Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
доклад 1.docx
Доклад на тему: «Учитель и его самообразование»
Подготовила: учитель биологии и химии Клишина Е.А..
Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на
улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач,
обеспечивающих действенную взаимосвязь учебновоспитательного процесса, повышения
их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей
преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени,
стимулов, нехватка источников информации и др.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного
труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над
личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное
обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового
поколения.
Можно выделить следующие общие направления самообразования:
профессиональное (предмет преподавания);
психологопедагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационнокомпьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби…
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно
добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти
источники самообразования:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастерклассы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие
личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут
способствовать и тому и другому одновременно.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и
групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители
методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот
процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между
результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем
наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их
преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и
конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научноисследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научнометодической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научнометодических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания
обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных
мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования
учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернетресурс, созданный для общения
единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться
опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между педагогамипрактиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной
работы учителей. Личный творческий план самообразования не является обязательным
документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой
план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, начинающим
педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога,
уровень его педагогической и профессиональной квалификации.
План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного
преподавателя. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы,
которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО,
поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета
и т.д.)
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде
следующих этапов:
1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на
самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научнометодической темы
(проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление
последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психологопедагогической и
методической литературой по выбранной проблеме. 3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических
фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических
фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение
прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на
заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы
работы.
5 этап – итогово контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей
самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным
является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое
обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в
работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и
перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и
сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и
коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской
и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования
педагога.
Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические
рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта,
рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и
хранятся в методическом кабинете школы.
Доклад "Учитель и его самообразование"
Доклад "Учитель и его самообразование"
Доклад "Учитель и его самообразование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.