Доклад "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.02.2017
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.Доклад "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Шафигуллина-статья.docx
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К
большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его
способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны
бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно
встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным
учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными
областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,
вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно
раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни
одаренность синоним талантливости. В психологии же под ней понимают
системное качество личности, которое выражается в исключительной
успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности,
сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками
одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих
обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта
черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но
одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к
ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий
охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на
уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Определены основные направления деятельности в работе с одаренными
детьми:
Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с
помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое
мышление, уровень самооценки, толерантность);
Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над
учебными проектами;
Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады;
Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях;
Вовлечение к выступлению в лекторских группах;
Организация контроля за развитием познавательной деятельности
одаренных детей в условиях класса со смешанными способностями по
следующим направлениям (сотрудничество учителя и ученика, возможность
выбора учеником сложности контрольного задания, создание ситуации успеха и
уверенности, тематический учет знаний, гарантирование ученику права на
повышение оценки, поощрение ученика и др.)
В урочной форме образования широкие возможности для развития
индивидуальных способностей обучающихся даёт система проблемно
дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно
исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие
мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола». Использование
элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию,
формированию информационнокоммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности. В урочной деятельности педагоги используют следующие
виды деятельности:
проблемноразвивающее обучение,
работа в малых группах,
проектноисследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационнокоммуникативные технологии для удовлетворения
познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты,
презентации, тренажёры),
творческие и нестандартные задания.
Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью
дополнительных занятий во внеурочное время, направленных на подготовку к
предметным олимпиадам, интеллектуальнотворческим конкурсам, викторинам,
играм, конференциям по различным направлениям.
Так, обучающиеся начальной школы с удовольствием участвуют и
побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и в республиканских
и всероссийских: «Золотое руно», «Полиглот», «Человек и природа»,
«Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт» и др.
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне
его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь
«вырасти и дать плоды» вот над чем работает сейчас современная начальная
школа.
Список использованных источников:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования.
Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми Вестник НГУ. Серия:
Педагогика / Новосибирский государственный университет — 2008
3. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение,
1990
Доклад "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Доклад "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Доклад "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.