Доклад: "Традиции школы. Их воспитательный потенциал...
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
27.11.2018
Одним из значимых моментов школ пенитенциарной системы является процесс воспитания. В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание. Все календарные праздники не остаются без внимания. Проводятся тематические вечера, развивающие игры, интеллектуальные конкурсы и т.д. В статье рассказывается о воспитательной роли традиционных мероприятий. Дается их краткий анализ. В статье делается ссылка на опыт А.С. Макаренко и других великих педагогов.
Традиции школы Их воспитательный потенциал.docx
Традиции школы … Их воспитательный потенциал.
Л.Ф. Мурзабулатова, учитель географии
ФКОУ (С)ОШ УФСИН России
по Республике Башкортостан.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции.
По А. С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция.
Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной
работы. Школа, в которой нет традиций …не может быть хорошей школой, и
лучшие школы, которые я наблюдал…– это школы, которые накопили
традиции».[1, с. 268].
Школа – это государство, маленький мир, в котором наши ученики не
только получают знания, но и учатся жить. За годы ее существования у нас
сложились свои прекрасные традиции,
прослеживаются в
патриотической, эстетической и методической работе.
которые
Традиционно неделя дисциплин естественного цикла проводится осенью.
Ребята погружаются в увлекательный мир конкурсов, викторин, олимпиад.
Здесь проверяются глубина знаний учащихся по предметам, эрудиция, и
умение применять эти знания на практике.
Одним из самых красивых и впечатляющих моментов недели является
праздник цветов (подведение итогов комиссии цветоводов).
Цветы
сопровождают человека всю жизнь, в цветах заложена великая сила, которая
заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и
вспоминать о чемто своем. Безгранична фантазия ребят в выборе названий
букетов, представленных на конкурс: «Снежная королева», «Симфония любви»,
«Милой маме» и т.д. Фотографии цветов, выращенных ребятами, навеяли
воспоминания о лете, о свободе. Каждый чувствовал гордость, что в
выращивании цветов есть частица и его труда. Совместная творческая работа, не
ограниченная условностями урока, сближает учащихся и учителя, способствует
формированию настоящего коллектива единомышленников.
Задача учителя разглядеть способности ученика и, опираясь на них,
выбрать эффективный путь обучения, развить знания, умения, творчество
школьника, сделать грамотным и заставить поверить в себя.
Здесь срабатывает макаренковская "педагогическая техника" или, как
сейчас мы говорим, "мастерство педагогического стимулирования".
Еженедельно мы подводим итоги по учебе и определяем лучших учащихся.
Периодически лучшие ученики поощряются экскурсией в город или на природу.
Сначала ребят привлекает стимул, потом у них рождается интерес. От интереса
до стремления к познанию «рукой подать». А поощрением учителю становится
фраза: «Спасибо вам за урок»! А.С. Макаренко считал «…надо верно оценивать
ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь
потребовать, поощрить… уметь увлечь перспективой…». [2, c.204]
Если в школе работают неравнодушные люди и стараются привить лучшее своим ученикам, добрые традиции зарождаются обязательно.
С 1998 года в праздничном календаре страны появилась новая дата – День
матери. И с этого дня у нас появилась новая традиция – поздравлять мам,
бабушек наших ребят. Долго и с любовью готовят ученики праздничный
концерт. Они с нетерпением ждут своих мам (родители приурочивают свидание
к этому дню), чтобы сказать им слова благодарности и нежности.
Любой креативщик, педагогэкспериментатор или постановщик скажет,
что иногда для новой гениальной идеи нужен просто «апгрейд» какойто старой
концепции. В качестве примера приведу один проект. Обычный конкурс стихов
известных поэтов и стихов собственного сочинения в нашей школе стал
благодаря учителю литературы оригинальной школьной традицией.
Говорят, что «театр начинается с вешалки...» В день конкурса вся
обстановка, в зале клуба способствует хорошему настроению. Ученики
приходят нарядные, в белых рубашках и галстуках. Цветы, добрые, искренние
слова... Для тех, кто на сцене – это «проба пера». Они с удовольствием делятся
своими достижениями. Написанное стихотворение дает им ощущение удачи,
победы и маленького счастья, которым хочется поделиться со своими
друзьями. Возможно от их созидающего пламени зажгутся новые огоньки.
Потеря контакта с родными и близкими, атмосфера замкнутого
пространства вызывает чувство тоски, раскаяния и синтементальности. Все эти
чувства, мысли, переживания они изливают в стихах. Читают свои стихи и
радуются открытию собственного поэтического мира.
Значение традиционных мероприятий (предметных недель, конкурсов,
школьных праздников и т. д.) прежде всего в том, что они, как говорил А. С.
Макаренко,
представляют для учащихся определенную перспективу,
«завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива.
Для ребенка праздник – это целое событие. Тусклым и невыразительным
станет детство, если из него исчезнут праздники и сказки. Умело продумать и
тщательно их организовать, наполнить необходимым для развития ребенка
содержанием – задача взрослого. [3, c.3]
Ежегодно мы, взрослые и дети, погружаемся в мир сказки перед Новым
годом. Работа начинается задолго до праздника. Под руководством взрослых
ребята перед отрядами готовят целые горы снега. Второй этап работы – отсечь
лишние куски. И вот она – эта удивительная, сказочная, рукотворная красота.
Последний штрих – и снежные изваяния ожили от буйства красок. Каждая
фигура посвоему привлекает взор и поражает неповторимостью. На
возвышении устроился символ года – Обезьяна. Недалеко от него восседает Дед
Мороз со своей внучкой Снегурочкой. А вот чудо снежного зодчества – Дракон.
Не верится, что без единого гвоздя и без топора построено необыкновенное
строение – избушка на курьих ножках. Везде по стене, радуясь зимнему
солнцу, припаялись далеко не январские насекомые божьи коровки.
Учителя в отрядах с ребятами готовят новогоднее представлениесказку.
В них участвуют злые и добрые сказочные герои. Трудности составления сценария остались позади, далее обсуждаем постановку, декорации, встречу
гостей, совместно оформляем или изготавливаем костюмы, обсуждая до
мельчайших деталей задуманное. Общие творческие усилия, фантазия, ум и
переживания за каждого участника дают результат, превосходящий все
ожидания. Заключительный аккорд такого праздника – просмотр снятого
фильма, обсуждение недостатков, фото в подарок. Примерно в ноябре фильм
показываем новичкам. Как правило желающих участвовать в новогоднем
представлении бывает «хоть отбавляй». А. С. Макаренко отмечал, что «…порой
есть традиции в школе незаписанные, но дети их узнают какимито щупальцами,
усиками». [1, с. 270]. Новый год в нашей школе один из них.
Лучшей похвалой за усердие бывает восхищение мам своими сыновьями:
«Я даже представить не могла, что мой сын – настоящий артист»! – со слезами
радости говорят они. И очередной раз хочется верить, как бы жестоко судьба не
потрудилась, доказывая обратное, может станут матери наших ребят, наконец,
счастливыми, обретя покой и уверенность в завтрашнем дне своих сыновей.
Наша школа всегда помнит и чтит нелегкий труд защитников во благо
нашего спокойствия и спокойствия большой страны. Вспомнить прошлое, отдать
дань почести защитникам Родины может каждый, кому не безразлична судьба
нашей Отчизны. Во всех классах проходят уроки мужества. Они являются
частью «месячника военнопатриотической работы», который в свою очередь
является частью государственной программы по «патриотическому
воспитанию граждан РФ».
Каждый год, 9 мая проводится торжественная линейка, посвящённая Дню
Победы! В честь праздника проводится концерт, организовывается встреча
воспитанников с ветеранами Великой Отечественной Войны.
Ежегодно летом у нас в колонии проводится родительский день. Это
своего рода день, когда ребята показывают родителям, что их сын желает начать
новую жизнь. По крайней мере, он пытается это сделать. С какой любовью
ребята ухаживают за цветами, чтобы преподнести маме букет, выращенный
своими руками.
Сентиментальным, чувствительным моментом в жизни наших питомцев
бывает последний звонок, на который приглашаются родители.
Наконецто, об их детях говорят со сцены только хорошее. Такие встречи,
как глоток свежего воздуха, как лекарство для раненой души, как звездочка
надежды на лучшее будущее. И очередной раз в душу вселяется надежда, что
хотя бы часть наших питомцев станут добрыми, высоконравственными,
интеллигентными людьми. А значит, наша профессия – самая важная, самая
главная и самая высокая профессия на Земле.
Занятия в школе, подготовка и проведение мероприятий, работа над
проектами, отрядные дела – все это рычаги воздействия на душу наших
питомцев.
Основная цель школы: развитие и воспитание личности, способной строить
свою жизнь, на основании добра, истины, красоты. Ведь добро дает личности защищенность, истина дает свободу, а красота – наслаждение жизнью.
Тематические месячники, праздничные выступления в День Победы
выращивание к родительскому дню цветов для мамы, новогодние сказочные
представления, выпускные вечера – традиционные мероприятия в нашей школе
способствуют решению разносторонних воспитательных задач.
Внеклассная работа – вот место, где можно завести разговор с подростком
по душам, узнать о проблемах, состоянии души, накопившихся переживаниях. В
такие моменты он может рассказать, что его волнует, чем он живет, попросить
совета. В учителе они начинают видеть не только наставника, а коллегу,
старшего товарища.
Дело учителя – его ученик. Огонь разжигается огнем. Личность
формируется личностью.
Список литературы:
1.
Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании /А.С. Макаренко.
– Москва: АПН РСФСР, 1952. – с. 534
2.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М.:
Педагогика, 1987. – с.314.
3. Школа радости: Методические разработки: Из опыта работы.
Сост. Г.Х. Валеев, Е.А. Богданова. – Уфа Башгоспединститут, 2001. –
с. 58
Доклад: "Традиции школы. Их воспитательный потенциал...
Доклад: "Традиции школы. Их воспитательный потенциал...
Доклад: "Традиции школы. Их воспитательный потенциал...
Доклад: "Традиции школы. Их воспитательный потенциал...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.