Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"
Оценка 4.8

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
химия
9 кл
19.02.2017
Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"
Важнейшей задачей образовательного учреждения является формирование у обучающихся познавательной активности и творческой инициативы, стремление к участию в общественной жизни, выработка общественно ценных черт личности. Для решения этих задач необходимо знание различных форм групповой работы и постоянная целенаправленная работа учителя. Большое значение для достижения целей имеет не только содержание материала урока, но и конкретные методы и формы учебно-познавательной деятельности обучающихся. Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности обучающихся играет их коллективная работа на уроке. Использование групповых форм работы актуально при проведении уроков в условиях ФГОС ООО.
Технология групповых видов работы.docx
Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей учащихся (выступление на МО учителей химии)            Технология   групповой   работы   ­   это   достаточно   серьезный   с методической   точки   зрения   процесс,   подчиняющийся   своим   определенным правилам. О них, а также о способах организации группы, методах работы внутри   нее   и   рекомендациях   по   организации   групповых   консультаций   мы поговорим на этот раз. Групповой   способ   обучения   (ГСО) –   такая   форма   организации познавательной   деятельности,   при   которой   происходит   организованное взаимодействие   трех   или   более   индивидов,   объединенных   единой   целью   и совместными   усилиями   по   ее   достижению.   Для   него   характерно непосредственное   взаимодействие   и   сотрудничество   между   обучающимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.  Цель групповой работы: активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: 1 Активизация познавательной деятельности. 2 Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих   и   промежуточных   задач,   выбор   оптимального   пути,   умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. 3 Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). 4 Совершенствование межличностных отношений в классе.  Плюсы и минусы групповой работы. Безусловно,   групповая   форма   организации   работы   имеет   немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Плюсы: 1 Повышается учебная и познавательная мотивация. 2 Снижается   уровень   тревожности   обучающихся,   страха   оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач. 3 В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4 Улучшается психологический климат в классе. Минусы. Хотя   ведущую   роль   в   групповой   работе   играют   обучающиеся,   ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. 1 Групповой   работе   надо   сначала   научить.   Для   этого   учитель   должен потратить   время   на   каких­то   уроках.   Без   соблюдения   этого   условия групповая работа бывает неэффективна. 2 Организация   групповой   работы   требует   от   учителя   особых   умений, затрат усилий. 3 При   непродуманном   комплектовании   групп   некоторые   обучающиеся могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4 Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. 5 В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.  Принципы групповой работы. С   целью   успешного   проведения   групповой   работы   важно   соблюдать следующие принципы: 1 Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся. 2 Учитывать особенности состава группы. 3 Составлять задания исключительно для совместного поиска решения,  т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. 4 Распределять роли между участниками группы. 5 Организовывать коммуникацию в группе и между группами. 6 Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.  Варианты комплектования групп. Разделение   класса   на   группы   –   это   важный   момент   в   организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. 1. По желанию. Объединение   в   группы   происходит   по   взаимному   выбору.   Задание   на формирование   группы   по   желанию   может   даваться,   как   минимум,   в   двух вариантах:  Разделитесь на группы по ... человек.  Разделитесь на ... равные группы. 2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.   Этот   метод   формирования   групп   полезен   в   тех   случаях,   когда   перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы   формирования  «случайной»  группы:   жребий;   объединение   тех, кто   сидит   рядом   (в   одном   ряду,   в   одной   половине   класса);   с   помощью импровизированных   «фантов»   (один   из   учеников   с   закрытыми   глазами называет  номер группы, куда  отправится ученик,  на  которого указывает  в данный момент педагог) и т.п. 3. По определенному признаку. Такой   признак   задается   либо   учителем,   либо   любым   учеником.   Так, можно   разделиться   по   первой   букве   имени   (гласная   –   согласная),   в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы). Этот   способ   деления   интересен   тем,   что,   с   одной   стороны,   может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый   общий   признак,   который   сближает   объединившихся   учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу   для   эмоционального   принятия   друг   друга   в   группе   и   некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции). 4. По выбору «лидера». «Лидер»   в   данном   случае   может   либо   назначаться   учителем   (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик),   либо   выбираться   детьми.   Формирование   групп   осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать  и  достигать  результата.  Иногда  даже  дружба  и  личные   симпатии отходят на второй план. В   том   случае   если   в   классе   есть   явные   аутсайдеры,   для   которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». 5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить обучающихся с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При   этом   организатор   групповой   работы   может   объяснить   принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.  Виды групповой работы. Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках  химии  Работа в парах.  Мозговой штурм.  Игра «Продолжи».  Охота за сокровищами.  Снежный ком.  Мозаичная группа или Пазлы.  Прием «Зигзаг». (Метод пилы).  Мозговой штурм.  Используется для генерации идей.  Соблюдается жесткий регламент.  Распределяются   роли   внутри   группы   (ведущего,   секретаря, хронометриста).  После   выработки   коллективного   решения   внутри   группы   делаются доклады / сообщения от разных групп.      Игра «Продолжи».     Это выполнение заданий разного рода группой «по цепочке».  Охота за сокровищами. Учитель составляет вопросы. Вопросы   могут  требовать  как   знаний  фактов,  так  и  осмысления  или понимания. Обучающийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.  Снежный ком. Работа   в   группе,   которая   начинается   с   решения   индивидуального задания. Все обучающиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах обучающиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее   две   пары   объединяются,   и   работа   продолжается   в   группе   из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В  конце  работы  все обучающиеся  попадают  в  одну  группу.  На  этом последнем   этапе   уже   не   происходит   обсуждения   решений,   группы   делают доклады о своей работе.  Пазлы. Учитель   делит   тему   на   несколько   частей   так,   чтобы   каждая   группа получила   бы   свою   часть   темы.   Также   все   группы   получают   список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый   член   новой   группы   объясняет   своим   новым   коллегам   свою часть   темы,   основы   которой   он   изучил   в   составе   предыдущей   группы   и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы. Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Обучающиеся организуются в группы по 4­5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).  Поведение учителя во время проведения групповой работы. Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по­разному: 1 Он может контролировать. 2 Организовывать. 3 Оценивать работу учеников. 4 Участвовать в работе группы. 5 Предлагать участникам разные варианты решений. 6 Выступать   в   роли   наставника,   исследователя   или   источника информации. А   вот   чего не   следует делать   учителю,   который   хочет   организовать эффективную групповую работу:  сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;  воспринимать   групповую   работу   как   «законную   передышку»,   когда можно позволить себе выйти из класса;  уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;  исправлять   допущенные   ошибки   (кроме   тех   случаев,   когда   ученики просят об этом сами);  оказывать давление на участников или мешать им высказываться.  нельзя   исправлять   или   критиковать   первые   высказывания,  даже   если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;  нельзя   давать   слишком   категоричных   оценок   –   они   действуют   на участников подавляюще;  не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто­то из учеников.  и не следует ходить по классу или стоять около обучающихся в начале групповой   работы:   обучающиеся   часто   стесняются   высказываться   в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.        Принципы выбора заданий для групповой работы. 1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:   задания, которые требуют выполнения большого объема работы; задания,   которые   требуют   разнообразных   знаний   и   умений,   всей совокупностью   которых   не   владеет   ни   один   из   детей   индивидуально,   но владеет группа в целом;  задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;  задания, требующие принятия  решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.   2. Содержание работы должно быть интересным. 3. Задания должны быть доступны  по уровню сложности. 4.   Задания   должны   быть   проблемными,   создавать   определенное познавательное   затруднение,   предоставлять   возможность   для   активного использования имеющихся знаний.  Правила совместной работы. В   8­9   классах     возможно   предложить   детям   простые   правила совместной работы, с помощью который обучающиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 10­11 классах такие правила (или критерии оценки работы) обучающиеся могут вырабатывать сами.              Критерии эффективности групповой работы.   Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по критериям.      Советы учителю. В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:  нельзя   принуждать   к   общей   работе   детей,   которые   не   хотят   вместе работать;  следует   разрешить   отсесть   в   другое   место   обучающемуся,   который хочет работать один;  нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть   в   классе   существует   условный   сигнал,   говорящий   о   превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);  нельзя   наказывать   детей   лишением   права   участвовать   в   совместной работе. В групповой работе  нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны   простейшие   формы   общения.   Нужно   время,   нужна   практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"

Доклад "Технология групповых видов работы как шаг к развитию творческих способностей обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017