Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"
Оценка 4.6

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
история
Взрослым
27.02.2017
Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"
Социально-исторические условия формирования и система ценностей русской культуры – многогранны и интересны. Чтобы успешно решать задачи, студентам необходимо в комплексе познать русскую архитектуру от Киевской Руси до современности, изобразительное искусство ( монументальную живопись, интерьер храмов, фресковые росписи, иконопись) от великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублёва до великих русских художников (А.Венецианова, В.Перова, И.Айвазовского, В.Васнецова…).Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"
Учебные задачи по истории культуры России.docx
Учебные задачи по истории культуры России. Доклад. Культура народа России является частью его истории. Культура – одна из важнейших областей общественной жизни. В современной науке существует множество её толкований. Иногда они даже противоречат друг другу. Но как бы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает образование умственное и нравственное. Огромную роль в этом направлении играют учебные задачи по истории культуры нашей Родины. Основными задачами при решении этих задач являются следующие: 1. Способствовать познанию специфических особенностей и основных этапов культурно-исторического развития России. 2. Способствовать осознанию студентами многогранности и богатства отечественной культуры. 3. Способствовать развитию у студентов исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе. 4. Развивать предметные компетенции студентов в самостоятельной работе с историческими источниками и учебными сайтами Интернета. 5. Формировать уважительное отношение к традициям, историческому прошлому своего народа. Во время проведения учебных занятий могут быть использованы различные виды парной групповой и индивидуальной работы. Оптимальным является использование активных и интерактивных методов обучения при решении учебных задач по истории. Поистине прав художник В.М.Васнецов, который отмечал: «Плох тот народ, который не помнит и не знает своей истории, культуры своего народа…» Наиболее эффективными формами ведения занятий при решении учебных задач являются: семинар, дискуссия, «круглый стол», защита проектов. Ресурсным материалом при подготовке решения задач могут быть:  Фонд библиотеки;  Исторические справочники и хрестоматии;  Художественные фильмы;  Тематические передачи;  Альбомы художников;  Компьютерные программы;  Интернет-ресурсы. Чтобы успешно решить учебные задачи по истории культуры России, студентам необходимо проделать огромную работу: 1. Проанализировать документы; 2. Сделать устные сообщения или реферат; 3. Написать мини-сочинение; 4. Конспектировать лекции; 5. Участие в экскурсии. Социально-исторические условия формирования и система ценностей русской культуры – многогранны и интересны. Чтобы успешно решать задачи, студентам необходимо в комплексе познать русскую архитектуру от Киевской Руси до современности, изобразительное искусство ( монументальную живопись, интерьер храмов, фресковые росписи, иконопись) от великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублёва до великих русских художников (А.Венецианова, В.Перова, И.Айвазовского, В.Васнецова…). Немаловажную роль в познании русской культуры сыграли и великие имена:  К.Растрелли;  В.Баженова;  И.Е.Репина;  В.А.Серова;  Н.Рериха;  К.Малевича. Интересны и увлекательны задачи, они уводят подростков в мир настоящей культуры нашей Родины. Задача №1. «Живописец Главного морского штаба» (это звание ему было присвоено в 1844 году), он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Чёрном и Балтийском морях, битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои. «Каждая победа наших войск на суше или на море,- писал художник ,- радует меня, как русского в душе, даёт мысль, как художнику, изобразить её на полотне…» О каком художнике идёт речь? (И.К.Айвазовский). Задача №2. Идея вневременности передаётся на иконе спокойствием ликов, одухотворённостью взглядов, плавностью круговых форм (круг как символ вечности). Мотив круга всё время ощущается как лейтмотив всей композиции. Он звучит и в склонённой фигуре первого ангела, и в очертаниях горы и дерева, и в наклоне головы среднего ангела, и в придвинутых одно к другому подножиях… О каком произведении идёт речь? Расскажите о его авторе. («Троица» Андрея Рублёва). Задача №3. Этот храм был построен в Москве на Красной площади в 1560 году в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Возводили храм два архитектора – Барма и Постник. Строили же по плану, утверждённому Иваном Грозным. Современники воспринимали символику храма как образ небесного града Иерусалима. Собор служил не только местом моления москвичей, но и символом русской столицы – «Третьего Рима». Именно сюда накануне Страстной недели двигалась процессия, напоминая о последнем въезде Иисуса Христа в столицу Иудеи. Назовите этот шедевр русской архитектуры. (Храм Василия Блаженного). Задача №4. В 1892 году в Московскую Городскую Думу поступило заявление, в котором заявитель сообщал: « Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, процветанию искусства в России, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». Этот меценат передал родному городу 1287 полотен, 518 рисунков, 19 скульптур русских и несколько десятков произведений иностранных, принадлежавших ему и его покойному брату. Дар братьев был оценён почти в полтора миллиона рублей, но в действительности он бесценен. Назовите этот музей. (Третьяковская галерея). Задача №5. Это – одно из лучших исторических полотен мастера. Ни к одной картине художник не сделал так много этюдов, как к этой. Он писал не только лица, но и мельчайшие детали: шапки, пальцы рук, крест, чашу с монетами, посох, обнажённую ногу юродивого. Причём старался делать этюды в условиях, близких к реально изображённым на картине. Увиденного на толкучке торговца огурцами, послужившего прототипом для босоногого юродивого, художник заставил позировать прямо на снегу в одной холщовой рубахе, угостив его водкой, чтобы не замёрз. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял»,- шутил художник. Но всё было «завязано» на главном герое. Долго не давалось художнику её лицо. Терялось в толпе. Наконец, случайно, на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве, он повстречал нужный типаж – немолодую богомольную женщину. «Я с неё писал этюд в садике, в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила»,- вспоминал художник. Назовите картину, о которой идёт речь. Кто её автор? ( Суриков. «Боярыня Морозова».) Задача №6. Важная деталь русского наряда – пояс. Пояс в древности носили не только для красоты. Он выполнял и полезные функции: поддерживал одежду, придавал фигуре стройность, к нему можно было привязать кошелёк – калиту, чернильницу, заложить плеть, нож, ложку. Разновидность пояса – кушак, его заимствовали с Востока. Кушаком подпоясывали кафтаны, шубы. Каково было отношение к человеку, лишившемуся по какой- то причине пояса? (Лишить человека пояса значило опозорить его. Про того, кто несдержанно себя ведёт, распускается, по сей день говорят – «распоясался». Задача №7. Общественным центром средневекового города считалась торговая площадь. В Москве она долгое время так и называлась – Торг – и находилась у кремлёвских стен. В Средние века площадь была занята многочисленными лавками – чуть ли не 40 тысяч. В 17 веке число торговых рядов на Московском Торгу превышал 120. Хлебные изделия можно было купить в Хлебном, Калачном, Пирожном, Пряничном рядах; мясные изделия – в Ветчинном, Сальном, Мясном рядах; рыбные – в Посольном, Живом, Свежем рядах; овощи – в Капустном, Луковичном, Чесночном, Огуречном, Яблочном, Дынном рядах; одежду – в Кафтанном, Шубном, Шапочном рядах. Имелся даже особый, Ветошный ряд, где продавали старьё. Существовали также ряды Иконный, Свечный, Зеркальный, Фонарный, Книжный и другие. Всех поражало обилие и разнообразие товаров на Московском Торгу. В 17 веке площадь приобрела то название, которое сохранилось и до наших дней. Как она называлась и почему? (Красная площадь, что означало «красивая»). Задача №8. В древности к ним как к предмету поклонения относились с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели – они «выбыли». В старину ими украшали дома и развилки дорог, храмы и ворота при въезде в город, вывешивали у колодцев. В настоящее время их рассматривают и как произведения искусства. О чём идёт речь? (Об иконе. В переводе на русский означает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли – «образа»). Задача №9. Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами для отправки в Германию, но враги не смогли вывезти его из города: помешало наступление советских войск. За время оккупации Новгорода из 2532 домов было разрушено 2508. Город лежал в руинах. Он просматривался насквозь. Солдаты 221-й стрелковой дивизии, освобождавшей Новгород, больше всего удивились тому, что они увидели в кремле. В центре его торчал наполовину демонтированный памятник, верхняя часть шара-державы была снесена, словно напоминала о наполовину захваченной врагом России, а вокруг, точно воины, павшие на поле боя, валялись полузасыпанные снегом статуи. Дмитрий Донской грозил поднятым мечом, Владимир осенял крестом, Михаил Романов возносил молитву, Пётр Первый грозно смотрел в низкое зимнее небо. Это было настолько страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам стало не по себе. Все поняли драматическую символику этого зрелища. Оставлять в таком виде памятник значило оставлять поруганной Россию. Восстанавливали памятник 8 рабочих во главе с новгородским реставратором Чернышовым ещё в военное время. В лютую стужу, под порывами ветра, без инструментов… Как называется этот памятник в Новгороде? ( «Тысячелетие Руси»). Задача №10. В поэме «Зодчие» Дмитрий Кедрин писал: Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье своё приходить мастерам. И велел благодетель, - гласит летописца сказанье,- В память оной победы да выстроят каменный храм! О каком Храме говорит Дмитрий Кедрин? ( Храм Василия Блаженного в Москве). Задача №11. О какой любимой игре Ивана Грозного идёт речь в отрывке? В прихожей комнате соседней, Как и обычно по утрам, Ждал патриарх, чтобы к обедне, Идти с царём в Господень храм. Тому ж и дела было мало, Что на молитву стать пора: Зело кормильца занимала Сия персидская игра! (Игра в шахматы). Задача №12. Новорождённых мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошёл этот обычай? (Учреждённые для новорождённых детей царской фамилии ордена Святого Андрея Первозванного и Святой Анны имели ленты соответственно голубого и розового цвета). посольских приемах. Задача №13 . Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Именно эти изделия составляли главное богатство казны. Предметы из царской казны постоянно использовались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, Их дарили иностранным монархам и послам, отличившимся боярам и дворянам. Особенно удивляет количество золота и драгоценных камней. Назовите источники драгоценных металлов и камней, которыми пользовались русские цари при пополнении своей коллекции. До XVIII века в России не добывали золото. Главным Ответ: источником драгоценных металлов были иностранные золотые и серебряные монеты - английские, немецкие, арабские, попавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока - из Персии, Китая, Индии, Ирана. Таким образом, учебные задачи по истории культуры России позволяют разнообразить изучаемый материал, знакомить студентов с новыми, подчас малоизвестными фактами, расширять их общекультурный кругозор и стимулировать их познавательную активность. Литература. 1. Н.И.Чеботарёва. Н.И.Григорьева. Элективные курсы по истории России для профильного обучения в 10-11 классах. М., «Глобус», 2007г. 2. М.Н.Чернова. Великий Новгород на уроке истории. Вып. 31 библиотечки «Первое сентября», М., 2010г. 3. Н. Дорожкина. Познавательные игры по Отечественной истории. Вып. 16 библиотечки «Первое сентября», М., 2007г. Министерство образования Администрации Волгоградской области ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж» Учебные задачи по истории культуры России. Доклад. Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории высшей категории. Елань 2013г.

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"

Доклад "Учебные задачи по истории культуры России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017