Проектная деятельность в начальной школе (доклад)
Оценка 5

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
28.11.2018
Проектная деятельность в начальной школе (доклад)
Данный материал использовался в качестве доклада на педсовете и методическом объединении учителей начальных классов. В настоящее время проект_ это одна из важнейших видов работы , которая даёт возможность работать в коллективе , распределять обязанности по выполнению работы, в начальной школе большую роль играют и родители.
Проектная деятельность доклад.docx
Проектная деятельность в начальной школе.    Проект – одна из форм исследовательской работы, это совместная учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся­партнеров, имеющая  общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на  достижение общего результата по решению какой­либо проблемы, значимой для  участников проекта.  К современным детям поступает огромное количество  информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности  знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи,  ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить  их этому.          Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься  творческой проектно­исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных  знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из­за того, что с  младшими школьниками, как мне казалось,  заниматься проектной деятельностью  достаточно сложно  физически, пока не попробовала сама. И это оказалось настолько  увлекательно! Я поняла, что  для учащихся начальных классов начинать заниматься  этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к  познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного  времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные  работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее  важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2  классе. Но, прежде, конечно же,   на родительском  собрании  родителей познакомила  с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов , обращалась к ним за помощью, но это хорошо, если родители имеют компьютеры, помогают своим  чадам, так у меня было в прошлом наборе. Я не навязывала детям темы исследования.  Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 3 классе попробовали делать  индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с  большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны  темы о природных явлениях, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы  детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в  книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить  исследования.  Но все равно они  ­ исследователи, первооткрыватели!      С чего  всё началось у меня самой?  Прежде, чем заниматься проектами, я сама обратилась к книгам и интернету, может  чего­то не понимаю тоже, но работа пошла.       Я усвоила, что  ПРОЕКТ – это «пять П»: ∙     Проблема ∙     Проектирование (планирование) ∙     Поиск информации ∙     Продукт ∙     Презентация Шестое "П" проекта ­ это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие  материалы. В методе проектов на первое место становится деятельность.    Мы должны создать условия для:  • формирования у детей информационной компетентности; • формирования у ребят коммуникативной компетентности.                    Надо учить: • не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике; • формировать вопросы для общения и поиска информации.       Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие  в  проектной  деятельности  –  сложный   труд   для   ученика,  но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика,   однако   задача   взрослых   участников   –   знать   суть   этой   проектной деятельности,   её   этапов,   требований   к   процессу   и   результату   выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.                           Задачи проектной деятельности: ­ Обучение планированию; ­ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; ­ Умение анализировать; ­ Умение составлять письменный отчет; ­ Формировать позитивное отношение к работе.          В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются  следующие учебные умения: познавательные практические самоконтрол я организационные оценочные     В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой  самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и  навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст,  какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности –  самостоятельности можно представить в следующей схеме:              1­й этап УЧИТЕЛЬ ученик 2­й и 3­й этапы учитель УЧЕНИК          Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик   Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем  этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, ­ зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над  проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе  учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу  сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к  следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые  поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором,  аналитическим мышлением. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой­либо теме? Прежде всего,  начиная работу над проектом, надо  пробудить в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта –  это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей  языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча,  разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не  только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.         Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то  ситуация на уроке, классном часе или просто в беседе.      Тема возникла после вопроса одного папы : «Почему у тебя такой тяжёлый  портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного  портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на  растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, какой вес должен  быть у ранца, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы,  выявили учебники ­ «нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин,  предложили свои способы решения проблемы. Проект Иванниковой Е. занял 2 место  на Районной  конференции .        Другая тема «Вред и польза компьютера» появилась , когда у учеников пошла  увлечённость комп.играми. И в решении этой проблемы узнали как  и сколько надо  работать на компьютере, чему наносят вред наши  засижевания за компом.А с другой стороны – в каких играх пользах.    Тема о фастфудах возникла сама по себе: дети часто стали приносить в школу  чипсы , колу и всякие разности из магазина. На вопрос: «Вы знаете, что вы едите?»,  появилось желание узнать. А для этого надо заняться сбором информации.      Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой  новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много  способов получения необходимых знаний. ­ Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию? ­ Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?     Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я  старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это,  появилось решение  «подумать». Следующий вопрос, который я задала детям: ­ Где мы можем узнать что­то полезное по нашей теме? Отвечая на него, дети постепенно выстроили цепочку :  «подумать»,  «спросить у другого человека», «получить информацию из книг»,  «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление  результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом,  книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и  «презентация проекта». Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное  поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы  для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в  проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого­педагогических  механизмов воздействия на учащихся.   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то  необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы.  По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же  этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап.  Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким  наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности  зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких­то  умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на  контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.   Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения  ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим  для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,  демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный  способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем  доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из  нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые,  побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для  успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои  мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный  эффекты были максимальными.              Оценка и самооценка проекта. После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы,  определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности,  отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад  каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)          Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с  литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и  достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение  формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают  ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в  себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на  себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)

Проектная деятельность в начальной школе (доклад)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018