Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Оценка 4.6
Семинары
docx
экология
Взрослым
07.11.2017
Аннотация: В докладе отображены этапы работы педагогического коллектива по интеграции экологического компонента в программы общеобразовательного и общепрофессионального циклов, который является одним из направлений формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50, через реализацию мероприятий «Комплексной программы экологического образования и воспитания».
Гамова.docx
"Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь
абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую
убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и
реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь" (Майор Ф., 1990г.).
Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ
отражающих современный экологический компонент образования.
Гамова Наталья Федоровна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин,
КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж
г. КомсомольсканаАмуре МЦК»
1.Междисциплинарность экологического образования
Подходы, цели, задачи и принципы экологического образования
Экологическое образование – это процесс, направленный на формирование
ценностных ориентаций, норм поведения и получение знаний по охране окружающей
природной среды и природопользованию. Экологическое образование предполагает
социальные, естественнонаучные и природоохранные знания. Их сочетание обеспечивает
междисциплинарный, комплексный подход к изучению экологической проблематики.
Наряду со многими образовательные учреждениями, наш колледж выдвигает
экологическое образование в качестве приоритетного направления в своей деятельности.
Внедрение экологического компонента в образовательный процесс позволит интегрировать
знаний обучающихся об окружающем мире, овладеть
комплектом универсальных
человеческих ценностей,
общеобразовательных и
общепрофессиональных дисциплин[2].Отметим, что в структуре ФГОС СПО06 произошли
изменения в содержании требований к структурным элементам программы. Пункт 3.2
«Спецификация общих компетенций», содержит экологическую компоненту образования.
(ОК7, ОК8) [3].
взаимосвязь
увидеть
Интеграция экологического компонента в учебный процесс происходила через
реализацию мероприятий «Комплексной программы экологическогообразования и
воспитания»,
транспредметную, внутрипредметную, метапредметную и
внутриколледжную деятельность.
а именно:
Для осуществления постановленной государством задачи, в соответствии с
требованиями Федерального Закона от 10.01.2002 № 07ФЗ "Об охране окружающей
среды", статьи 7375 Закона "Об образовании" (1996 год), постановления Правительства
Российской Федерации от 3 ноября 1994 года "О мерах по улучшению экологического
образования населения", а также резолюции Всероссийского съезда по охране природы,
принятой 5 июня 1995 года, преподаватели нашего образовательного учреждения,
независимо от специализации, принимают участие в передаче экологических знаний,
умений и навыков, формируяу обучающихся соответствующее отношения к природе [5].
Выделим основные этапы работа педагогического коллектива:
1 этап. Работа председателей цикловых комиссий (далее ЦК) по разработки плана
совместных действий по внедрению современного экологического компонента в
общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины через: образовательные
программы, «экологизацию» умственного труда обучающихся,процесс обучения и
воспитания(табл. 1).Определение задачи, целей, направлений работы, содержания
программы экологического образования, с учетом новых ФГОС СПО06. Задача программы:
Формирование у обучающегося экологического мировоззрения, на основе единства
научных и практических знаний, ответственного и положительного эмоционально
ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества
жизни, удовлетворению потребностей человека.
Цели программы:
формировать ответственное отношение обучающихся к экологическому состоянию
окружающей среды, способности к прогнозированию и оценки последствия вмешательства
человека в окружающую среду;
воспитывать экологическое сознание и мышление, экологическое поведение и
активную позицию по охране природы;
развивать творческие способности обучающихся;
углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
научить обучающихся самостоятельно добывать знания;
интеллектуальное развитие обучающихся в процессе учебных занятий;
повысить познавательный интерес обучающихся;
формировать умение решать разнообразные экологические задачи, способствовать
профессиональному самоопределению
Для реализации целей и задач «Комплексной программы экологического образования
и воспитания», были выбраны следующие направления:
«Экологизация» преподавания: обучающиеся на занятиях общеобразовательного и
профессионального цикла решают экологические задачи, которые позволяют понять
сущность влияния различных факторов, на человека, окружающую среду, возникающих
в процессе производства, и предвидеть последствия такого влияния.Умение применять
знания по экологии, в частности по охране здоровья и труда, соблюдать правила
техники безопасности.
Единство процесса обучения и воспитания: правильное отношение к природе
развивается в процессе проведении внутриколледжных мероприятий, направленных на
понимание сложности и уникальности живого, на формирование бережное и
уважительное отношение к нему.
Были определены два стратегических аспекта работы:
Внедрение экологического компонента образования в
программы предметов
общеобразовательных и общеспециальных дисциплин.
«Экологизация» умственного труда обучающихся и реализация экологического
компонента содержания образования.
В основу работы по внедрению экологического компонента были положены принципы:
Принцип экологизации:
направлен на разработку междисциплинарного,
интердисциплинарного содержания обучения.
Принцип культурологичности: при отборе знаний следует исходить из значения в
формировании общей культуры подрастающего поколения,
формирование
гармоничного отношения к природе, обществу, самому себе и сознания
ответственности перед обществом.
Принцип непрерывности и преемственности: экологическое образование должно
пронизывать все звенья системы непрерывного образования.
Принцип интегративности:
превращение экологии в междисциплинарную
науку.Принцип, способствующий преодолению разобщенности учебных предметов и
формированию более ясного представления об экологической реальности.
Принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания
экологических проблем: способствует более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также позволяет экстраполировать это понимание на местные
условия и природоохранную деятельность в различных регионах.
Принцип единства познания, переживания, действия: формирование экологического
мировоззрения, современное экологическое воспитание неразрывно с формированием
экологически ориентированной деятельности.
Принцип развития творческого, аналитического, критического мышления: воспитание
молодого поколения, способного к анализу и прогнозу экологических последствий
деятельности человека.
Принцип практической направленности: непрерывное экологическое образование
экспериментальные исследования,
моделирование экологических процессов,
организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению
окружающей среды в дополнении к словесным методам обучения.
Табл. 1 «Мероприятия, направленные на реализацию экологического компонента
образования»
Принцип интерактивности:широкомасштабное внедрение в непрерывное экологическое
образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию
духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную
коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий.
2 этап.Работа педагогического коллектива по внедрению экологического
компонента образования в программы предметов общеобразовательного и
общепрофессионального цикла. Председатели ЦК поставили перед членами цикловых
комиссий задачи:
проанализировать содержание программ учебных дисциплин на выделение
экологической компоненты;
ознакомиться с программой и посетить занятия учебной дисциплины Биология с
элементами экологии и географии с целью определения основных направлений
работы;
скорректировать программы учебных дисциплин с учетом междисциплинарного
взаимодействия с УД Экология и экологической компоненты. (рис. 6).(таблица 2)
3 этап. Мониторинг внедрения экологического компонента в педагогический процесс,
программы предметов общеобразовательного и общепрофессионального цикла (рис. 8).
Рис. 8 «Мониторинг
внедрения
экологического
компонента в педагогический
процесс» 2.Результаты работы по внедрению экологического компонента в образовательный
процесс.
Действующая в настоящее время «Комплексная программа экологического
образования и воспитания» носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и
интегрированный характер, с дифференциацией в
зависимости от профессиональной ориентации.
процесс
Внедрение экологического компонента в
активизировал
образовательный
развитию
обучающихся,
исследовательских
раскрытию
творческого потенциала в сфере экологических
знаний. Важным показателем этого, является
участие и победы в мероприятиях экологической
направленности на разных уровнях. На базе
способствовал
навыков,
кружок
нашего колледжа был создан
«Эковолонтер»:
обучающиеся активно
сотрудничают с зооцентром «Питон»,
организовывают и проводят экологические
акции. Работа кружка отмечена 2016 году:
дипломом участника
краевого конкурса
«ЭкоЛидер», организованного Министерством
природных ресурсов Хабаровского края;
дипломом 2 степени за участие краевом
конкурсе воспитательных проектов в
номинации «Экологическое воспитание»; дипломом
третьей степени, за участие в конкурсе авторских
дополнительных общеобразовательных программ и
методических
свидетельствами
участников краевого конкурса «Экология Приамурья»
с программой волонтерского движения.
разработок;
Заключение
Российские ученые В. И. ДаниловДанильян и К.
С. Лосев (1996) утверждали, что человеку надо думать
не об управлении эволюцией, а об управлении самим
собой, что означает прежде всего следование законам
Природы. Человек должен осознать свою роль в
биосфере как одного из видов, который, как и все
остальные, обязан подчиняться законам развития
биосферы.
Библиографический список. 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции) Режим
доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/
2. Кречетников К.Г. Интеграция дисциплин в учебном процессе Электронный ресурс. /
К.Г. Кречетников. — Режим доступа:
http://www.aeli.altai/ru/nauka/sbomiky2001/krehetnikov.html.
3. Куракова Н. Г. Экологическое образование и воспитание. Режим доступа:
http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/070710.htm
4. ФГОС СПО по ТОП50.Режим доступа: http
5. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7ФЗ
:// xn 80
abucjiibhv
9 a . xn p 1 ai /
(последняя редакция) Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901808297.
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Доклад: "Роль цикловых комиссий в разработке интегрированных программ отражающих современный экологический компонент образования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.