Доклад "Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь"
Оценка 4.9
Семинары
DOC
воспитательная работа
Взрослым
03.07.2017
В своём докладе я делюсь опытом из своей педагогической практики об оздоровительной работе с ребенком в школе. Я была постоянно в поиске путей сохранения и укрепления здоровья школьников, как на уроках, так и в воспитательной работе. Потому что что Ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть.Этот доклад был использован на семинаре, в нём говорится об опыте моей работы в школе по сохранению и укреплению здоровья детей.
ТЕХНОЛ.DOC
Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь
(система работы учителя начальных классов по данной теме).
В условиях современной природной и социальноэкологической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время
она является первой по актуальности среди множества других проблем
обучения и воспитания школьника. Сегодня мы вправе поставить вопрос так:
«Что для нас важнее – физическое состояние детей или обучение (то обучение,
которое мы имеем сейчас)? Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того
перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного
короля.» Можно было переадресовать решение проблемы сохранения здоровья
врачам, родителям, но время идет, дети растут и каждый день их жизни может
привести к непоправимым ошибкам. Поэтому я активно включилась в поиск
эффективных путей сохранения здоровья школьников, формирования у них
основ культуры здоровья. Мои многолетние наблюдения говорят о том, что
состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с
хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью
включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,
открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного
развития всех сфер личности. Поэтому надо не забывать об одном весьма
существенном и важном факторе – несформированности у детей основ
культуры здоровья. Опасность подобного воспитательного пробела»
очевидна: не сумев освоить законы здоровой жизни в детстве, школьник,
становясь взрослым, не раз столкнется с проблемами, обусловленными его
«безграмотностью». Поэтому формирование у детей культуры отношения к
своему здоровью не прекращается ни на одном уроке; каждый урок учит детей
раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми,
осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети
учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными
процессами,
«смягчая удары судьбы» и делая нужный выбор. В результате поисков,
раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система
обучения с созданием здоровьесберегающего образовательного пространства. В
основе ее лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют
мою педагогическую философию. Ядро этой философии – мое убеждение, что
Ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. В
каждом ребенке скрыт неизвестный нам генетический потенциал здоровья,
который может реализоваться. И мой педагогический принцип – очень
осторожно и бережно пробудить в ребенке резервы жизни, жизнеспособность.
Причем эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде.
Они словно ростки формируются, развиваются и укрепляются в процессе
обучения и воспитания. Для укрепления духовной стойкости вселить в ребенка
1 уверенность, дать почувствовать Ребенку самоценность независимо
конкретных успехов в учебной деятельности.
от
В практической деятельности решаются следующие задачи:
усвоение основных знаний, умений и навыков;
обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребенка в
соответствии с его возможностями;
воспитание учеников гармонично развитыми, физически крепкими,
духовно здоровыми;
формирования знаний у детей о собственном здоровье и о факторах,
влияющих на состояние здоровья.
развитие познавательной сферы (память, восприятие, мышление,
логическое мышление, воображение);
формирование культуры взаимоотношений между детьми, снятие
агрессивности.
Для достижения поставленных задач я решила апробировать
здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного, поэтому методическую
основу моей концепции составляют положения, основанные на его идеях. В чем
суть моей деятельности в этом направлении?
Вопервых, учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз,
для чего используются
Особенности конторки
позволяют учащимся произвольно выбирать оптимальную рабочую позу. И это
оказывает благоприятное влияние на их физическое развитие, повышает
работоспособность, растет число детей с улучшением осанки.
специальные конторки.
Вовторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно
телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты
реакции использую схемы зрительных траекторий и специальный тренажер
«Спутник», расположенный под потолком.
Втретьих, пробую проводить уроки так, что наглядный учебный
материал движется по классу. Это побуждает детей постоянно разыскивать
задания глазами, отчего выполнение этого задания физически активизирует
детей. Для этих упражнений я использую карточки с заданиями и различными
вариантами ответов, которые по моей воле могут оказаться в любой точке
класса.
Вчетвертых, в процессе обучения детей навыкам письма применяю
выполняемые
каллиграфические прописи,
художественнообразные
карандашом.
Впятых, на своих уроках использую хоровое пение. Мы поем песни,
алфавит, частушки под аккомпонемент баяна, на котором играю сама.
Отличным средством настройки организма на учебную деятельность и вывода
учеников из эмоционального возбуждения является использование музыки. Это
и письмо в сопровождении музыки, и исполнение песен на гитаре, и
«музыкальная гимнастика для пальчиков», и танцевальные движения. Кроме
этого, выполняем на уроке упражнения для улучшения осанки, например,
2 упражнение «Стрелка»,
«Предмет на голове» и другие. Применяю
«оживлялки» Васильевой, игру в «веселых человечков» –на карточках, которые
я показываю, схематично изображены человечки, выполняющие различные
гимнастические упражнения (наклоны головы, отведение рук или ног в сторону
и т.д.). Размер изображения человечков 12 см. Дети должны повторить его
движения.(приложение №1). Вопросы здоровья затрагиваются в той или иной
мере в процессе преподавания таких учебных предметов, как природоведение и
естествознание, но этого, конечно, недостаточно. Введенные в школах уроки
валеологии и ОБЖ тоже не решают проблему, ведь в рамках одного учебного
предмета, будь то валеология , природоведение или физкультура, решить
проблему здоровья школьника невозможно, необходим комплексный подход.
Поэтому одной из основных задач моей работы является обучение детей
приемам сохранения здоровья, которое происходит на каждом уроке. И я
решила включить
оздоровительный компонент в содержание учебных
предметов. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки
по предмету «окружающий мир». На них учащиеся получают знания о своем
организме, о режиме дня, личной гигиене и т.д. На уроках математики и
русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Кроме
того, я считаю целесообразным использование на уроках математики, русского
языка, чтения дидактического материала, так или иначе
связанного с
оздоровительной тематикой. Это помогает закрепить знания, полученные на
уроках окружающего мира. (Приложение №2). В классе действует стенд «Я
здоровье берегу, сам себе я помогу». Материалы на стенде периодически
меняются. Привлекаю детей и родителей к нахождению материалов
о
сохранении здоровья. Учащимися ведутся дневники здоровья, в которых
отмечается различная информация: «Мои способы закаливания», «Продукты,
полезные для меня», «Мои любимые виды спорта», карта успеха (с учетом
пропусков по болезни), различные советы по сохранению своего здоровья и т.п.
Выпускали газету «Айболитик», а
«Здравушка». Ежедневно
проводится утренняя зарядка под музыку. Стараюсь каждого ученика
подключить к ее проведению. Проводим праздники: «Витаминное чаепитие»,
«Чистота и здоровье», «Путешествие в страну Витаминию» и другие.
Еженедельно проводятся классные часы, беседы о здоровье; в расписании
предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Самый адекватный способ
формирования основ культуры здоровья – это игра. Правила этих игр
основываются на выполнении учеником тех или иных навыков здорового образа
жизни. В классе заведен валеологический паспорт, в котором фиксируется все,
что связано со здоровьем учащихся. Это – графики пропусков уроков по
болезни, число болеющих и не болеющих учеников по четвертям, по годам.
Указывается группа здоровья и физкультурная группа каждого учащегося,
каким видом спорта они занимаются. Записываются наблюдения за изменением
осанки. Составляется план мероприятий по сохранению и улучшению здоровья.
Заносятся результаты спортивных мероприятий, соревнований, месячников
теперь
3 здоровья; фотографии детей, не болеющих в течение года или тех, которые
привели свою осанку в норму.
Итогом подобной деятельности являются следующие результаты:
учащиеся успешно усваивают основные знания, умения и навыки;
у детей улучшается осанка и зрение.
ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью;
у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью, как
к ценности, которую нужно беречь.
ум школьника приведен в движение, что позволяет им получить знания по
укреплению своего здоровья в ходе
продуктивной самостоятельной
деятельности.
Я не претендую на бесспорность моего опыта, но это то, ради чего мне
хочется жить и работать, чтобы еще найти пути сохранения и укрепления
здоровья школьников. И как тут не вспомнить французского философа
гуманиста Мишеля де Монтеня, жившего более 400 лет назад, который писал:
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой
действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих
благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни. Поскольку жизнь без
него становится нетерпимой и унизительной».
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только
систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе
принесет желаемый результат – даст прочные знания, осознанные умения по
охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на
соблюдение гигиенических правил, т.е. поможет учащимся сохранить и
укрепить свое здоровье.
А главное, РЕБЯТА НАЧИНАЮТ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ДЕЛО РУК САМОГО ЧЕЛОВЕКА.
4
Доклад "Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии и школьная жизнь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.