В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Президент России В.В.Путин сказал: «Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты».
Реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения позволяет применение учителем ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках позволяет учителю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Новые информационные технологии позволяют прежнему содержанию дать новое звучание, вызвать интерес школьников к учебе. Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя .
(Слайд№2)
Надо сказать, что учителя нашего лицея начали активно использовать ИКТ ещё в 2011 году, когда начали внедрять новые стандарты. Мы являлись пилотной площадкой по использованию инновационного оборудования. Нам было труднее, чем другим. Несмотря на то, что учителя прошли короткосрочное обучение, многое приходилось осваивать вслепую. Поначалу мы думали: как со всем этим работать? Сейчас думаем: как без всего этого работать? Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивалось, однако постепенно накапливалась методическая база, что значительно облегчило эту подготовку в дальнейшем. С применением информационных технологий сам подход к подготовке урока для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию, конкретные образовательные задачи.
(Слайд №3)
Надо отметить, что полученные знания и умения наши учителя с большим успехом применяют в своей работе, а также делятся опытом с коллегами. Поэтому на базе лицея проводятся открытые уроки в рамках единых методических дней, а также городские и региональные семинары, на которых учителя демонстрируют методы использования компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Несмотря на то, что пока ещё не все кабинеты начальной школы оборудованы мультимедийными средствами, 88% преподавателей активно применяют компьютерные уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество иллюстративного материала, заранее подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецируемые с экрана. Для этого используются те кабинеты, которые полностью или частично укомплектованы инновационным оборудованием.
(Слайд №4)
За последние 3 года выросло число классов, оборудованных компьютерами и имеющими доступ к сети Интернет с 27% до 88%, также возросло число кабинетов, имеющих инновационное оборудование с 27% до 69%.
88% учителей активно применяют дистанционное взаимодействие с учащимися и их родителями на основе интернет-ресурсов: электронный дневник, электронный журнал, электронная почта, Skype.
(Слайд №5)
Основными индикаторами и показателями эффективности повышения ИКТ – компетентности учителей начальной школы лицея является:
1)Повышение мотивации саморазвития учителей.
2)Освоение учителями новых методов преподавания.
3)Эффективность использования профессиональных сайтов, сайта лицея и создание собственных сайтов.
4) Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.
5)Создание электронного архива сценариев школьных праздников, мероприятий, проектов.
6) Дистанционное обучение.
(Слайд №6)
Уровень владения компьютерными технологиями повышают и учащиеся начальной школы при подготовке проектных и исследовательских работ по предметам и во внеурочной деятельности. Одним из основных мероприятий с применением таких технологий уже несколько лет является школьная научно-практическая конференция. Количество проектных работ, выдвигаемых для защиты на НПК, неуклонно растет. Победители принимают участие в муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Звёздочки Электростали», выступают на муниципальной научной конференции «Ломоносовские чтения». Также младшие лицеисты пробуют свои силы во Всероссийских конкурсах: «Познание и творчество», «Математика в гостях у сказки», дистанционных олимпиадах по математике и русскому языку «Эрудит», где ежегодно становятся победителями и призерами.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создаёт у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счёт новизны его подачи, снижает утомляемость детей. Всё это способствует осознанному усвоению знаний учащимися и позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества знаний.
Если говорить об итоговых результатах, то до тех пор, пока не применялось учителями инновационное оборудование, общее КЗ не превышало 65%-68%. Сейчас КЗ в начальной школе заметно выросло.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. Все это невозможно не только без современных технологий, но и без материально-технической базы, без современно обрудованного учебного кабинета.
Учебный кабинет в начальной школе представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, способствует развитию у него инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.
(Слайд №7)
Развивающая среда в помещении учебного кабинета отвечает следующим важнейшим принципам:
ü безопасности и личного комфорта учащихся,
ü вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов,
ü динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.
(Слайд №8)
Каждый кабинет начальной школы должен иметь комплект средств обучения, который рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения.
Что же относится к инновационным средствам обучения?
1) (Слайд №9) интерактивная доска;
2) (Слайд №10) стационарно закрепленный проектор;
3) (Слайд №11) сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, цифровой микроскоп, комплект цифровых датчиков
4) (Слайд №12) принтер лазерный черно-белый, принтер цветной;
5) (Слайд №13) документ-камера;
6) (Слайд №14) классмейты (нетбуки);
7) (Слайд №15) система электронного голосования, которая используется для проведения текущего и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений. Основные преимущества системы:
- интерактивность
- удобство
- успех
(Слайд № 16)
Наличие в кабинете данной техники позволяет учителю повысить мотивацию учащихся, более наглядно подать новый материал, быстро и качественно провести контроль знаний. Кроме того, можно сэкономить место в кабинете, т.к. одно техническое средство заменяет несколько других. Современные технологии обработки цифровой информации достигли такого развития, что многие процессы, которые осуществлялись ещё в недалёком прошлом большой командой специалистов разных областей, теперь с завидной скоростью выполняются даже непрофессионалами. Результаты непрофессиональной «цифровой» деятельности часто способны конкурировать с достижениями того или иного искусства. И когда вся техника освоена, понимаешь, что возврата к тому времени, когда инструментом в руках учителя были мел, доска, и раздаточный материал, сделанный своими руками, уже не будет. Учителя не захотят вернуться, неинтересно.
Учителя нашего лицея активно используют ИКТ технологии не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. Сегодня внеурочные занятия невозможно представить без использования современных возможностей информационно-технического оснащения.
Графические, мультимедийные и интерактивные возможности компьютера помогают обогатить внеурочные занятия.
Программы по внеурочной деятельности опираются на опыт постоянного применения ИКТ не только учителем, но и обучающимися, дают возможность теоретического осмысления, интерпретации и обобщения этого опыта.
Внеурочная деятельность в МОУ «Лицей №7» осуществляется по следующим направлениям.
(Слайд №17)
Задачи стоящие перед клубом «Я - пешеход, пассажир» осуществляются в процессе практической деятельности младших школьников, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах. Эти занятия невозможно представить без интерактивных пособий, которые содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, презентациями и интерактивными вставками и играми. Все это - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
(Слайд №18)
Духовно-нравственное направление мы обеспечили факультативом «Этика: азбука добра» - это система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. Здесь учителя активно используют различные фильмы, ролики, после которых происходит обсуждения различных жизненных ситуаций
.
(Слайд №19)
Спортивное направление подразумевает двигательную активность детей, но, несмотря на это педагогами широко используется аудио сопровождение, предполагается включение мультимедиа компонентов в процесс.
(Слайд №20)
Занятия общеинтеллектуального направления формируют потребность в непрерывном образовании, развивают способности эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера, как традиционного так и электронного информационного ресурса (включая Интернет). При активном использовании ИКТ легче формируются компетенции в области коммуникаций: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Программа «Компьютерная азбука» обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, а также позволяет развить начальные навыки работы на компьютере. Под руководством учителя ребята учатся создавать собственные презентации с элементами анимации.
(Слайд №21)
Использование компьютера на занятиях общекультурного направления помогает учителю при подготовки инсценированных сказок, для проведения виртуальных экскурсий, для просмотра видео фрагментов, для информационно-технического сопровождения занятий.
Постепенно, в процессе работы, учителями создается медиатека -- набор специализированных электронных материалов, состоящий из дисков по различным областям знаний, материалы методической копилки на СD – носителях, сборники классической музыки, записи детских спектаклей, игры на развитие памяти и логики, для обеспечения высокого информационного уровня занятий.
Итак, использование информационных технологий во внеурочной деятельности позволяет не только модернизировать процесс, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать его с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
(Слайд №22)
Нам было интересно узнать о том, что думают по этому поводу родители учащихся, чьи дети обучаются в классах, укомплектованных инновационным оборудованием, что они ожидают от процесса обучения по новым ФГОС и чего опасаются.
Результаты анкетирования.
1. Наличие компьютера дома.
Да – 100%
2. Использует ли дома ребёнок компьютер в познавательных целях?
Да - 84%
Нет – 16%
3. Повысился ли интерес к предметам у ребёнка?
Да – 97%
Нет – 3%
(Слайд №23)
4. Что Вы ожидаете от использования учителем на уроке нового оборудования?
Повышение интереса ребёнка к учёбе -72%
Более высокие результаты обучения – 46%
(Слайд №24)
5. Какие опасения у Вас вызывает использование ребёнком в процессе обучения ИКТ?
Вред здоровью (ухудшение зрения) – 65%
Невозможность помочь ребёнку - 13%
Компьютерная зависимость – 43%
Начальная школа – это начало интенсивного процесса обучения ребёнка, введение в его мир огромного объёма различной упорядоченной информации по всем областям науки и искусства. И именно в начальной школе закладываются крайне важные для дальнейшей жизни современного человека навыки упорядоченной работы с этой информацией, начинается подготовка ребенка к существованию в перенасыщенном информационно-коммуникационном поле XXI века.
(Слайд №25)
Спасибо за внимание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.