Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Все классы
16.06.2019
Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, рассматривающие вопросы одаренности не только взрослых, но и детей различного возраста. К сожалению, недостаточно изучены вопросы выявления и развития одаренности детей дошкольного возраста.
Osobennosti_razvitia_odarennosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta (1).docx
доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение……………………………………………………………………. Глава   1.   Теоретические   основы   развития   одаренности   детей дошкольного возраста 1.1 Одаренность – как психолого ­ педагогическая проблема………… 1.2 Виды одаренности у детей дошкольного возраста………………… 1.3 Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте………….. Глава 2. Методы и формы работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста 2.1 Выявление одаренности у детей старшего дошкольного возраста в ясли – саду  2.2 Особенности проявления развития одаренности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………….. Приложения 1……………………………………………………………… Приложение 2……………………………………………………………… Приложение 3 ……………………………………………………………. . Введение   Среди   самых   интересных   и   загадочных   явлений   природы   детская одаренность   традиционно   занимает   одно   из   ведущих   мест.   Проблемы   ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес   к   ней   в   настоящее   время   очень   высок,   что   легко   может   быть объяснено общественными потребностями. В современной психолого­педагогической литературе достаточно много статей,   публикаций,   рассматривающие   вопросы   одаренности   не   только взрослых,   но   и   детей   различного   возраста.   К   сожалению,   недостаточно изучены   вопросы   выявления   и   развития   одаренности   детей   дошкольного возраста.  В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики   в   области   образования   является   социально­педагогическая поддержка   и   развитие   одаренных   детей   и   молодежи,   как   бесценного национального   достояния   и   основного   интеллектуального   и   творческого потенциала страны.[1] Обращение к проблеме раннего выявления и развития одаренных детей нашло отражение в ежегодных посланиях Президента народу Казахстана, в Концепции   развитии   системы   работы   с   одаренными   детьми   в   Республике Казахстан. [2] Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако   опыт   современного   образования   показывает,   что   существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у   их   сверстников,   со   способностями   к   творчеству,   с   умением классифицировать,   обобщать,   находить   взаимосвязи.   Они   постоянно находятся   в   поиске   ответа   на   интересующие   их   вопросы,   любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Раннее   выявление,   обучение   и   воспитание   одаренных   и   талантливых детей   составляет   одну   их   главных   проблем   совершенствования   системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,   в   особом   внимании   и   руководстве.   Однако   в   силу   личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. В   условиях   динамичного   роста   политического   и   экономического статуса Республики Казахстан обозначалась потребность общества в людях интеллектуально   развитых,   талантливых,   способных   неординарно   мыслить, выдвигать   прогрессивные   идеи   по   изменению   действительности,   активно влиять   на   повышение   конкурентоспособности   государства.   Стремлением казахстанского   общества   к   общемировым   стандартам   образования обусловлена   стратегическая   цель   реформирования   системы   образования, обеспечивающая   создание   наиболее   благоприятных   условий   для   развития одаренных   детей,   реализации   их   интеллектуального   и   творческого потенциала. [1] Актуальность   работы   подтверждается   выбранной   нами   темой «Особенности развития одаренности в старшем дошкольном возрасте». Цель работы:  изучить проявления одаренности у детей дошкольного возраста и рассмотреть особенности взаимодействия с ними в воспитательно – образовательном процессе. Объект исследования – одаренность детей дошкольного возраста. Предметом  исследования  является   интеллектуальная   одаренность   в старшем дошкольном возрасте. Задачи: 1. Изучить психолого­педагогическую литературу по проблеме развития одаренности; 2.  Раскрыть   сущность   и   значение   развития   одаренности   у   детей старшего дошкольного возраста; 3.  Составить   программу   по   развитию   одаренности   у   детей   старшего дошкольного возраста; Гипотеза исследования: если разработать программу по определению и развитию   одаренности   в   дошкольном   возрасте,   то   можно   будет   изучить проявление   одаренности   у   детей   дошкольного   возраста   и   рассмотреть особенности воспитательно – образовательного взаимодействия с ними. Методы   исследования:  при   работе   были   использованы   методы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование. . 1. Теоретические основы развития одаренности детей дошкольного возраста 1.1 Одаренность – как психолого ­ педагогическая проблема Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе   деятельного   освоения   окружающего,  т.  е.  усвоения   накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его   отношениями   с   взрослыми.   В   раннем   детстве   ведущими   для   ребенка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития. [19, 145] Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся   достижениям,   мог   найти   интересный,   неожиданный   выход   из сложной   ситуации,  создать   что­то   принципиально   новое,   легко   приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно. Под   одаренностью   ребенка   понимаются   более   высокая,   чем   у   его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятно «одаренность» происходит от слова   «дар»   и   означает   особо   благоприятные   внутренние   предпосылки развития. [13, 27] В   философском   словаре   дается   такое   определение   понятии «одаренность»:   одаренность   ­   это   качественно   своеобразное   сочетание способностей,   обеспечивающее   успешность   выполнения   деятельности.   представляющих   определенную Совместное   действие   способностей,   позволяет   компенсировать   недостаточность   отдельных структуру, способностей за счет преимущественного развития других. [17, 261] В   педагогическом   словаре   дается   другое   определение   понятию одаренность:   одаренность   –   это   единство   общих   интеллектуальных   и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той   или   иной   деятельности.   Одаренность   проявляется   в   высоком   уровне развития   и   склонности   к   инициативной   творческой   деятельности,   она характеризует   широту   возможностей   человека,   уровень   и   своеобразие   его деятельности, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. [15, 395] В   психологическом   словаре   говорится,   что   одаренность   –   это совокупность   задатков,   природных   данных,   характеристика   степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. [14, 420] Понятие   «одаренный»   применительно   к   ребенку   имеет   два   разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле –   как   носитель   долговременного,   пожизненного   дара.   Это   очень   важное различение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное и ответственное дело – судить о признаках одаренности у ребенка. [11, 148] Научными исследованиями доказано, что ориентировочные реакции у человека формируются прижизненно. Вначале они образуются на базе органа зрения,   а   в   дальнейшем   вокруг   зрительной   ориентировочной   реакции формируются   зрительно   ­   слуховые,   зрительно   ­   тактильные   и   другие механизмы   ориентирования.   Так   ориентировочные   реакции   становятся постоянным источником активности. Первые из них можно рассматривать как элементы сенсорных способов действия. Итак,   возможность   накапливания   индивидуального   познавательного опыта,   индивидуального   жизненного   опыта,   возможность   быть   субъектом собственной деятельности ­ вот те опоры, на которых строится полноценная психолого­педагогическая поддержка одаренным детям. Побудителем   развития   является   необходимость   преодоления противоречия между существующими потребностями и не сложившимися еще способами   действия   для   удовлетворения   этих   потребностей.   С   момента рождения   ребенок   выступает   как   биологическое   существо,   которое развивается   потом   в   социальную   личность.   Все   способы   практических действий, которые формируются у ребенка, черпаются из социальной среды, из   материального   и   духовного   опыта   людей.   Разумеется,   процесс   этот проходит   под  влиянием   воздействий   взрослых   и  при   их   непосредственном участии. Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному ­ начинается социализация ребенка. Тип   отличительных   особенностей   младенческого   возраста   позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года   жизни   необходимо   обеспечить   общение   с   взрослыми.   Позитивное, эмоционально   окрашенное   общение   основывается   на   сотрудничестве   с   чувство   защищенности, ребенком,   формирует   уравновешенность, познавательной активности. [6] После   года   ведущая   деятельность   ­   предметная,   где   происходит усвоение   способов   действий   с   предметами.   В   исследованиях   Н.М. Щелованова,   Н.Л.   Фигурина,   Н.М.   Аксариной,   Д.А.Фонарева,   О.Л.Печора, С.Л. Новоселовой, Л.П. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, Г.Г. Филипповой и др. психолого­педагогические   особенности   рассматриваются   под   углом   зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте   происходит   дифференциация   предметно­практической   и   игровой деятельности   с   предметами.   Процессуальная   игра   складывается   как самостоятельный вид деятельности ребенка. Отличительными особенностями раннего возраста является: темпы роста и физического развития ребенка по сравнению   с   младенческим   возрастом   несколько   снижается;   интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется   взаимосвязь   физического   и   нервно   ­психического   развития; увеличивается   подвижность   нервных   процессов,   совершенствуется   их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4­ 4,5 часов); организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия   с   предметами);   овладевает   элементарными   гигиеническими навыками и навыками самообслуживания; активно интересуется окружающим миром,   задает   вопросы,   много   и   активно   экспериментирует,   наблюдает; закладываются   основы   наглядно   ­   образного   и   символического   мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь   разговорной   речи;   проявляет   интерес   к   другому   человеку, испытывает   доверие   к   нему,   стремится   к   общению   и   взаимодействию   со взрослыми   и   сверстниками;   осознает   свою   половую   принадлежность   («Я   ­ мальчик», «Я ­ девочка»); ребенок испытывает  повышенную потребность в эмоциональных   контактах   со   взрослыми,   ярко   выражает   свои   чувства; появляется   фундаментальная   характеристика   ребенка   3   лет   («Я   сам»,   «Я могу»),   что   находит   выражение   в   самостоятельности   и   инициативности;   у детей   появляется   стремление   к   достижению   результата,   продукта   своей деятельности. Конец   этого   периода   знаменуется  кризисом   3­х   лет,  в   котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.   Основными   симптомами   этого   кризиса   является   негативизм, упрямство,   строптивость   и   своеволие,   бунт   против   окружающих.   За   этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении   взрослого   протекание   кризиса   можно   смягчить.   Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая   функция,   которую   ребенок   еще   не   освоил   сам   и   ждет   ее   от взрослого.   Это   функция   ценителя   достигнутых   ребенком   результатов. Отсутствие   у   ребенка   интереса   к   оценке   взрослого,   потребность   только   в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха   в   деятельности   ­   признаки   неправильно   складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы   Я»,   потребность   в   одобрении,   признании,   поддерживает уверенность   в   себе,   своих   силах,   в   том,  что   он   хороший,   его   любят.  При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок.   Отрицательные   оценки   влияют   на   взаимоотношения   ребенка   с другими   детьми   и   могут   привести   к   эмоциональному   неблагополучию   в группе. Таким   образом,   становление   «системы   Я»   и   самооценки   знаменует переход к новому этапу развития ­ дошкольному детству. Дошкольный   возраст   начинается   с   изменения   ведущей   деятельности ­появляется   ролевая   игра.   Взрослый   становится   эталоном,   образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка. В   младшем   дошкольном   возрасте   (3­4   лет)   сохраняется   особенность раннего возраста ­ потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок   овладевает   различными   способами   взаимодействия   с   другими людьми. [7, 55] В   старшем   дошкольном   возрасте   (от   5   до   6   лет)   все   психолого­ педагогические   особенности   личности   ребенка   становятся   более содержательными:   существенно   повышается   уровень   произвольности   и свободы   поведения.   Появляется   более   адекватная   оценка   успешности   в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника. В   работах   А.В.Запорожца,   Е.П.Арушановой,   Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера,   В.С.Мухиной,   Т.А.Куликовой,   С.А.Козловой,   М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон,   Е.О.Смирновой   и   многих   других   раскрыты   следующие особенности   детей   старшего   дошкольного   возраста:   возникают   первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается   моральная   регуляция   поведения,   интенсивно   развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно — ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним   из   важнейших   критериев,   которыми   ребенок   оценивает   всех   людей формируется   «внутренняя   позиция»   (С.Г.Якобсон,   М.И.Лисина),   желание помочь   сочетается   со   сравнением   себя   с   литературными   героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно   ­   действенное   сопереживание,   так   и   взаимопомощь,   содействие другому;   самосознание   ребенка   сочетается   с   самопознанием,   собственной индивидуальности,   самоценности.   Охотно   помогая   сверстникам   дети   не воспринимают   чужие   успехи   как   свое   поражение;   преобладает   оценочное, объектное   отношение   к   себе   и   другим.   Это   порождает   постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование. [10, 261] В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет  и  важный  возрастной  аспект. Наиболее  продуктивен   педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный   и   младший   школьный   возраст),   должна   рассматриваться   и развиваться   преимущественно   как   общая,   универсальная   способность.   А   с возрастом   эта   универсальная,  «общая   способность»  все   более   приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая   задача   в   этот   период   смещается   с   развития   общих способностей   к   поиску   адекватного   способа   реализации   личности   в определенных видах деятельности. Дошкольное   детство   является   важным   периодом   в   психическом   и личностном   развитии   ребенка.   В   отечественной   психологии   и   педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной   период   связан   не   только   с   дальнейшим   развитием,   но   и   с существенной   перестройкой   познавательной   деятельности   и   личности ребенка,  необходимой   для   его   успешного   перехода   к   новому   социальному статусу – статусу школьника. В   дошкольном   возрасте   у   нормально   развивающегося   ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. [7, 80] Росту   познавательных   возможностей   способствует   становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль   речи   как   в  познании   ребенком   окружающего   мира,  так   и   в   развитии общения,   разных   видов   детской   деятельности.   В   трудах   А.В.   Запорожца отмечается,   что   дошкольники   могут   выполнять   действия   по   словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления. [20, 64] Появляются новые виды деятельности: игра – первый и основной вид совместной   деятельности   дошкольников;   изобразительная   деятельность   – первая   продуктивная   деятельность   ребенка; деятельности.   элементы   трудовой Происходит   интенсивное   становление   личности,   воли.   Ребенок, усваивая   нравственные   представления,   формы   поведения,   становится маленьким   членом   человеческого   общества.   В   дошкольном   возрасте   у нормально  развивающегося   ребенка   чрезвычайно   возрастает   познавательная активность,   интерес   к   познанию   окружающего   мира.   Недаром   дети дошкольники проходят через возраст «почемучек». Основой   познания   для   ребенка   дошкольного   возраста   является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка­дошкольника восприятие, наглядно­действенное и   наглядно­образное   мышление,   зависят   его   познавательные   возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления. [4, 54] В   старшем   дошкольном   возрасте   наряду   с   усвоением   отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже   производят   обобщение   предметов   по   существенным   признакам   и свойствам.   Наряду   с   формированием   восприятия   свойств   и   отношений предметов   у   ребенка­дошкольника   складывается   представление   о пространстве,   развивается   ориентировка   в   нем,   возникающая   на   основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным – ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет   выделять   его   существенные   части,   правильно   представляет   себе   их форму, соотношение по величине, пространственное расположение. Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, – наглядно­действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно­игровой) и направлено на ее обслуживание. Наглядно­действенное   мышление   не   только   самая   ранняя   форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно­образное, а   затем   и   словесно­логическое   мышление.   Поэтому   развитие   наглядно­ действенного   мышления   во   многом   определяет   формирование   всей познавательной деятельности ребенка. В  дошкольном   возрасте   ребенок   свободно  ориентируется   в  условиях возникающих   перед   ним   практических   задач,   может   самостоятельно   найти выход   из   проблемной   ситуации.   В   наглядно   –   действенном   мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий. 1.2 Виды одаренности у детей дошкольного возраста   Одаренные  дети  чрезвычайно  сильно  отличаются  друг  от  друга    по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее. Одна   из   наиболее   часто   встречаемых   видов   одаренности   – интеллектуальная  и академическая  одаренность.  Главным является  то,  что дети   с   одаренностью   этого   вида   быстро   овладевают   основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.  Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать   во   многих   областях   знаний.   Несколько   иной   характер   имеет академическая   одаренность, которая проявляется   в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда   иметь   неважную   успеваемость   по   другим   предметам,   которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в  относительно   узкой   области   создает   свои   проблемы   в  школе   и   в  семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют     найти   возможности   для   поддержки   и   развития   специального дарования. Также часто встречается среди детей творческая одаренность. Прежде всего, продолжаются  споры  о самой необходимости  выделения этого  вида одаренности.   Суть   разногласий   состоит   в   следующем.   Одни   специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого   компонента.   Другие   исследователи   отстаивают   правомерность существования   творческой   одаренности   как   отдельного,   самостоятельного вида.   Одна   из   точек   зрения   такова,   что   одаренность   порождается   или способностью   продуцировать,   выдвигать   новые   идеи,   изобретать   или   же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано. Вместе   с   тем   исследователи   показывают,   что   дети   с   творческой направленностью   нередко   обладают   рядом   поведенческих   характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: • • • • Большая независимость в суждениях; Тонкое чувство юмора; Отсутствие внимания к порядку и организации работы; Яркий темперамент. Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. 1 Социальная   одаренность   выступает   как   предпосылка   высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить,   сопереживать,   ладить   с   другими,   что   позволяет   быть   хорошим педагогом,   психологом,   социальным   работником.   Таким   образом,   понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти   особенности   позволяют   быть   лидером,   то   есть   проявлять   лидерскую одаренность,   которую   можно   рассматривать   как   одно   из   проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: • • • Интеллект выше среднего; Умение принимать решение; Способность   иметь   дело   с   абстрактными   понятиями,   с планированием будущего, с временными ограничениями; • • • • • • • Ощущение цели, направления движения; Гибкость; приспосабливаемость; Чувство ответственности; Уверенность в себе и знание себя; Настойчивость; Энтузиазм; Умение ясно выражать мысли; Перечисленные виды одаренности проявляются по­разному и встречают специфические   барьеры   на   пути   своего   развития   в   зависимости   от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. [9, 237] Одаренность,   которая   поддерживается   и   развивается   в   специальных   Она   студиях   называется   художественной   одаренностью. кружках, подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства   в музыке, живописи, скульптуре,   актерские   чтобы   в способности.   Одна   из   серьезных   проблем   состоит   в   том,   общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. [3, 83] Психомоторная   или   спортивная   одаренность.   Детей,   относящихся   к данной   группе,   отличает:   энергичность,   стремление   к   участию   во всевозможных   соревнованиях,   подвижных   спортивных   играх,   быстрота реакции,   легкость   в   движениях,   их   хорошая   координация,   физическая выносливость. 1.3 Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте Интеллектуально   одаренные   дети,   в   отличие   от   своих   сверстников, испытывают   потребность   в   умственной   нагрузке,   иногда   предоставляя   ей преимущество перед различными видами материального поощрения; обладают высокой   общей   активностью   ума,   настроенностью   к   интенсивным   и напряженным   умственным   усилиям;   умеют   легко   мобилизовать   силы   для   отличаются   способностью   к достижения   познавательной   цели; сосредоточению,   длительному   поддержанию   умственного   напряжения, возобновлению умственных усилий; нуждаются в обновлении и усложнении умственной нагрузки; подвержены классификации, систематизации, усвоение энциклопедических   знаний;   отличаются   глубоким   развитием   формальных аспектов  суждений  и  интеллекта;  легко   меняют  ход  мыслей, продуцируют неожиданные   предположения,   домыслы;   характеризуются   неожиданными сопоставлениями,   обобщениями,   отличающиеся   оригинальностью;   обладают значительной   умственной   самостоятельностью;   характеризуются   очень высоким темпом умственного развития. Интеллектуально одаренным детям присуща и специфика когнитивного стиля обучения как динамического аспекта способа решения познавательной задачи:   полизависимость,   преимущество   ориентироваться   на   внутренние источники   информации;   рефлексивность   как   высокую   дифференциацию познавательной информации. В   познавательной   сфере   интеллектуально   одаренные   дети   жаждой   к характеризуются   интеллектуальной   стимуляции;   широким   кругом   интересов   (одновременно всепоглощающим   любопытством, они   сопротивляются   "всестороннему   развитию",   с   малых   лет   проявляя интерес к какому­то одному виду деятельности (музыке, математике, спорту); способностью   с   раннего   возраста   размышлять   над   такими   явлениями,   как загробная   жизнь,   смерть,   философские   проблемы,   религиозные   верования; интересом   к   загадкам,   игре   слов;   ранним   речевым   развитием,   быстрым накоплением   словарного   запаса,   отличной   памятью;   способностью   легко справляться с познавательной неопределенностью. Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне   наглядно­образного   мышления,   наличии   элементов   логического мышления,   образной   и   смысловой   памяти,   произвольного   внимания, необходимом   уровне   развития   перцептивной   сферы   и   воображения.   Иначе   отмечается   необходимость   сформированности   основных говоря, познавательных процессов. [8, 94] Важной   предпосылкой   школьного   обучения   являются   общие интеллектуальные   умения   –   осознание   цели   деятельности,   поставленной взрослым,   умение   продумать   способы   ее   достижения,   планировать   свои действия,   контролировать   себя   во   время   работы,   правильно   оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками. Если   взять   интеллект   мальчиков   и   девочек,   в   среднем   он   обычно одинаковый.   Но   у   девочек   более   развит   вербальный,   а   у   мальчиков пространственный и числовой интеллект. Среди мальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе к середине. Скажем, если мы берем   детей   особо   одаренных   в   области   математики,   то   на   тринадцать мальчиков приходится одна девочка.  Высокая   восприимчивость   к   окружающим   воздействиям, расположенность   к   усвоению   очень   важная   сторона   интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.   Нередко   обнаруживается,   что   яркие   проявления   способностей ребенка,   достаточные   для   начальных   успехов   в   некоторых   занятиях,   не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Следует подчеркнуть, что как уровень, так и своеобразие умственного потенциала проявляются у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных изменений. Такова специфика детства: именно в меняющихся возрастных   проявлениях   интеллекта   выступают   те   собственно индивидуальные,   возрастные   свойства,   которым   предстоит   укорениться, развиться   и   эти   подлинные   признаки   одаренности   не   всегда   лежат   на поверхности Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства   индивидуальности   у   детей,   опережающих   в   умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. В  дошкольные   годы (от  3 до 7  лет)  рост  активности  и  неугомонное желание пробовать себя в различных начинаниях, забавах проявляются очень ярко: в непрестанном действовании, в тяге к впечатлениям, доставляемым органами чувств, в стремлении говорить. Ребенок испытывает настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. В эти годы активность   выступает   в   расположенности   к   играм,   к   фантазированию   — характернейшей   черте   дошкольного   детства.   В   играх   укрепляется   и развивается   человеческая   потребность   в   активном   воздействии   на окружающее.   В   них   ребенок   проявляет   инициативу,   испытывает   желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями нового. Глава 2. Методы и формы работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста 2.1 Выявление одаренности у детей среднего дошкольного возраста  С целью определения уровня развития одаренности детей в дошкольном возрасте   нами   была   проведена   их   диагностика   у   дошкольников   Для исследования   были   использованы   методическое   пособие   Галины   Шалаевой «Ребенок   в  возрасте   от   6  лет.   Тесты   на   развитие»,  анкеты   для   родителей [Приложение 1] и воспитателей[Приложение 2]. В эксперименте приняли участие 25 родителей.  В конце эксперимента был подведен итог, в результате мы узнали, что 92% родителей считают своего ребенка одаренным в разных направлениях: лидерская, спортивная, интеллектуальная, творческая, также они указали, что каждый ребенок одаренный, главное развивать у ребенка эти способности. 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Анкета для родителей 92% одаренный 8% обычный   При   анкетировании   для   воспитателей   «Карта   одаренности»   приняли участие воспитатели  Мы предложили им ответить на вопросы, для выявления одаренности у 5 детей данной группы. По данному эксперименту мы выявили, что 4 детей из 5 можно считать одаренными, а у 1 ребенка, есть основание считать его способным.   На   констатирующем   этапе   нашего   эксперимента   мы   провели диагностику   для   выявления   одаренности   у   детей   старшего   дошкольного возраста. Для эксперимента мы взяли 15 детей. Им были предложены задания по методическому пособию Галины Шалаевой «Развитие ребенка 6 лет. Тесты на   развитие».  После   выполнения   задания   мы   подсчитали   баллы   и  подвели итоги. В результате 20% детей – одаренные, 46,7% детей – высокий уровень развития, 33,3% детей – у них достаточный уровень развития.  50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% На   формирующем   этапе   нашего   эксперимента   мы   разработали программу,   по   которой   воспитатели   детских   садов   могут   развивать одаренность   у   детей   старшего   дошкольного   возраста.   В   этой   программе подобранны игры, задания для развития одаренности у детей дошкольников. Огромное значение для развития детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги своей деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской   игрой,   а   управлять   ее   развитием,   обогащать   ее   включать   в   игру творческие   и   интеллектуальные   элементы.   Поэтому   нами   были   проведены игры, такие  как:  «Жили –  были…», «Построй  дом», «Солнце  в комнате», «Как спасти зайку» и т. д., в ходе этих игр дети сочиняли сказки, предлагали свои выходы из разных ситуаций, складывали картинки, играли в домино. Для   родителей   были   разработаны   рекомендации,   где   описывали   как проявляется   одаренность,   какие   бывают   виды   одаренности   в   дошкольном возрасте, как развивать их, особенности поведения одаренных детей. Об одаренности ребенка мы, как правило, узнаем, когда видим, что его интеллектуальное   развитие   значительно   опережает   сверстников.   Порой   это опережает настолько большое и явное, что одаренность воспринимается как некое   чудо   не   только   родителям,   но   еще   и   окружающими   людьми   и специалистами. Пожалуй, практически все родители хотели бы видеть своего ребенка одаренными, порой не представляя, какие трудности это влечет за собой. Некоторые родители таких детей даже порой не знают, что делает с их одаренностью, и иногда неординарные способности ребенка просто затихают, если ими никто не занимается. 2.2 Особенности проявления и развития одаренности детей дошкольного  возраста Существует   определенная   возрастная   последовательность   проявления одаренности   в   разных   областях.   Особенно   рано   может   проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается   раньше,   чем   к   наукам;   в   науке   раньше   проявляются способности   к   математике.   Обще   интеллектуальная   одаренность   может выражаться   необычно   высоким   уровнем   интеллектуального   развития   и качественным своеобразием умственной деятельности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой­ то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр   индивидуально­психологических   особенностей.   Большинству одаренных   детей   присущи   особые   черты,   отличающие   их   от   большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская   активность.   Психофизиологические   исследования показали,   что   у   таких   детей   повышена   биохимическая   и   электрическая активность   мозга.   Недостаток   информации,   которую   можно   усвоить   и переработать   одаренные   дети   воспринимают   болезненно.   Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Чаще всего внимание к   одаренным   детям   привлекает   их   большой   словарный   запас, сопровождающийся   сложными   синтаксическими   конструкциями,   а   также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари   и   энциклопедии,   продумывают   слова,   должные,   по   их   мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на   чем­либо,   упорство   в   достижении   результата   в   той   сфере,   которая   им интересна.   Однако   свойственное   многим   из   них   разнообразие   интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Наряду   с   тем,   что   одаренные   дети   имеют   ряд   преимуществ   перед своими   сверстниками,   им   приходится   сталкиваться   и   со   специфическими трудностями.   В   первую   очередь   это   связано   с   отношениями   родителей   к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления   одаренности,   все   свои   усилия   направляют   на   развитие   его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.   Если   одаренность   проявляется   в   какой­то   специфической области,   то   родители   заполняют   его   жизнь   занятиями   в   данной   области, препятствуя   полноценному   развитию   прочих   способностей   и   наклонностей ребенка.   Многие   известные   ученые   музыканты,   художники   и   писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте.  И,   наоборот,   не   менее   часто   люди,   не   проявившие   себя   в   детстве, достигали   выдающихся   результатов   в   последующем,   зрелом   возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих   выдающихся   людей,   долгое   время   оставался   незамеченным окружающими.   Например,   Н,   Коперник   не   только   не   значился   среди одаренных   детей,   но   даже   формально   не   принадлежал   к   числу   ученых­ астрономов. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой   психических   возможностей   человека   и   особенностями   их проявления в тех или иных видах одаренности. В   дошкольном   детстве   начинают   формироваться   продуктивные   виды деятельности,   которые   требуют   достаточно   высокого   уровня   сенсорного развития,   в   частности   восприятия   и   представлений.   Итогом   продуктивной деятельности   является   продукт,   отражающий   воспроизводимый   объект   со стороны   целого,   деталей   и   его   свойств.   Так,   например,   рисунки, изображающие предметы, появляются  у нормально развивающихся детей к концу третьего – началу четвертого года жизни. Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника – требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело   до   конца.   Для   нее   необходимо   развитие   моторики,   зрительно­ двигательной   координации,   развитие   воображения   и   мышления:   анализ объекта,   выделение   главного   оперирование   образами­представлениями.   В старшем   дошкольном   возрасте   продуктивная   деятельность   продолжает активно   развиваться   на   базе   достаточно   высокоразвитого   восприятия   и представлений.   К   концу   дошкольного   возраста   дети   могут   создавать   и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции. Появление   элементов   трудовой   деятельности   у   трехлетних   детей выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребенок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть. Самообслуживание   включает   в   себя   ряд   весьма   сложных   по   своей структуре   навыков,   которыми   должен   овладеть   ребенок.   Здесь   могут   в   определении   и   усвоении возникнуть   два   типа   затруднений: последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них –   с   другой.   Особое   значение   приобретает   при   этом   организация ориентировочно­исследовательской непосредственно связанной с восприятием.   фазы   овладения   навыками, Старшие   дошкольники   владеют   достаточно   широким   кругом   общих сведений   об   окружающей   их   действительности.   Эти   знания   включают представления   о   труде   взрослых,   о   семейных   отношениях,   событиях социальной жизни. Однако   они   не   всегда   носят   отчетливый   характер.   Чем   старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему   необходимо   общение   с   окружающими   и   их   морально­нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во   взаимопонимании   со   стороны   взрослых   и   сверстников,   в   их   оценке. Одновременно   он   начинает   и   сам   оценивать   их:   поступки,   личностные качества.   В   этом   возрасте   оценка   взрослого   переживается   ребенком   очень остро.   Он   уже   не   просто   стремится   выполнить   какую­либо   работу   ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих. У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия   и   самоутверждения.   Появляется   возможность   соподчинения мотивов,   что   является   одним   из   важнейших   новообразований   в   развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять   непосредственные   желания,   у   него   преобладают   обдуманные действия над импульсивными. Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия,   стоящие   на   пути   достижения   целей,   оценивать   результаты выполняемых   действий.   В   этом   возрасте   дети   понимают   смысл   задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания. Заключение Одаренный   ребенок   ­   это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность   имеет   свои   врожденные,   генетические   предпосылки, которые   выступают   не   сразу,   не   полностью.   Они   обнаруживаются   в   ходе возрастного   созревания,   в   социальной   среде,   под   влиянием   обучения   и воспитания. Признаки одаренности ­ это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем­то поднимают над общим уровнем. Это прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в   каких­нибудь   видах   деятельности.   Имеется   в   виду,   что   в   основе   таких проявлений ­ более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста. В работе в теоретической части мы описали понятие «одаренность» из разных источников. Также выяснили что бывают разные виды одаренности: интеллектуальная,   творческая,   лидерская,   физическая,   академическая, коммуникативная,   психомоторная,   каждый   вид   одаренности   делится   на подвиды. В работе были приведены ряд исследований. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети, описанные в учебной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще  раз доказывает, что одаренных детей   не   много.   В   связи   с   этим   необходимо   поддерживать   и   помогать развиваться таким детям. Список использованной литературы 1. Послание   президента   народу   Казахстана,   «Новое   десятилетие.   Новые возможности Казахстана», 2014 г. 2. Концепция развития системы работы с одаренными детьми в Республике Казахстан. 3. Алиева, Е.Г. Творческая одарённость и условия её развития / Е.Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1988.  4. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одарённости / Б.Г. Ананьев // Проблемы способностей. М., 1962.  5. Бабаева,   Ю.Д.   Динамическая   теория   одарённости   /   Ю.Д.   Бабаева   // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Б.Д. Богоявленской. М., 1997.  6. Рыбалко,   Л.И.   Работа   с   одарёнными   детьми   (из   опыта   работы) [Электронный   ресурс]   /   Л.И.   Рыбалко.   –   http://nsportal.ru/nachalnaya­ shkola/blog/rabota­s­odarennymi­detmi­iz­opyta­raboty 7. Батдыева, З.М. Педагогическая поддержка одарённых детей: автореф. дис. канд. пед. наук / З.М. Батдыева. – Карачаевск, 2003.  8. Богоявленская,   Д.Б.,   Богоявленская,   М.Е.   Одарённость   и   проблемы   её идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. 2000. – №4.  9. Валлон, А. Психологическое развитие ребёнка / А. Валлон. М., 1967.  Выготский,   Л.С.   Педагогическая   психология   /   Л.С.   Выгодтский.   М., 10. 1999.  11. 12. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённость / Ю.З. Гильбух. М., 1991.  Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. М.: Прометей, 1993. 13. Лейтес   Н.   С.   Психология   одаренности   детей   и   подростков   /   Н.   С. Лейтес. М., 1996.  14. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Издание четвертое, расширенное. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Санкт – Петербург, «Прайм – Еврознак», 2009 15. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. / Е. С. Рапацевич, Минск: ИООО «Современное слово», 2005 16. Савенков,   А.И.   Одаренные   дети   в   детском   саду   и   школе   :   учеб. пособие / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2000. 17. Фролов И. Т. Философский словарь. Четвертое издание / И. Т. Фролов. М., издательство политической литературы, 1981  18. Юркевич, В.С. Одарённость: иллюзия и реальность. /М., 1990 19. Юркевич   В.С.   Одаренный   ребенок:   иллюзии   и   реальность,  книга   для учителей и родителей / В. С. Юркевич.  М.: П., 1996  20. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. М.: Знание, 1986 Приложение 1 Анкета для родителей «Одаренность в дошкольном возрасте» Как вы думаете, что такое одаренность?  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Кто такой одаренный ребенок? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В чем проявляется одаренность ребенка? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Как вы считаете ваш ребенок одаренный?  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Почему?  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение 2 Анкета для воспитателей «Карта одаренности» Инструкция: предлагается ответить «да» или «нет» на следующие  утверждения:  № 1. 2. 3. 4. Вопросы Нестандартн о мыслит и  часто  предлагает  неожиданные ,  оригинальны е решения. Способен  долго  удерживать в памяти  символы,  буквы, слова. Учится  новым  знаниям  очень  быстро, все  «схватывает  на лету». Быстро  запоминает  услышанное  и  прочитанное  без  специального заучивания,  не тратит  много  времени на 5. 6. 7. 8. 9. то, что  нужно  запомнить. Знает много  о таких  событиях и  проблемах, о  которых его  сверстники  обычно не  знают. Рассказывая  о чем­то,  умеет  хорошо  придерживат ься  выбранного  сюжета, не  теряет  основную  мысль. На занятиях  все легко и  быстро  схватывает. Обладает  чувством  здравого  смысла и  использует  знания в  практически х  повседневны х ситуациях. Хорошо и  ясно  рассуждает,  не путается в мыслях. 10. Улавливает 11. Быстро  связь между  одним  событием и  другим,  между  причиной и  следствием. запоминает  услышанное  или  прочитанное  без  специального заучивания,  не тратит  много  времени на  повторение  того, что  нужно  запомнить. Знает многое о таких  событиях и  проблемах, о  которых его  сверстники и  не  догадываютс я. 12. 13. У ребенка  большой  словарный  запас, он  легко  пользуется  новыми  словами,  точно  выражает  свою мысль. 14. Задает много вопросов.  Интересуетс я многим и  часто  спрашивает  об этом  взрослых. 15. Оригинально  мыслит и  предлагает  неожиданные ответы,  решения Оценка результатов:  если на 15 – 10 утверждений был дан ответ «да»,  ребенка можно считать одаренным, на 9 – 5 утверждений, есть основания  считать данного ребенка способным. Приложение 3 Задание 1 Чашка, вилка, блюдце, кастрюля, чайник, сыр. Скажи, что в этом списке лишнее и почему. Правильный ответ — 2 балла Неправильный ответ — 0 баллов Задание 2 Как ты можешь описать зиму, весну, лето, осень? Каждый правильный ответ — 1 балл Неправильный ответ — 0 баллов Задание 3 На чем растет вишня, смородина, клубника, груша, малина? Каждый правильный ответ — 2 балла Неправильный ответ — 0 баллов Задание 4 Назови, какие съедобные и несъедобные грибы ты знаешь. Каждый правильный ответ — 1 балл Неправильный ответ — 0 баллов Задание 5 Помоги кошке поймать мышку. Кошка может пробегать только там, где нарисованы предметы, начинающиеся на букву «О». Правильный ответ — 5 баллов Неправильный ответ — 0 баллов Задание 6 Катя вышла покататься на санках и потеряла их. Помоги ей найти санки, проведя к ним дорожку. Правильный ответ — 3 балла Неправильный ответ — 0 баллов Задание 7 Настя ищет потерявшиеся носки. Что еще начинающееся на букву «Н» может найти в комнате Настя? Каждый правильный ответ — 2 балла Неправильный ответ — 0 баллов Задание 8 Назови, каких ты знаешь птиц. За каждую названную птицу — 2 балла Задание 9 Найди четырех животных, название которых начинается на букву «Л». Правильный ответ — 2 балла Неправильный ответ — 0 баллов Задание 10 Помоги зайчику добраться до морковки. Он может проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву «Л». . Правильный ответ — 5 баллов Неправильный ответ — 0 баллов Итоги теста: •Если Ваш ребенок набрал 50 и больше баллов, то Ваш труд по его развитию отлично оправдал себя. Поздравляем Вас с одаренным ребенком. • Если Ваш ребенок набрал 40 баллов и больше, то у него высокий уровень развития. •Если Ваш ребенок набрал меньше 30 баллов, то у него достаточный уровень развития, но если вы хотите его приблизить к высокому, то Вам нужно немного позаниматься о ним по тем темам, на которые он ответил неправильно или затруднялся ответить.

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Доклад Тема: Особенности развития одаренности детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2019