Педагогическое мастерство
Оценка 4.6

Педагогическое мастерство

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.10.2018
Педагогическое мастерство
Публикация является частью публикации:
Карикатура.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРК   «ИСКАТЕЛЬ» Красноперекопский городской филиал       Секция: Всемирная история Карикатуры Второй мировой войны как средство политической сатиры Работу выполнила: Орешкина Анастасия, учащаяся 11 класса Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3                                       Научный руководитель: Василенко Ярослава Евгеньевна, учитель истории Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3                                        г. Красноперекопск, 2013 2 ТЕЗИСЫ Работу выполнила: Орешкина Анастасия Дмитриевна Красноперекопский городской филиал МАН «Искатель» учащаяся 11 класса  Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3 Научный руководитель: Василенко Ярослава Евгеньевна, учитель истории КУВК «школа­гимназия» №3 В   первые   недели   войны   раздавались   голоса   против   смешных,   карикатурных изображений врага. Само собой разумеется, что гневные, патетические, призывные плакаты были в ту пору необходимы и играли огромную агитационную роль, но из этого совершенно не следовало, что надо было отменить смех. Сатирическая графика является своеобразной исторической летописью. Тема   работы   является   актуальной,   изучая   произведения   карикатуристов,  мы можем   познакомиться   со   многими   важными   событиями   прошлого,   наглядно представить себе отдельные значительные моменты войны. С помощью карикатуры отобразить свое видение определенных событий. Цель   нашей   работы  ­  проанализировать   роль   карикатуры   в  разных   странах   во время Второй мировой войны 1939­1945 гг., показать работы карикатуристов, как способ поднятия боевого духа армии и жителей страны. При   написании   научной   исследовательской   работы   были   взяты   материалы школьной и городской библиотек, интернет источники, а именно журналы, в которых печатались работы известных карикатуристов. Данная  работа   может   быть   использована  на   уроках  истории   в 11  классе,  а также при подготовке к ВНО. Художники­карикатуристы   выполнили   в   годы   войны   свой   патриотический долг,   создав   замечательную   по   своим   художественным   и   идейным   достоинствам летопись   побед   и  поражений.  Они   вели  сатирический   огонь   по   врагу   со   страниц центральной и фронтовой печати, резали агитационными плакатами.  СОДЕРЖАНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........4 РАЗДЕЛ  1 Карикатура во время Второй мировой войны..............................6 РАЗДЕЛ  2 Карикатуры СССР...........................................................................9 РАЗДЕЛ  3 Немецкие карикатуры...................................................................19 РАЗДЕЛ  4  Карикатура в иностранной прессе..............................................27 РАЗДЕЛ  5 Роль карикатуры............................................................................35 РАЗДЕЛ  6 Практическая часть.......................................................................37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................40 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................41 4 ВВЕДЕНИЕ 1 сентября 1939 г. считается началом Второй мировой войны. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники­плакатисты и карикатуристы. В первые   недели   войны   раздавались   голоса   против   смешных,   карикатурных изображений врага. Само собой разумеется, что гневные, патетические, призывные плакаты были в ту пору необходимы и играли огромную агитационную роль, но из этого совершенно не следовало, что надо было отменить смех. Сатирическая графика является своеобразной исторической летописью. Актуальность:  Тема   работы   является   актуальной,   изучая   произведения карикатуристов,  мы   можем   познакомиться   со   многими   важными   событиями прошлого, наглядно  представить  себе отдельные  значительные моменты войны. С помощью карикатуры отобразить свое видение определенных событий. Объект исследования:  Карикатуры разных стран во время Второй мировой войны 1939­1945гг. Предмет   исследования:  Роль   карикатуры   в   поднятии   духа   людей   во   время Второй мировой войны 1939­1945 гг.  Цель  работы:  проанализировать   роль   карикатуры   в  разных   странах   во   время Второй мировой войны 1939­1945 гг., показать работы карикатуристов, как способ поднятия боевого духа армии и жителей страны. Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи. Задачи: 1. Ознакомиться с понятием карикатура. 5   2.     Изучить   творчество   известных   карикатуристов   Второй   мировой войны. 3. Выяснить, какую роль играла карикатуры в поднятии боевого духа армии и жителей страны. 4.   Проанализировать   и   сравнить   карикатуры   СССР,   Германии,   стран западной Европы. Методы: В работе были использованы методы: исторический, логический. При написании  научной  исследовательской  работы  были взяты материалы  школьной и городской библиотек, интернет источники, а именно журналы, в которых печатались работы известных карикатуристов. Практическая   значимость:  данная   работа   может   быть   использована   на уроках истории в 11 классе, а также при подготовке к ВНО. 6 РАЗДЕЛ 1  Карикатура во время Второй мировой войны Карикатура   (итал.   caricatura,   от   caricare   —   нагружать,   преувеличивать)   ­ сатирическое   или   юмористическое   изображение,   в   котором   комический   эффект создаётся   преувеличением   и   заострением   характерных   черт,   неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Карикатура —  один   из   древнейших   видов   рисунка.   Она   отображает   проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком.   Так   насмехались   над   врагами,   так   народ   насмехался   над   своими властителями или поработителями. [1, стр. 426] Жанр политическая карикатуры стремительно начал развиваться во время Второй мировой   войны.   В   СССР   официальная   карикатура   служила   политическим   целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками   общества   строителей   социализма,   высмеивая   тунеядство,   пьянство, прогулы   и   тому   подобное.   Но   наравне   с   официальной   карикатурой   всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать 7 официальная.  Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда   карикатура   стала   в   какой­то   степени   орудием   борьбы   и   средством патриотического   поднятия   духа.   [2,   стр.   35]   Известен   плакат   Моора   (Дмитрия Стахиевича Орло) начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).Во время гражданской войны Моор сменил сферу деятельности   — отошел от жанра карикатуры и занялся политическими плакатами, став одним из первых художников, направивших свое творчество на службу Советской власти. Создаваемые Моором плакаты   занимали   в   революционной   пропаганде   и   агитации   немаловажное   место, являясь действенным инструментом влияния на настроения народа. В работах Моора типичная для того времени графика — тяжелая, контрастная и намеренно лишенная всякого  изящества   —   приобрела   новый   динамизм   и   яркость,   чтобы   доносить   до сознания всех и каждого четко сформулированные визуальные послания. [3, стр. 61] Еще одним известным художником плакатного жанра стал Борис Ефимов. После ареста М. Кольцова в конце 1938 года, художник был уволен из газеты «Известия» и вынужден был переключиться на работу в книжной иллюстрации (произведения М. Е. Салтыкова­Щедрина).   В   1940   году   под   псевдонимом   В.   Борисов   вернулся   к политической   карикатуре   (газета   «Труд»)   и   после   прямого   указания   Вячеслава Молотова   был   вновь   включён   в   обойму   мастеров   советской   политической карикатуры, с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате» и прочие. [4, стр. 26] Произведения изданы в альбомах:     «Политические карикатуры 1924—1934» (1935), «Фашизм — враг народов» (1937), «Гитлер и его свора» (1943), «Международный репортаж» (1961), 8  «Борис Ефимов в „Известиях“. Карикатуры за полвека» (1969). Самыми   известными   в   жанре   карикатуры   стали   Кукриниксы.   Кукрыниксы   — творческий   коллектив   советских   художников­графиков   и   живописцев,   в   который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического   Труда   Михаил   Куприянов   (1903—1991),   Порфирий   Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова,   а   также   первых   трёх   букв   имени   и   первой   буквы   фамилии   Николая Соколова.   Три   художника   работали   методом   коллективного   творчества   (каждый также   работал   и   индивидуально   —   над   портретами   и   пейзажами).   Наибольшую известность   им   принесли   многочисленные   мастерски   исполненные   карикатуры   и шаржи,   а   также   книжные   иллюстрации,   созданные   в   характерном   карикатурном стиле. Совместное   творчество   Кукрыниксов   началось   ещё   в   студенческие   годы   в Высших   художественно­технических   мастерских.   В   Московский   ВХУТЕМАС художники  съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов   из   Тулы,   Соколов   из   Рыбинска.   В   1922   году   Куприянов   и   Крылов познакомились   и стали  работать  вдвоём  в  стенгазете   ВХУТЕМАСа   как  Кукры  и Крыкуп.В   это   время   Соколов,   ещё   живя   в   Рыбинске,   ставил   на   своих   рисунках подпись   Никс.   В   1924   году   он   присоединился   к   Куприянову   и   Крылову,   и   в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы) Этапными   работами   для   Кукрыниксов   были   гротескные   злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933— 1934,   «Поджигатели   войны»,   1953—1957),   агитационные,   в   том   числе антифашистские,   плакаты   («Беспощадно   разгромим   и   уничтожим   врага!», 1941.Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — 9 сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме   того,   был   очень   популярен   цикл   плакатов   «Окна   ТАСС».   Они   стали классиками   советской   политической   карикатуры,   которую   понимали   как   орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат   к   лучшим   образцам   этого   жанра   («Клещи   в   клещи»,   «Потеряла   я колечко…»,   «Под   Орлом   аукнулось,   в   Риме   откликнулось»,   «Уолл­стрижка», «Львиная   доля»,   серия   рисунков   «Поджигатели   войны»   и   др.).   Коллективу принадлежат   многочисленные   политические   плакаты   («Превращение   фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера  станкового  рисунка. [5,  стр. 38]  Они —  авторы  картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948). РАЗДЕЛ 2  Карикатуры СССР 10 Рис. 1 «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» Кукрыниксы Наш   солдат   показан,   как   человек,   стоящий   значительно   выше   фашистов.   Это опровергает образ советского солдата, как полудикого существа, сражающегося с врагом исключительно из страха перед командирами и отсутствия воображения, как его изображала западная пропаганда. 11 Рис. 2 «Арапские сказки немецкого верховного командования, или тысяча и одна ложь» Кукрыниксы В   первые   недели   войны   против   Советского   Союза   нацистским   лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана. 12   Рис. 3 «Фашистская псарня» Кукрыниксы Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии ­ Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии ­ предгорья Карпат до Днестра.   Изображены   главы   фашистских   правительств:   Тисо   (марионеточное Словацкое   государство),   Хорти   (Венгрия),   Муссолини   (Италия),   Антонеску (Румыния) и главнокомандующий финской армией Маннергейм. 13 Рис. 4 «Завоеватели, связанные дружбой» Кукрыниксы Несмотря на единство антисоветских фашистских государств, каждый член коалиции стремился   взвалить   на   своего   союзника   как   можно   большее   бремя   войны, воспользоваться его трудностями, урвать у него частъ добычи, свести с ним счеты и т.д.Среди изображенных: Виши ­ коллаборационистское правительство во Франции; Квислинг ­ лидер фашистской партии Норвегии, позже (с 1942 г.) премьер­министр. 14 Рис. 5 «Все врут календари» Кукрыниксы Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Молниеносную войну Он обещал в июне, 15 И целый час метал слюну, Беснуясь на трибуне. Он говорил: ­ Исход войны Решу я в две недели! ­И дураки его страны В ответ ему галдели. Когда же этот срок истек. Бессовестный оракул Двухмесячный назначил срок. А Геббельс „хох!" проквакал. То к ноябрю, то к рождеству, То первого апреля Грозился фюрер взять Москву. А месяцы летели... «Не думать о конце войны!» ­ Таков приказ последний. «Немедля сдать в казну штаны!» ­ Гласит приказ соседний. Уже листов календаря Не остается, кроме Сорок восьмого мартобря На стенке в желтом доме… 16 Рис. 6 «Пятна крови» Кукрыниксы Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско­германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего – пишет она – если они испачканы в крови, их можно выстирать.» (Из газет) 17 Рис. 7 «Прошло всего несколько месяцев (взирая на лица)» Кукрыниксы «Прошло всего несколько месяцев, а как изменились» ­ Геббельс. Огромные потери немецко­фашистских войск на советско­германском фронте, особенно   возросшие   в   результате   поражения   под   Москвой,   создавали   немалые трудности. 18 Рис. 8 «Скорбная помощь» Кукрыниксы После поражения немецко­фашистских войск под Москвой Гитлер начал смешать генералов и фельдмаршалов с их и постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования. 19 Рис. 9 «Все на Г» Моора В карикатуре изображены Гиммер, Геринг, Гитлер,Геббельс Карикатура, как вид массового искусства сыграла значимую роль, воспитывая  в народе патриотизм и противоборство фашистам. Она распространялась в газетах, журналах, агитационных листовках, плакатах, такие как «Правда», «Красная звезда». Антинацистские карикатуры были одухотворены личным   чувством   гнева   и ненависти.  Разумеется,  и в  сталинское,  и  в  постсталинское  время карикатуры  на диктатора   были   запрещены,   и   даже   карались   административным   или   уголовным наказанием. 20 РАЗДЕЛ  3 Немецкие карикатуры Карикатуры   рисовали   во   всех   странах   участниках   Второй   мировой   войны, Германия не исключение. Один из ведущих юмористических немецких журналов, в котором   печаталсиь   карикатуры   ­     LustigeBlätter.   Он   издавался   с   1896   года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур ­ лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои ­ евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции.  Рис. 10 Из немецкого журнала LustigeBlätter Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41­го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались.  21 22 Рис. 11 «Я друг всех маленьких стран». Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает ­ англичане любят воевать чужими руками. 23 Рис. 12 «За кулисами»    Популярный сюжет нацистских карикатур ­ еврей­кукловод и куклы: Сталин, Черчиль, Рузвельт. На полу валяются уже нужные куклы, такие как Чемберлен. 24 Рис. 13 «Обручальные кольца» 25 "Что ты там прячешь за спиной, Франклин" — спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль — Штаты используют войну, чтобы захватить Южную Америку. Рис. 14 «Верь ему» 26 "Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" ­ говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным. 27 Рис. 15 «Информация из США»   Карикатура иллюстрирует, что когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками. 28  Рис. 16 «Эй, Бимбо! Смотри какие смешные сарайки тут у них в Европе» 29 В конце войны нацисты стремились убедить немцев в том, что американцы гонят в бой диких негров, которые сотрут с лица земли европейскую культуру.  Рис. 17 «Большевизм» Сталин тащит Рузвельта и Черчилля по крутому склону. "Перевалим через вершину, будет полегче" ­ говорит он. На самом деле он тащит западных лидеров к пропасти, на   дне   которой   их   дожидается   страшный   голодный   страшный   зверь   по   имени  В   Германии   карикатуры   создавалась   с   явными   целями Большевизм. негативной рекламы и   пропаганды.   Нарушением   пропорций   в   изображении   фигур, олицетворяющих   величие   германской   нации   и   духа,   отличались 30 и плакаты гитлеровской Германии. Множество различных листовок создавалось для воздействия   на   поведение,   как   собственного   населения,   военных,     так   и   войск противника. Из дневника Геббельса: Из­за сплошных «уток»  уже больше не знают, что ложно, а что верно. Так оно  Мы усердно распускаем по всему свету слухи... и должно быть». РАЗДЕЛ  4 Карикатура в иностранной прессе В СССР Сталин был и остается талантливым правителем, а на Западе его  фигура воспринимается как обычный образец азиатского, вероломного диктатора.  В странах Западной Европы также рисовали карикатуры на Сталина. Одним из «специалистов по Сталину» был английский карикатурист Дэвид Лоу. Посетив СССР в   начале   30­х   годов,   он   смог   воочию   наблюдать   сталинские   методы   правления. Наверное, поэтому художник одним из первых обратил внимание на поразительное сходство советского и германского диктаторов. [6, стр. 144] 31   Рис. 18 Карикатура времён советско­финской войны 32 Рис. 19 Французская карикатура 1940­го года 33 Рис. 20 Карикатура, посвящённая присоединению Латвии и Литвы к СССР 34 Рис. 21 Английская карикатура на присоединение Латвии, Литвы и Эстонии 35 Рис. 22 Английская карикатура "Эволюция медведя" 36 Рис. 23 Карикатура, посвящённая присоединению к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, входивших до сентября 1939 г. в состав Польши 37 Рис. 24 Обмен подарками на Рождество 38 Рис. 25 «Кто­то берет кого­то на прогулку»   Сталин с Гитлером 39 Рис. 26 План Маршалла – то же самое, что план маршала Сталина, но без проблем с   механизацией 40     Рис. 27 Английская карикатура, посвященная подписанию пакта Молотова ­ Риббентропа 41 Рис. 28 Французский плакат PaixetLibertе.   Пустая риторика Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью булавы 42 Рис. 29 «Встреча» Гитлер:   Подонок   общества,   полагаю.   Сталин:   Кровавый   убийца   рабочих, догадываюсь. Карикатура посвящена подписанию пакта Молотова­ Риббентропа. 43 РАЗДЕЛ  5  Роль карикатуры Значение   карикатуры   было   огромным   в   политическом,   патриотическом, нравственном,   воспитательном,   художественном   и   историческом   значении. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к Родине, к народу, ко всему родному. В годы войны работы карикатуристов  публиковали на страницах "Фронтовой иллюстрации", "Красной звезды". Сатирические плакаты «Окна ТАСС», листовки   и   рисунки   КуКрыникСов   сопровождали   армию   от   Москвы   до   Берлина, поднимали   боевой   дух   советских   солдат.  Красноармейцы   вырезали   их   из   газет   и бережно хранили. Карикатуристы не просто смеялись над Великим Рейхом – это была злая сатира, военная. Советские люди смеялись, гитлеровцы злились, а личный враг   фюрера   Борис   Ефимов   продолжал   метко   стрелять   прямо   в   цель.   Имена Кукрыниксов,   Борис   Ефомиов   и   многие   другие   советские   карикатуристы     были включены Гитлером в список лиц, подлежащих уничтожению. [7, стр. 387] Карикатура   военных   лет   была   одним   из   самых   мощных   орудий   в   арсенале советского искусства. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе. Они усиливали веру в мощь и непобедимость Русской армии, заставляли смеяться над врагом, что придавало храбрости в бою и стремлению к подвигам.  Еще   Гоголь   говорил:   «Смеха   боится   даже   тот,   кто   ничего   не   боится!» Карикатура должна бить не в бровь, а в глаз. Она должна здорово задеть человека – вот ее действие. Если карикатура гладит по головке, как я это в основном делал, работая в советском «Крокодиле», не высвечивая острых углов, а сглаживая их, как тогда   требовалось,   то   теряется   ее   суть,  смысл.   Недаром   иностранные   критики   в 44 эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: «положительная сатира»! Никто не ушел от разящей сатиры карикатуристов. И плакаты, созданные в дни минувшей   войны   и   неустанно   напоминающие   нам   о   бдительности   и   боевой готовности, и плакаты послевоенного времени говорят людям о грозной опасности, подстерегающей человечество, о том, что, повторяя истерические вопли бесноватого фюрера, неутомимо жадные до человеческой крови и слез маньяки открыто заявляют о   своем   стремлении   к   мировому   господству   и,   подобно   их   предшественникам, изнуряют и свои народы, и все человечество безумной гонкой вооружений. [8] Много лет тому назад Владимир Маяковский писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли  перо».  Вглядываясь  в  плакаты  и  карикатуры  Второй  мировой  войны, видишь, что их авторы имеют полное моральное право сказать, что их искусство, их обжигающее   сердца   слово   приравнены   нашим   народом   к   штыку   солдата, защищающего Родину, защищающего все человечество от вражьей силы. Немецкие карикатуристы тоже пытались поднять боевой дух солдат и жителей. Но другим способом – ложной информацией. И это приносило свои плоды. «Гитлер – освободитель!», «Гитлер строит Новую Европу» – газеты с такими заголовками на территории Беларуси появились уже в июле 1941 года. Пропагандистскую пирамиду нацизма   возглавил   Геббельс   ­   мастер   «черного   пиара».   Тема   угнетения   и эксплуатации в СССР, голода и нищеты, террора и убогости быта – занимала главное место   в   нацистской   пропаганде.   В   военной   журналистике   в   ход   шел   весь профессиональный арсенал, к сожалению, однобокий и недостоверный. [9] 45 РАЗДЕЛ  6 Практическая часть Карикатура – способ показать свое понимание определенных события. В связи с этим мы провели опрос среди учащихся 11 класса Красноперекопского учебно­ воспитательного комплекса «школа ­ гимназия» №3. Заданием было отобразить свое видение определенного события Второй мировой войны или политического деятеля того времени с помощью карикатуры. В   опросе   приняли   участие   20   человек.   Темы   карикатур   были   следующие: Магнитогорск победил Рур, холокост, превосходство советской техники в битве на Курской Дуге, сравнение личностей Сталина и Гитлера.   Для данной работы было отобрано 6 самых ярких карикатур. 1. Карикатура, выполненная Сушковой Анастасией «Магнитогорск победил Рур»   (Рис.   1).   Комментария   автора   к   рисунку:   «Рурский   промышленный   округ   ­ сердце  немецкой   металлургии.  Металл,  который   шел  на  пушки,  танки  и  т.д.  для Третьего   Рейха   был   именно   оттуда.   Однако   к   концу   Второй   Мировой   войны мощностей и объёмов этого района стало не хватать для ведения боевых действий. Магнитогорск   был   одним   из   основных   поставщиков   брони   и   стали   на   фронт. Магнитогорский   Металлургический   Комбинат   обеспечивал   нужды   вооружения СССР   в   Великой   Отечественной   Войне.   Он   в   буквальном   смысле   вооружал советскую армию. Думаю, что победа советской армии – победа и Магнитогорска». Карикатура, выполненная Сухан Игорем «Добро пожаловать». (Рис. 2) 2. Комментарий   автора   к   рисунку:   «Во   время   Второй   мировой   войны   происходило преследование   и   массовое   уничтожение   евреев   –   холокост.   Одним   из   способов массового   уничтожения   были   газовые   камеры.     Но   для   того,   чтобы   люди   не сопротивлялись, а по собственной воле заходили туда, фашисты придумали хитрость – они говорили, что везут их на Родину, а люди верили». 46 3. Карикатура, выполненная Муратовой Марией «Битва титанов». (Рис. 2) Комментарий   автора   к   рисунку:   «Тигр   ­   немецкий   тяжёлый   танк   времён   Второй мировой войны. Затраты на производство одного танка «Тигр I» были в два раза больше,   чем   затраты   на   любой   танк   тех   времён.   T­34—   советский   танк   периода Второй  мировой  войны. Благодаря  совокупности  своих  боевых  качеств Т­34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков войны. Я считаю, что в Курской битве бой Т­34 против «Тигра» можно считать боем титанов». 4. Карикатура, выполненная Гордиенко Дарьей «Вам шах и мат, фюрер». (Рис.   4)   Комментарий   автора   к   рисунку:   «Сталин   и   Гитлер   –   два   талантливых политика,   действующие   исключительно   умно   и   хитро.   Они,   как   и     шахматисты, продумывали каждый свой шаг. Однако Адольф Гитлер проиграл эту игру». 5. Карикатура, выполненная Шумейко Анатолием «Примерно равно»  (Рис.  5)   Комментарий   автора   к   рисунку:   «  Я   согласен   с   высказыванием   Генриха Манна: «Сталин – это тот же Гитлер. Они нашли друг друга, чтобы выступить против цивилизованного мира». Они создали два самых ярких великих диктаторских режима 20   века   ­     фашистский   (под   предводительством   Адольфа   Гитлера)   и коммунистический (под руководством Иосифа Сталина)». 6. Карикатура, выполненная Гариповой Мариной «Ангел или демон?» (Рис. 6)   Комментарий   автора   к   рисунку:   «В   том,   что   Иосиф   Сталин   был   умным   и талантливым   политиком,   сложно   усомниться.   Это   человек,   под   руководством которого, было создано развитое государство,  восстановленное после войны за одну пятилетку. Только вот какими способами? Аресты, пытки, конфискации имущества, массовые депортации, террор, репрессии...».  Проанализировав  карикатуры учащихся 11  класса, мною был  сделан вывод: современные   школьники   воспринимают   Советский   Союз,   как   государство, обладающее   большим   военно­промышленным   потенциалом,     как   государство­ победитель   фашизма   во   Второй   мировой   войне;   не   отрицают   харизматичность личности И.Сталина и А. Гитлера, отрицательно относятся к немецкой политике. В работах преобладают антифашистские настроения. 47 ВЫВОДЫ Приступая к работе над темой, я ставила перед собой определенные задачи. Подводя   итоги   сделанного,   можно   сказать,   что   художники   ­  карикатуристы выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись побед и поражений. Они вели сатирический огонь по врагу со страниц центральной и фронтовой печати, резали агитационными плакатами.  В   Советском   союзе   писали   карикатуры,   которые   можно   объединить   общей идеей ­ вера в победу над немецкими захватчиками, утверждение социалистических ценностей,   высмеивание   недостатков   и   слабых   сторон     политики   противников.  В странах   антигитлеровской   коалиции   темами   карикатур   являются   захватнический характер   советской   и   немецкой   внешней   политики   (особенно   в   первый   период Второй мировой войны, в частности пакт Молотова­Риббентропа), раздел Польши, советско­финская война. Ключевую роль в этих карикатурах играют политические образы   И.   Сталина   и   А.   Гитлера,   присутствует   постоянный   намек   на   советскую агрессию. В Германии основными идеями карикатур являются негативное отношение к большевизму и коммунизму, часто изображаемого, как монстра, антисионистские настроения,   критика   лживости   некоторых   политических   деятелей,   таких   как   У. Черчилль,   Ф.   Рузвельт.   Высмеивается   идея   антигитлеровской   коалиции,   союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным. Карикатуристы   всех   стран   в   своих   произведениях   часто   использовали стереотипы,   как   прием   усиления   идеологической   нагрузки,   например,  нацисты стремились   убедить   немцев   в   том,   что   американцы   гонят   в   бой   диких   негров, которые   сотрут   с   лица   земли   европейскую   культуру,   И.   Сталина   изображали   с серпом   и   молотом,   А.   Гитлера   в   коричневой   цветовой   гамме,   намекая   на «фашистскую коричневую чуму».  48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. М. Розанова, В. Чешихина­Ветринского. — М: Изд­во Л. Д. Френкель, 1925 2. В.   М.   Фриче,   А.   В.   Луначарского.   Литературная   энциклопедия.   —М.: издательство Коммунистической академии,1929—1939. 3. Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор, 1883—1946. 4. Ефимов Б.Е. Мой век. – М.: «Аграф», 1998.  5. Пистунова А. М. Единосущная троица. — М.: Советская Россия, 1978. 6. Энтони Родс Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны.  1939­1945, ­ «Эксмо», 2008 7. Тотальная война. Дневники Йозефа Геббельса. А. Б. Агапов. – М.: «Русич»,  2008 8. Панарин И.Н «Информационное противоборство во второй мировой войне». доступа: [Электронный ресурс]. Режим ­       –     http://www.pavelbers.com/Karikatura 9. Сергей   Коряков   «Карикатуры   Второй   мировой   войны».   ­   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusfan.ru/posts/115832 49 ПРИЛОЖЕНИЯ Рис. 1 «Магнитогорск победил Рур» 50 Рис. 2 «Добро пожаловать» 51 Рис. 3 «Битва титанов» 52 Рис. 4 «Вам шах и мат, фюрер»   Рис. 5 «Примерно равно»

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2018