Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
04.08.2017
Этот материал предназначен для учителей, интересующихся новыми методами обучения в старшей школе, 10 -11 классах, на уроках литературы. Можно использовать на конференциях, педагогических советах, на методических неделях в школе.Этот материал - обобщённый опыт работы учителя русского языка и литературы в 10- 11 классах.
Доклад.doc
Проектная деятельность на уроках литературы
Многие педагоги отмечают, что современных детей на уроке трудно чемлибо удивить.
Школьники сегодня хорошо информированы: с легкостью рассуждают на «взрослые» темы, в
подробностях пересказывают сюжеты новинок кино и компьютерных игр, общаются в Сети
больше, чем вживую. Говорят много, но бедно. Читают мало. Нередко они нацелены на
получение готового результата нажатием одной кнопки. Таким образом, перед учителями
сегодня стоит ряд острых вопросов, требующих скорейшего решения. Как сделать так, чтобы
Интернет помогал нам? Как сделать чтение интересным для тех, в чьем распоряжении
игрушки, созданные по последнему слову техники, мультфильмы на любой вкус? Как
воспитать человека творческого, способного непрерывно развиваться и самостоятельно
принимать решения, умеющего ориентироваться в современном информационном
пространстве?
Убеждена, что один из путей решения вышеперечисленных проблем – проектная
деятельность: получение ребенком на уроке результата «продукта», в ходе чего происходит
развитие личности: самостоятельности, инициативы, ответственности.
Проектная деятельность в школе – это возможность непрерывного личностного роста
для каждого участника образовательного процесса: ученика, учителя, родителя. У школьника,
работающего над проектом, формируются умения, которые обеспечивают ему преимущество
в конкурентном мире: он учится самостоятельно искать, анализировать, отбирать
необходимую информацию, оценивать ситуацию и находить нестандартные решения [1].
Меняется и роль учителя в современной школе. Из носителя знаний, который дает образцы
правильного действия и помогает ребенку следовать этим образцам, учитель превращается в
организатора деятельности, коллегу по решению проблемы. Родители же могут выступить
соавторами проекта, воспитывать ребенка через совместную продуктивную деятельность, а не
путем назиданий. Таким образом, обучение исследованию, создание учителем условий и
потребностей для формирования навыков исследовательской деятельности и культуры
проектирования является содержанием современного образования.
Литература – уникальный предмет. Как и любой другой школьный предмет, она
вооружает ученика определенными знаниями (теоретиколитературными, историко
литературными), но в отличие от других школьных дисциплин, предметом изучения в
литературе является произведение искусства, в основе которого – определенная идея,
заложенная автором. Постижение смысла литературного произведения заставляет читателя
размышлять, оценивать поступки героев, интерпретировать прочитанное, что способствует
формированию навыков творческого мышления и поиска, развитию умения адаптироваться в
различных жизненных ситуациях. Кроме того, литература имеет большую воспитательную
силу, она источник нравственного потенциала российского народа, одна из духовных «скреп»
нации, так как объединяет нас на основе общих ценностей.
Гражданственность,
нравственность, духовное развитие – всё это заложено в русской литературе. Таким образом,
«литературный» проект отличается от проектов по другим предметам прежде всего своей
культурноэстетической значимостью для каждого участника проекта.
Как же применять методику проектной деятельности на уроках литературы?
Эффективным является внедрение минипроектов в учебную деятельность. Минипроект
позволяет развивать исследовательские навыки ученика, получать новые знания и умения и
при этом может быть использован в рамках одного урока [3].
Минипроект в рамках учебного предмета «Литература» выполняется по общепринятым
правилам и законам учебного проектирования и подразумевает наличие всех этапов
проектирования:
1.
2.
Проблематизация.
Целеполагание. Планирование.
Реализация.
Презентация проекта.
Рефлексия.
3.
4.
5.
6.
Первый этап работы над проектом – проблематизация [2]. Здесь необходимо оценить
имеющие обстоятельства и сформулировать проблему. При подготовке к урокам я стараюсь
подбирать актуальную информацию, чтобы дети чувствовали, что проблема, которую им
предстоит решить, действительно важна. Например, сегодня в средствах массовой
информации активно обсуждается вопрос об исключении из школьной программы по
литературе некоторых классических авторов (А. Куприна, Н. Лескова, А. Толстого) и
введении в программу произведений современных писателей (В. Пелевина, Л. Улицкой).
Поэтому на уроке по творчеству А.И. Куприна была сформулирована проблема: «Почему
важно оставить произведения А.И. Куприна в школьной программе?» Ученикам было
предложено поработать в группах над минипроектом: написать фрагмент письма,
адресованного широкой общественности, доказать, что нельзя исключать произведения
известного классика из школьной программы. При этом цели, поставленные на уроке перед
учителем (образовательные,
для учеников были
сформулированы в виде продуктивной задачи: написание фрагмента письма к
общественности.
воспитательные,
развивающие),
Для выполнения поставленной задачи детям необходимо было обратиться к биографии
писателя, изучаемому произведению, критической литературе, дополнительным источникам
информации по творчеству писателя, проанализировать поступки героев, определить тему и
идею произведения. При работе с минипроектами важно, чтобы каждый ученик получил
возможность поработать над созданием продукта. Необходимо отметить, что на всех этапах
работы над проектом допускается дозированная помощь учителя.
Проектные технологии требуют активного и системного использования межпредметных
связей, что позволяет эффективно синтезировать знания из различных наук, предметов.
Поэтому виды учебных минипроектов разнообразны: эссе, буклет, рисунок, коллаж,
видеоролик, предисловие и послесловие, презентация, экскурсия, сценарий, альбом, дневник,
путеводитель по литературным местам и т.д.
Одна из функций образования сегодня – адаптационная. Задача школы – воспитать
человека, который сумеет самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире,
готов к неизвестному будущему. Метод проектов, использование минипроектов эффективны,
так как позволяют ученику развивать свой внутренний потенциал, мышление, навыки
самостоятельного усвоения знаний, грамотного владения речью, приучает к самостоятельной
деятельности, ориентирует на правильный выбор.
Литература
1.
Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / Ред. группа:
В.М. Брюхова и др. Челябинск: Взгляд, 2011.
2.
3.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Учебноисследовательская и проектная деятельность в условиях
взаимодействия муниципальных инновационных площадок / Ред. группа: И.И. Дейнеко,
М.А. Саблина. Челябинск: Взгляд, 2012.
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.