Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.11.2018
Доклад можно использовать на педсовете, производственном совещании, методическом объединении. Ответы на вопросы: каковы профессиональные компетенции педагога в области воспитания, требования к педагогу, формы самообразования, трудности в реализации профстандарта, как понять свое соответствие профстандарту, трудовые действия и умения педагога в воспитательной работе
доклад.doc
Требования к педагогу профстандарта в области воспитания
На сегодняшний день важной проблемой образования является совершенствование
квалификации педагогических кадров, что обусловлено многообразием экономических и
социокультурных изменений в современном российском обществе. Потому возникает
необходимость в педагогах, умеющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых
знаний с инновационностью мышления и практикоориентированным, исследовательским
подходом к разрешению конкретных образовательных и воспитательных задач.
В многочисленных исследованиях достаточно подробно описаны структура, основные
содержательные характеристики, требования к личности и деятельности педагогов в
образовательных учреждениях. Но, мало тех работ, в которых была бы представлена система
формирования профессиональной компетенции педагога в области воспитания. Тогда как именно
система обеспечивает возможность видения путей, средств и методов достижения
профессиональной компетентности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия
и сотрудничества педагогов, администрации, родителей по выработке компетенций в сфере
осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении, разрешения сложных
задач, осуществления нравственно обоснованного выбора и т. д. Требования к профессиональной
компетенции в области воспитания на протяжении исторического развития нашего общества
претерпевали изменения. Гуманное отношение к ребенку, основанное на изучении его
индивидуальных свойств вот что больше всего ценили в учителе прогрессивные мыслители эпохи
возрождения. Данная позиция прослеживается в работах Т. Мора, Ф. Рабле, Э. Роттердамского.
Современная модель антиавторитарного учреждения имеет своим теоретическим обоснованием
гуманистические философские и психологопедагогические концепции всемирно известных
ученых Р. Штейнера, основателя «вальдорфской» педагогики, и М. Монтессори. Необходимыми
условиями гуманной педагогики ученые считают наличие чувства глубокого почитания ребенка и
умения воспитателя постоянно носить в себе живой образ существа ребенка. А. И. Герцен, М. В.
Ломоносов, П. И. Новиков, В. Ф. Одоевский в качестве одного из основных требований к
профессиональной компетентности воспитателей в конце 18 века — первой половине 19 вв.
выдвигали требование учитывать интересы и склонности каждого ребенка и поддерживать
жизнерадостность как естественное состояние воспитанника. Вопросам компетенции воспитателей
во взаимоотношениях с воспитанниками посвящали свое внимание в научных трудах П. Ф.
Лесгафт, M. X. Свентицкая, А. С. Симонович, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Н. И. Пирогов, В. А.
1 Сухомлинский, рассуждают о необходимых воспитателю механизмах особенного понимания
ребенка, специфичности его духовного мира.
Профессиональная компетенция педагога в области воспитания, таким образом,
предполагает обязательное наличие следующих составляющих:
Интерес к внутреннему миру ребенка, предполагающий не просто знания его
индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности
с опорой на индивидуальные особенности детей. Это может выражаться в следующих умениях
педагога: умении составлять характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его
внутреннего мира; умении выявлять индивидуальные предпочтения, интересы; умении построить
индивидуальную воспитательную программу; умении показать значение и смысл того или иного
поступка в системе межличностных отношений.
Вера в силы и возможности ребенка является выражением гуманистической позиции
педагога, отражающей основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности
ребенка. Здесь определяется позиция педагога в отношении успехов воспитанников. Вера в силы и
возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ребенка, свидетельствует о
готовности поддерживать воспитанника, искать пути и методы, отслеживающие успешность его
деятельности. Выражается в следующих умениях: умении создавать ситуации социального успеха;
осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка; умении
находить положительные качества у каждого ребёнка, грамотно позиционировать его среди
других, опираясь на эти качества; умении разрабатывать индивидуальные программы развития.
Позитивная направленность на воспитательную деятельность, которая позволяет
осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. Эта компетентность
характеризуется: осознанием своих возможностей и уверенности в собственных силах;
доминировании позитивного настроения; удовлетворением от воспитательной деятельности;
профессиональной самооценки.
Установление доверительных отношений. Эта компетенция является основой
воспитательной работы и выражается в том, что надо быть личностью, знать воспитанников, быть
готовым к сотрудничеству. С точки зрения В. В. Марковой, формированию специальных
компетенций педагога способствует рефлексивный компонент, включающий в себя умения
самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего
профессионального развития. Частью рефлексии являются самооценка, умение адекватно
2 оценивать свои поступки, действия и совершенствовать их в соответствии с требованиями своей
профессии.
Воспитательная концепция, авторами которой являются А. М. Виноградова, И. А. Карпенко, В.
А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога на личностное
взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества. Развитие системы
образования напрямую связано с профессиональным развитием педагогических кадров.
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога
предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально
педагогических условиях. В рамках различных форм и методов повышения педагогической
компетенции в области воспитания находят применение многообразные методы и приемы работы с
кадрами. Необходимо отметить, что структура подобной работы в каждом образовательном
учреждении будет отличаться,
поскольку существуют особенности организационно
педагогических и моральнопсихологических условий в том или ином коллективе. Одной из
эффективных форм методической работы в образовательном учреждении является
педагогический совет, который, являясь высшим органом руководства всем учебно
воспитательным процессом, позволяет ставить и решать конкретные проблемы, возникающие в
образовательном учреждении. Наиболее эффективной формой работы по повышению уровня
педагогических компетенций являются семинары и практикумы. Важно отметить, что важную роль
в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и
предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного
образовательного учреждения и учитывать новейшие научные сведения. Помимо прочих форм
работы следует выделить изучение передового педагогического опыта, именно эта форма
повышения профессиональной компетенции способствует освоению педагогом новых подходов к
работе с детьми и совершенствованию его профессионального мастерства, пробуждению
инициативы и творчества. Передовой опыт является самой быстрой и оперативной формой
разрешения практических противоречий и быстрого реагирования на запросы общества, а также
изменяющуюся ситуацию воспитания. В настоящее время широкое применение в методической
работе, в курсовой системе повышения квалификации находят деловые игры. Деловая игра
является сильным инструментом формирования личности профессионала. Деловая игра
представляет собой метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия
управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым
самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую
3 активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. «Круглый
стол» также является одной из эффективных форм общения педагогов и обмена их опытом между
собой. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы
размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, ставят всех участников в
равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого
стола» состоит в тщательном подборе и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на
достижение конкретной цели. В некоторых образовательных учреждениях используется
педагогическая газета, как интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель —
показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Педагоги пишут
статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные, профессиональные качества,
необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность
высказываний и т. д.
Нельзя не сказать об огромной значимости в повышении профессиональной компетентности
педагога самообразования. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из
различных источников с учетом индивидуальности каждого конкретного педагога.
Самообразование является первой ступенью в совершенствовании профессионального мастерства.
Формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с периодическими изданиями,
монографиями, каталогами, изучение интернетресурсов по вопросам воспитания, участие в
работе научнопрактических семинаров, конференций, тренингов, получение консультаций
специалистов практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений
и др. Результатом этих и других видов работ педагога является развитие профессиональной
компетенции в области воспитания в процессе.
Подводя итог, можно выделить следующие основные требования к профессиональной
наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических
проявление осведомленности во взаимоотношениях с воспитанником и существование
компетенции педагога в области воспитания в образовательном процессе:
особенностей детей;
развитых механизмов понимания другого человека;
владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;
обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными
ориентациями. Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов в области
воспитания в процессе педагогической деятельности способствует эффективности учебно
4 воспитательного процесса, а также всестороннему развитию детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями.
Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть у учителя в процессе
реализации профессионального стандарта педагога?
Мы живём в стремительно меняющемся мире. Современные дети владеют в совершенстве
современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной
школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть
готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии решений – к этому должен стремиться каждый
учитель.
Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их
достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать
с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже
уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.
У меня сложилось противоречивое отношение к введению стандарта. С одной стороны,
внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны,
существуют пробелы в некоторых компетенциях, которые нужно както ликвидировать в
ближайшее время. Когдато в вузе мы изучали основы психологии, но эти знания были
поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование.
Многие положения стандарта мы выполняем: знаем свой предмет, умеем разрабатывать
рабочие программы, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТтехнологиями,
умеем объективно оценивать знания учеников, используя разные формы контроля. Проблема
может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании;
одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с
ограниченными возможностями и т.д
Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие
пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого составить план повышения
профессионального уровня. Считаю, что во многих вопросах самостоятельно учителю не
справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением
специалистов разного уровня: психологов, дефектологов.
5 Трудности могут возникнуть с освоением и применением психологопедагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные
ситуации, детьмимигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения,
детьми с зависимостью.
Как мне понять, соответствую ли я профстандарту?
Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие
из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков,
которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт
педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым
дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в
три года. К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные
знания по педагогике.
Главное если Вы:
не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и
девиантными детьми;
не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми
учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете
таких знаний;
не дружите с современными информационными технологиями
то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти
соответствующее обучение.
Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:
регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы,
используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера;
определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;
6 проектирование и реализация воспитательных программ;
помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:
использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
1.
половозрастных и индивидуальных особенностей;
2.
3.
общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
создавать в учебных группах разновозрастные детсковзрослые общности учащихся, их
родителей и педагогов;
4.
управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания,
мотивируя их учебнопознавательную деятельность;
5.
анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе
деловую дружелюбную атмосферу;
6.
защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях;
7.
находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание
и переживание учащимися;
8.
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
9.
сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального
педагога:
Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои
инновации.
Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и
влюбить учеников в свой предмет.
Профессиональный учитель значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен
любить свой предмет и своих учеников.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами:
добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.
7 Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя профессионала глазами
выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не
только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова
русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича
Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых
детских душ!
8
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.