь. Это обстоятельство требует от учителя владения
визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза»(3).
Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение
которых нельзя получить по готовому образцу; в этом случае от ученика
требуется проявление самостоятельности и оригинальности в самом подходе
к решению этих заданий и задач. Эту проблему школа решает путем
активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и
способностей в процессе обучения. Система развития учащихся в процессе
обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в
преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешение
этих проблем.
Почти все учащиеся, обнаружившие в свое время интерес к творческой
работе по физике, по окончании школы поступают на физикоматематические
факультеты или в технические ВУЗы и успешно там проходят обучение. Все
вышеуказанное свидетельствует о том, что решение учителями проблем
обучения может играть большую роль в обучении физики. Выявлять тех, у
кого есть склонности к данному предмету, и у кого их нет. Проявлять
направленность и глубину интересов, а также степень одаренности учащихся.
Многие ученики в процессе этой работы в известной мере уже определяют
свой дальнейший путь.
13 III. Заключение.
Успешным разрешением
проблемы развития культуры речи при
обучении физике на современном этапе и во внеурочное время, на мой
взгляд, являются:
построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога
о социальнопсихологических, возрастных особенностях обучающегося,
его образовательных интересах и потребностях;
многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной
и письменной речи;
осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной
деятельностью по развитию речи обучающихся как в содержании
изучаемого материала, так и в способах его подачи;
системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
14 Перед учителем стоит серьезная задача, он обязан разглядеть личность
будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего
языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого
сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает
историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной
культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через
воздействующее слово.
мышления – одна из основных проблем реферата.
Развитие культуры речи, а, следовательно, и
Актуальность темы реферата. В современном информационном
обществе с его новейшими технологиями роль устного живого слова по
прежнему велика. Слово является видовым человеческим признаком,
поскольку среди всех видов общения преобладают те, которые опираются на
устную речь. Конечно же, при письменном изложении мысль выразить
значительно труднее, но именно в школе необходимо учиться правильному
написанию. Если педагог хочет научить грамотно, говорить и писать, он
должен стремиться создавать условия, вынуждающие ученика часто говорить
и писать. Педагог должен сам показывать как нужно правильно и грамотно
оформлять письменные работы. Использовать межпредметные связи.
Координировать свою работу по развитию речи с работой других педагогов.
IV. Список литературы:
1. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М.: Рус. яз.,
1990. – 247 с.
2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В.
Иванчикова / / Педагогика. 2009. N 3. С. 8389.
15 3. Зорина Л. Я. Показатели качества современной системы образования //
Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс–
Традиция, 2007. С. 293–309.
4. Винокур Г.О. Культура языка. – М. : Издательство «Лабиринт», 2006. –
256 с.
Интернет ресурсы:
учительский портал:
http://www.uchportal.ru/publ/1510241;
http://www.kgau.ru/kultura/referat%20po%20kulturologii/SoderzR/zeli%20i%20
adachiR.htm
16
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Доклад "Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.