Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"
Оценка 4.9

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
27.05.2017
Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"
Данный материал будет интересен учителям начальных классов. В данной статье рассматриваются следующие понятия " творческое мышление", "креативность". Автор останавливается на таких вопросах,как индивидуальные черты творческой личности, интеллектуальные способности, характеризующих креативность,особенности творческого мышления у младших школьников и условия формирования творческого мышления учащихся.
Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию.docx
Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию  Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое.   Эта   созидающая,   продуктивная   деятельность   есть   определение творчества   вообще.   Мышление,   создающее   реальность,   знание,   идеальный образ, как  нечто принципиально   отличное  от предмета (хотя этот  образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением [25]. Э.   Фромм   понимает   под   творческим   мышлением   способность удивляться   и   познавать,   умение   находить   решение   в   нестандартных ситуациях,   нацеленность   на   открытие   нового   и   склонность   к   глубокому осознанию своего опыта [26].  Р.   О.   Гут   понимает   творческое   мышление   (процесс   творчества)   как продуктивную   мыслительную   деятельность,   приносящую   нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат [27]. Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро под творческим мышлением понимают продуктивную   мыслительную   деятельность,   позволяющую   достичь   нового результата путем разрешения некоторого противоречия [28]. В   зарубежной   психологии   творческое   мышление   чаще   связывают   с термином «креативность». В 60­х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и   успешностью   решения   проблемных   ситуаций.   Было   установлено,   что последняя зависит от способности по­разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать как мышление, связанное с созданием или открытием чего­либо нового. Для   определения   уровня   креативности   Дж.   Гилфорд   выделил   16   характеризующих гипотетических   интеллектуальных   способностей, креативность. Среди них: 1) беглость мысли ­ количество идей, возникающих в единицу времени; 2)   гибкость   мысли   ­   способность   переключаться   с   одной   идеи   на другую; 3) оригинальность ­ способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; 4)   любознательность  ­   чувствительность   к   проблемам   в   окружающем мире; 5) способность к разработке гипотезы; 6) ирреальность ­ логическая независимость реакции от стимула; 7)   фантастичность   ­   полная   оторванность   ответа   от   реальности   при наличии логической связи между стимулом и реакцией; 8)   способность   решать   проблемы,   то   есть   способность   к   анализу   и синтезу; 9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали[29]. Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: ­ легкость ­ быстрота выполнения текстовых заданий; ­ гибкость ­ число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; ­ оригинальность ­ минимальная частота данного ответа к однородной группе; ­ точность выполнения заданий [30]. В   психологии   широко   разрабатываются   проблемы   творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом   мыслительном   процессе   сплетены   продуктивные   и   репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления,   выявлению   механизмов   творческой   деятельности   и   природы творческого мышления. И.Я.   Лернер   характеризует   творческое   мышление   по   его   продукту. Учащиеся   в   процессе   творчества   создают   субъективно   новое,   при   этом проявляя свою индивидуальность. По   В.Н.   Дружинину,   творческое   мышление   ­   мышление,   связанное   с преобразованием   знаний   (сюда   он   относит   воображение,   фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть   творческого   мышления   сводится,   по   Я.А.   Пономареву,   к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Я.А.   Пономарев,   В.Н.   Дружинин,   В.Н.   Пушкин   считают   основным признаком   мышления   рассогласование   цели   (замысла,   программы)   и результата.   Творческое   мышление   возникает   в   процессе   осуществления,   и связано   с   порождением   «побочного   продукта»,   который   и   является творческим результатом [31]. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его   бессознательность,   неконтролируемость   волей   и   разумом,   а   также измененность состояния сознания. Второй   признак   творческого   мышления   ­   спонтанность,   внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой   протекания   процесса   в   целостной   психике   как   системе, порождающей активность индивида. Иное дело ­ оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее. С   творческим   мышлением   сопряжены   два   личностных   качества: интенсивность   поисковой   мотивации   и   чувственность   к   побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие   черты:   самостоятельный   перенос   знаний   и   умений   в   новую ситуацию;   видение   новых   проблем   в   знакомых,   стандартных   условиях; видение   новой   функции   знакомого   объекта;   видение   структуры   объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов   объекта   в   их   соотношении   друг   с   другом;   умение   видеть альтернативу   решение,   альтернативу   подхода   у   его   поиску;   умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других[32]. Д.Б.   Богоявленской   была   выделена   единица   измерения   творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных   способностей   и   мотивационной   структуры   личности, проявляющихся   в   продолжении   мыслительной   деятельности   за   пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Таким   образом,   творческое   мышление   ­   мышление,   связанное   с созданием   или   открытием   принципиально   нового   субъективного   знания,   с генерацией собственных оригинальных идей.   существенное     Наиболее преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Однако при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где­то совершена ошибка, то и конечный результат окажется   неверен.   В   качестве   примера   можно   привести   решение математических или физических задач: очевидно, что если на каком­то этапов мы совершаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий   эта   ошибка   никуда   не   исчезнет,   а,   скорее   всего,   будет   лишь накапливаться, усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным. В творческом мышлении ошибочность какого­то конкретного шага не обязательно   ведёт   к   некорректности   общего   результата.   При   творческом мышлении   для   нас   важно   не   столько   то,   насколько   верны   те   или   иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом ракурсе, разглядеть возможные способы её решения.  Процесс   творчества   ­   это   синтез   сознательной   и   подсознательной деятельности. Это подтверждает следующая схема творческого процесса по Я.А.Пономарёву [33]: 1. Сознательная   работа   (подготовка).   Предпосылка   интуитивного проблеска новой идеи; 2. Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи; 3. Переход   бессознательного   в   сознание.   Этап   вдохновения.   В результате   бессознательной   работы   в   сферу   сознания   поступает   идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла; 4. Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное ее оформление. Особенности творческого мышления у младших школьников.  В  классической   системе   образования   учебные   программы   построены, как   правило,   на   запоминании,   накоплении   фактов   и   других   нетворческих формах   деятельности.   Потому   большинство   учащихся,   особенно   из   числа хорошо   успевающих   в   школе,   оказывают   серьезное   сопротивление,   если дальнейшая   учеба   или   работа   требует   от   них   проявления   творческих способностей.  Одна  из  задач   современного     образования   −  это   развитие   у детей качеств личности, обладающей творческим мышлением. Что же это за качества?   Чем   отличается   просто   личность   от   личности,   обладающей творческим мышлением? Многочисленные   исследователи   пытались   сформулировать   главное качество   любой   личности,   обладающей   творческим   мышлением,   которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность ­ это свободная личность; а свободная личность ­ это личность, способная быть самой собой, слышать свое "Я", по определению К. Роджерса. Отличительный признак творческой деятельности детей ­ субъективная новизна   продукта   деятельности.   По   своему   объективному   значению «открытие»  ребенка может быть и новым, необычным,  но,  в  то  же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить  такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке,   интуиции,   самостоятельном   мышлении   ученика.   Здесь   важен   сам психологический   механизм   деятельности,   в   которой   формируется   умение решать нешаблонные, нестандартные задачи. Успешное   формирование   у   младших   школьников   творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского  творчества  и  решения  центральных  задач  в развитии  творческого мышления. П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского   творчества:   детский   вымысел   скучен   и   ребенок   не   критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия   прошлого   опыта   человека.   Отсюда   вытекает   и   первая важнейшая   задача   в   формировании   творческого   мышления   младших школьников.  Для   того   чтобы  сформировать   у  учащихся  умения   творчески решать   задачи,   необходимо   прежде   всего   позаботиться   о   развитии   у   них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения [34]. Особенностью   творческого   мышления   школьников   является   то,   что ребенок   некритически   относится   к   своему   продукту   творчества.   Детский замысел   не   направляется   никакими   идеями,   критериями,   требованиями,   а потому субъективен. Развитие   творческого   мышления   неотделимо   от   формирования исполнительских   умений   и   навыков.   Чем   разностороннее   и   совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети. Психологами   установлено,   что   развитие   мышления   человека неотделимо  от  развития  его  языка.  Поэтому  важнейшая  задача  в  развитии творческого мышления учащихся ­ обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них   внутреннего   плана   действия.  При   всяком   творческом   процессе   задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. А.   Савенков,   работающий   над   исследованием   специального, целенаправленного   развития   креативности,   выделяет   следующие   условия формирования творческого мышления учащихся: ­ паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать; ­ доминирование развивающих возможностей  учебного материала над его информационной насыщенностью; ­ сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; ­   доминирование   собственной   исследовательской   практики   над репродуктивным усвоением знаний; ­   ориентация   на   интеллектуальную   инициативу,   понятия «интеллектуальная   инициатива»   предполагает   проявление   ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач,   стремление   найти   оригинальный,   возможно   альтернативный   путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны; ­   неприятие   конформизма,   необходимо   исключать   все   моменты, требующие конформистских решений; ­   формирование   способностей   к   критичности   и   лояльности   в   оценке идей; ­ стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; ­ высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем; ­ индивидуализация ­ создание условий для полноценного проявления и развития   специфичных   личностных   функций   субъектов   образовательного процесса; ­   проблематизация   ­   ориентация   на   постановку   перед   детьми проблемных ситуаций [35]. Таким   образом,   соблюдение   этих   условий   даст   возможность формирования творческого мышления школьников. Для   дальнейшей   выделим   три   основных   условия   формирования творческого мышления, три стратегии: 1) индивидуализация образования; 2) исследовательское обучение; 3) проблематизация. В   работах   посвященных   креативности   (творческому   мышлению),  Дж. Гилфорд   изложил   свою   концепцию,   согласно   которой   уровень   развития креативности   определяется   доминированием   в   мышлении   четырех особенностей.  Во   ­   первых,   это   оригинальность   и   необычность   высказанных   идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.  Во ­ вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть   способность   видеть   объект   под   новым   углом   зрения,   способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В ­ третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта,  как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие  объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.  В – четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других  людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации,  в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию  новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж.  Гилфордом семантической спонтанной гибкостью .  По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими  индивидуальными чертами: способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности; готовность противостоять мнению окружающих [36].     Качество   личности,   в   значительной   степени   способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту. Это   качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в   окружении   человека.   Кроме   того,   открытые   к   новому   опыту   люди характеризуются   любопытством,   даже   некоторой   игривостью.   Творческой личности  присущи также следующие качества: 1. Независимость ­  личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью. 2. «Открытость   ума»   ­   готовность   поверить   своим   и   чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному. 3. Высокая   толерантность  к   неопределённым   и   неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях. 4. Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Таким образом, для развития творческого мышления необходимы следующие   факторы:   способность   рисковать,   дивергентное   мышление, гибкость   в   мышлении   и   действиях,   быстрота   мышления,   способность выдвигать   оригинальные   идеи,   богатое   воображение,   умение   воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"

Доклад "Развитие творческого мышления учащихся через дискуссию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017