Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Оценка 4.6

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.11.2018
Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Доклад можно использовать на педсовете, производственном совещании, методическом объединении. Ответы на вопросы: каковы профессиональные компетенции педагога в области воспитания, требования к педагогу, формы самообразования, трудности в реализации профстандарта, как понять свое соответствие профстандарту, трудовые действия и умения педагога в воспитательной работе
доклад.doc
Требования к педагогу профстандарта в области воспитания На   сегодняшний   день   важной   проблемой   образования   является   совершенствование квалификации   педагогических   кадров,   что   обусловлено   многообразием   экономических   и социокультурных   изменений   в   современном   российском   обществе.   Потому   возникает необходимость   в   педагогах,   умеющих   сочетать   фундаментальность   профессиональных   базовых знаний   с   инновационностью   мышления   и   практико­ориентированным,   исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных и воспитательных задач.  В   многочисленных   исследованиях   достаточно   подробно   описаны   структура,   основные содержательные   характеристики,   требования   к   личности   и   деятельности   педагогов   в образовательных  учреждениях.   Но,  мало  тех  работ,  в  которых   была   бы  представлена  система формирования профессиональной компетенции педагога в области воспитания. Тогда как именно система   обеспечивает   возможность   видения   путей,   средств   и   методов   достижения профессиональной компетентности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия и   сотрудничества   педагогов,   администрации,   родителей   по   выработке   компетенций   в   сфере осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении, разрешения сложных задач, осуществления нравственно обоснованного выбора и т. д. Требования к профессиональной компетенции   в   области   воспитания   на   протяжении   исторического   развития   нашего   общества претерпевали   изменения.   Гуманное   отношение   к   ребенку,   основанное   на   изучении   его индивидуальных свойств вот что больше всего ценили в учителе прогрессивные мыслители эпохи возрождения. Данная позиция прослеживается в работах Т. Мора, Ф. Рабле, Э. Роттердамского. Современная модель антиавторитарного учреждения имеет своим теоретическим обоснованием гуманистические   философские   и   психолого­педагогические   концепции   всемирно   известных ученых Р. Штейнера, основателя «вальдорфской» педагогики, и М. Монтессори. Необходимыми условиями гуманной педагогики ученые считают наличие чувства глубокого почитания ребенка и умения воспитателя постоянно носить в себе живой образ существа ребенка. А. И. Герцен, М. В. Ломоносов,   П.   И.   Новиков,   В.   Ф.   Одоевский   в   качестве   одного   из   основных   требований   к профессиональной   компетентности   воспитателей   в   конце   18   века   —   первой   половине   19   вв. выдвигали   требование   учитывать   интересы   и   склонности   каждого   ребенка   и   поддерживать жизнерадостность как естественное состояние воспитанника. Вопросам компетенции воспитателей во   взаимоотношениях   с   воспитанниками   посвящали   свое   внимание   в   научных   трудах   П.   Ф. Лесгафт, M. X. Свентицкая, А. С. Симонович, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Н. И. Пирогов, В. А. 1 Сухомлинский,   рассуждают   о   необходимых   воспитателю   механизмах   особенного   понимания ребенка, специфичности его духовного мира.  Профессиональная   компетенция   педагога   в   области   воспитания,   таким   образом, предполагает обязательное наличие следующих составляющих:   Интерес   к   внутреннему   миру   ребенка,   предполагающий   не   просто   знания   его индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности детей. Это может выражаться в следующих умениях педагога:   умении   составлять   характеристику   воспитанника,   отражающую   разные   аспекты   его внутреннего мира; умении выявлять индивидуальные предпочтения, интересы; умении построить индивидуальную воспитательную программу; умении показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.    Вера   в   силы   и   возможности   ребенка   является   выражением   гуманистической   позиции педагога,   отражающей   основную   задачу   педагога   —   раскрывать   потенциальные   возможности ребенка. Здесь определяется позиция педагога в отношении успехов воспитанников. Вера в силы и возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ребенка, свидетельствует о готовности поддерживать воспитанника, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Выражается в следующих умениях: умении создавать ситуации социального успеха; осуществлении   грамотно   педагогически   оценивать   поступки   и   поведение   ребенка;   умении находить   положительные   качества   у   каждого   ребёнка,   грамотно   позиционировать   его   среди других, опираясь на эти качества; умении разрабатывать индивидуальные программы развития.    Позитивная   направленность   на   воспитательную   деятельность,   которая   позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. Эта компетентность характеризуется:   осознанием   своих   возможностей   и   уверенности   в   собственных   силах; доминировании   позитивного   настроения;   удовлетворением   от   воспитательной   деятельности; профессиональной самооценки.    Установление   доверительных   отношений.   Эта   компетенция   является   основой воспитательной работы и выражается в том, что надо быть личностью, знать воспитанников, быть готовым   к   сотрудничеству.   С   точки   зрения   В.   В.   Марковой,   формированию   специальных компетенций   педагога   способствует   рефлексивный   компонент,   включающий   в   себя   умения самостоятельно   и   осознано   планировать,   корректировать   и   реализовывать   перспективы   своего профессионального   развития.   Частью   рефлексии   являются   самооценка,   умение   адекватно 2 оценивать свои поступки, действия и совершенствовать их в соответствии с требованиями своей профессии.  Воспитательная концепция, авторами которой являются А. М. Виноградова, И. А. Карпенко, В. А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога на личностное взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества. Развитие системы образования   напрямую   связано   с   профессиональным   развитием   педагогических   кадров. Современные   требования   к   личности   и   содержанию   профессиональной   деятельности   педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально­ педагогических   условиях.   В   рамках   различных   форм   и   методов   повышения   педагогической компетенции в области воспитания находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами.   Необходимо   отметить,   что   структура   подобной   работы   в   каждом   образовательном учреждении   будет   отличаться,   поскольку   существуют   особенности   организационно­ педагогических   и   морально­психологических   условий   в   том   или   ином   коллективе.   Одной   из эффективных   форм   методической   работы   в   образовательном   учреждении   является педагогический   совет,   который,   являясь   высшим   органом   руководства   всем   учебно­ воспитательным процессом, позволяет ставить и решать конкретные проблемы, возникающие в образовательном   учреждении.   Наиболее   эффективной   формой   работы   по   повышению   уровня педагогических компетенций являются семинары и практикумы. Важно отметить, что важную роль в   результативности   семинара   играет   правильно   организованная   подготовка   к   нему   и предварительная   информация.   Тематика   семинара   должна   быть   актуальна   для   конкретного образовательного  учреждения  и  учитывать  новейшие  научные  сведения.  Помимо  прочих  форм работы   следует   выделить  изучение   передового   педагогического   опыта,   именно   эта   форма повышения профессиональной компетенции способствует освоению педагогом новых подходов к работе   с   детьми   и   совершенствованию   его   профессионального   мастерства,   пробуждению инициативы   и   творчества.   Передовой   опыт   является   самой   быстрой   и   оперативной   формой разрешения практических противоречий и быстрого реагирования на запросы общества, а также изменяющуюся ситуацию воспитания. В настоящее время широкое применение в методической работе,   в   курсовой   системе   повышения   квалификации   находят  деловые   игры.   Деловая   игра является   сильным   инструментом   формирования   личности   профессионала.   Деловая   игра представляет   собой   метод   имитации   (подражания,   изображения,   отражения)   принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими   участниками   игры   правилам.   Деловая   игра   повышает   интерес,   вызывает   высокую 3 активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.  «Круглый стол» также является одной из эффективных форм общения педагогов и обмена их опытом между собой. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, ставят всех участников в равное   положение,   обеспечивают   взаимодействие   и   открытость.   Роль   организатора   «круглого стола»   состоит   в   тщательном   подборе   и   подготовке   вопросов   к   обсуждению,   нацеленных   на достижение   конкретной   цели.   В   некоторых   образовательных   учреждениях   используется педагогическая   газета,   как   интересная   форма   работы,   объединяющая   сотрудников.   Цель   — показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Педагоги пишут статьи,   рассказы,   сочиняют   стихи,   оцениваются   личностные,   профессиональные   качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т. д.  Нельзя не сказать об огромной значимости в повышении профессиональной компетентности педагога  самообразования.   Самообразование   —   это   самостоятельное   приобретение   знаний   из различных   источников   с   учетом   индивидуальности   каждого   конкретного   педагога. Самообразование является первой ступенью в совершенствовании профессионального мастерства. Формы   самообразования   многообразны:   работа   в   библиотеках   с   периодическими   изданиями, монографиями,   каталогами,   изучение   интернет­ресурсов   по   вопросам   воспитания,   участие   в работе   научно­практических   семинаров,   конференций,   тренингов,   получение   консультаций специалистов практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений и   др.   Результатом   этих   и   других   видов   работ   педагога   является   развитие   профессиональной компетенции в области воспитания в процессе.   Подводя   итог,   можно   выделить   следующие   основные   требования   к   профессиональной наличие   глубоких   знаний   возрастных   и   индивидуальных   психофизиологических  проявление осведомленности во взаимоотношениях с воспитанником и существование компетенции педагога в области воспитания в образовательном процессе:   особенностей детей;   развитых механизмов понимания другого человека;   владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;    обладание   профессионально   значимыми   личностными   свойствами   и   ценностными  ориентациями. Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания   в   процессе   педагогической   деятельности   способствует   эффективности   учебно­ 4 воспитательного   процесса,   а   также   всестороннему   развитию   детей   в   соответствии   с   их возрастными и индивидуальными особенностями. Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть у учителя в процессе реализации профессионального стандарта педагога? Мы живём в стремительно меняющемся мире.  Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым   к   переменам.   Мобильность,   способность   к   нестандартным   трудовым   действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – к этому должен стремиться каждый учитель. Профессиональный   стандарт   нацелен   на   умение   общаться   с   детьми,   признавая   их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей. У меня сложилось противоречивое  отношение к введению стандарта. С одной стороны, внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны, существуют   пробелы   в   некоторых   компетенциях,   которые   нужно   как­то   ликвидировать   в ближайшее   время.   Когда­то   в   вузе   мы   изучали   основы   психологии,   но   эти   знания   были поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование. Многие положения стандарта мы выполняем:  знаем свой предмет, умеем разрабатывать рабочие программы, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТ­технологиями, умеем   объективно   оценивать   знания   учеников,   используя   разные   формы   контроля.   Проблема может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в   образовательный   процесс   всех   учеников:   со   специальными   потребностями   в   образовании; одаренных   учеников;   учеников,   для   которых русский   язык   не   является   родным;   учеников   с ограниченными возможностями и т.д Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие пробелы   в   компетенциях   существуют.   И   в   зависимости   от   этого   составить   план   повышения профессионального   уровня.   Считаю,   что   во   многих   вопросах   самостоятельно   учителю   не справиться:   необходимо   организовать   курсы   повышения   квалификации   с   привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов. 5 Трудности   могут   возникнуть   с   освоением   и   применением   психолого­педагогических технологий   (в   том   числе   инклюзивных),   необходимых   для   адресной   работы   с   различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми­мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью  и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью. Как мне понять, соответствую ли я профстандарту? Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые   требуют   федеральные   государственные   образовательные   стандарты   и   профстандарт педагога.   Мы   живём   в   меняющемся   мире,   поэтому   профстандарт   указывает   необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года. К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.  Главное ­ если Вы:     не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми; не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ; не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний; не дружите с современными информационными технологиями то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение. Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога: регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; постановка   воспитательных   целей,   способствующих   развитию   обучающихся,   независимо   от   их способностей и характера; определение   и   принятие   четких   правил   поведения   обучающимися   в   соответствии   с   уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка; 6 проектирование и реализация воспитательных программ; помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде: использование   конструктивных   воспитательных   усилий   родителей   (законных   представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения: строить воспитательную   деятельность   с   учетом   культурных   различий   детей, 1. половозрастных и индивидуальных особенностей; 2. 3. общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; создавать в   учебных   группах   разновозрастные   детско­взрослые   общности   учащихся,   их родителей и педагогов; 4. управлять классом   с   целью   вовлечения   учеников   в   процесс   обучения   и   воспитания, мотивируя их учебно­познавательную деятельность; 5. анализировать реальное   состояние   дел   в   классе,   поддерживать   в   детском   коллективе деловую дружелюбную атмосферу; 6. защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; 7. находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; 8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций; 9. сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. А   вот   как   в   сознании   современного   студента   сформирован   образ   профессионального педагога: Профессиональный  учитель  сочетает традиционный  подход и вносит в процесс обучения свои инновации. Это   человек,   умеющий   найти   общий   язык   с   учениками,   подход   к   каждому,   заинтересовать   и влюбить учеников в свой предмет. Профессиональный учитель ­ значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников. Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником. 7 Нельзя   не   согласиться,   что   этот   собирательный   портрет   учителя   ­   профессионала   глазами выпускников   полностью   соответствует   тем   требованиям,   которые   предъявляет   к   учителю   не только   новый   образовательный   стандарт,   но   и   время.   Вспомним   важные   и   правильные   слова русского   педагога,   основоположника   научной   педагогики   в   России,   Константина   Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя   голову   учителя.   Учитель   живет   до   тех   пор,   пока   он   учится.   Как   только   он   перестает учиться,   в  нем   умирает   учитель».   Пожелаю   же   всему   учительству   здоровых   идей   и   здоровых детских душ! 8

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"

Доклад "Требования к педагогу профстандарта в области воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.