Аннотация к статье.
В данной статье рассмотрена проблема гражданско-патриотического воспитания в системе среднего образования. Проведены социологические исследования в области гражданского воспитания и патриотического отношения к своему государству. Проанализированы характерные особенности воспитательной работы в учебном процессе. Приведены примеры использования методов и приемов воспитательного воздействия на подростка.
Формирование гражданско-патриотической позиции подростка.
Одним из основных направлений в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является, апробация и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию молодежи. Государственная программа предусматривает: создание системы комплексного, методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Патриотическое воспитание закладывает основу института гражданского общества, главной задачей которого является сохранение единства и общности нашей многонациональной страны, а также выполнение своих прямых обязанностей перед страной. В свою очередь, стоит отметить, что для качественного исполнения, необходимо с раннего детства прививать любовь к своей Родине. Воспитание гражданственности связано с необходимостью научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства; научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам общества и желая изменить ситуацию в лучшую сторону; научить выполнять обязанности (общественные поручения, то есть нести ответственность за какой-то участок работы).
Проведя социологическое исследование среди подростков выяснилось, что: 40% опрошенных затруднились объяснить, что такое гражданственность и патриотизм, около 78% молодежи имеют низкий уровень знаний истории родного края, 17% - хотели бы родиться не в России, а в другой стране, 41% - не хотят принимать политическое участие в жизни государства, 61% респондентов не считают службу в рядах вооруженных сил своим гражданским долгом. Анализируя данные, мы видим, что такие качества как долг, патриотизм, гражданственность подрастающему поколению чужды и непонятны. Каждый подросток должен понимать что вышеперечисленные качества необходимы каждому гражданину при выполнении профессиональных обязанностей и защите национальных интересов своего государства. Анализируя результаты социологического опроса можно сделать вывод, что проблема нравственного воспитания и формирования активной гражданской жизненной позиции, патриотизма является одной из ключевых как в воспитательном так и учебном процессе любой образовательной организации. Необходимо создать условия для развития нравственно-патриотических качеств личности.
Структурными компонентами нравственно-патриотического воспитания среди обучающихся являются: учебные занятия и внеучебная деятельность (участие в общественных объединениях, создание творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; проектная деятельность, ученическое самоуправление, гражданское партнёрство), направленная на формирование умений, навыков и способностей, необходимых для жизни в современном обществе.
На любом учебном занятии следует находить средства и методы нравственно-патриотического воспитания. На уроках химии, физики, педагог в полной мере может использовать личный пример бескорыстного служения Родине Сахарова, биографию Курчатова, Королева, Татьяничевой формируя чувство привязанности к тем местам, где ты родился и вырос гордость за свое Отечество , на примере Ломоносова, заботу об интересах Отчизны. На уроках истории, обществознания, географии нужно обязательно использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Такие учебные занятия целесообразно проводить в краеведческих и виртуальных музеях, комнатах славы. Чувство патриотизма необходимо прививать на примерах героев Великой Отечественной войны, произведениях великих русских писателей. На уроках физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности необходимо развивать физические качества, готовить себя к службе в вооруженных силах, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Говоря, о вне учебной деятельности необходимо помнить о развитии ученического самоуправления как одной из основных возможностей формирования активной гражданской позиции, развитие лидерских качеств обучающихся, формированию собственной точки зрения. Формированию дружного сплочённого коллектива Участие во внеурочных мероприятиях: различного рода круглые столы, акции (бессмертный полк, георгиевская ленточка, белый цветок), митинги, квест –игры патриотической направленности помогают молодежи отстаивать свою точку зрения, уметь видеть проблему и стремиться к ее решению. Проведение и участие спортивных мероприятий: различного рода спортивных праздников, спартакиад, веселых стартов- способствует формированию здорового образа жизни, что является основой процветания нации.
Сегодня очень популярным среди молодежи является участие в волонтерском движении. Развитие волонтерского движения способствует формированию сострадания, толерантности, милосердия: тех качеств личности, которые помогают стать подростку в будущем целеустремленным и играют немало важную роль в становлении личности. Являясь волонтером, молодой человек осознает ответственность за участие в мероприятиях нравственно-патриотического характера, начинает задумываться о своей гражданской позиции, отношении к окружающим людям.
В условиях модернизации образовательного процесса большое внимание уделяется новым технологиям. Поэтому для совершенствования образовательного процесса необходимо в полной мере использовать компьютерные технологии и сеть Интернет, это воспринимается учащимися с большим удовольствием, интересом и результатом чем, например, работа с обычными учебниками. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном и воспитательном процессе позволяет успешно решать не только образовательные, но и воспитательные, а в частности, решать проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер образовательного процесса, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств. Деятельность педагога по развитию нравственно- патриотического воспитания призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и обще цивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России.
Список литературы:
1. "Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
2.«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р
3. Вардикян М.С. Развитие патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Москва – 2018 г. Сборник статей.
4.Гражданственность и патриотизм в XXI веке: теория и практика / Урал. гос. пед. ун-т ; Акад. военно-ист. наук, Урал. отд. — Екатеринбург : [б. и.], 2002.
5. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Минобрнауки России, 20 апреля 2015 г.)
6. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / Молодой ученый. — 2017.
7. Алиева, С. А.
Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : дис. …
канд. пед. наук : 13.00.01 / Алиева Сарият Адзиевна. – Махачкала, 2002. – 164
с.
8.
Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр //
Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.